Дело № 2-1600/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 20189г.
Орджоникидзевский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Попеновой Т.В.
при секретаре Гайфуллиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедева Н. М. к Администрации го г. Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
Лебедев Н. М. обратился в суд с иском к Администрации го г. Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указывая на следующее.
Истцу принадлежит жилой дом по адресу: <адрес> государственного недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Желая зарегистрировать право собственности на землю, на которой находится указанный дом, Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о выделе в собственность земельный участок, по адресу: <адрес>. На данное обращение был получен отказ № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № находится в границах красных линий. Считает, что Администрация ГО г. Уфа безосновательно отказывает в выделе земельного участка. Считает данный отказ является незаконным, по следующим основаниям: Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № (почтовый адрес ориентира: <адрес>) поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок входит в категорию земель - земли населенных пунктов. В соответствии с Уведомлением об отсутствии в ЕГРП сведений Управления Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о наличии зарегистрированных прав и ограничений на земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № - отсутствуют. Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № "Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках", в редакции от ДД.ММ.ГГГГ., земельный участок, на котором расположена недвижимость может быть выкуплен собственником недвижимого имущества за 3 % от кадастровой стоимости участка. Лебедев Н.М. обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату. В соответствии с ответом, на заявление истца, Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ, предоставление в собственность испрашиваемого земельного участка невозможно в связи с нахождением части земельного участка в границах красных линий. Однако, спорный земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствуют, доказательства наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования отсутствуют, доказательства наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №, не имеется. Администрация ГО г. Уфа в установленный срок не приняла решение о предоставлении в собственность земельного участка и не предложила его выкупить, чем нарушила права Истца на приобретение земельного участка в собственность в порядке, установленном Законом. На основании изложенного, просил обязать Администрацию Городского <адрес> РБ подготовить и направить, Лебедеву Н. М., проект договора купли- продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по выкупной цене, в размере 3% от кадастровой стоимости участка.
Истец Лебедев Н.М. в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен.
Представитель истца Лебедева Н.М. – Сахапова Е.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за №, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации го г. Уфа в суд не явился, о дне и времени слушания дела был извещен, о причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица УЗИО Администрации го г. Уфа – Батюкина Ю.Ю., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ. просила в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с частичным нахождением земельного в границах красных линий.
С учетом надлежащего извещения ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 25 ЗК РФ).
Так, статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Земельный кодекс Российской Федерации в п. 5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 и частью 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, в пределах особо охраняемых природных территорий.
Указанная норма права содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Установлено, что Лебедеву Н.М. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ
Указанный жилой дом расположен на испрашиваемом земельном участке.
По данным кадастрового паспорта земельный участок № (почтовый адрес ориентира: <адрес> поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок входит в категорию земель - земли населенных пунктов.
На данное обращение был получен отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. на том основании, что часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером № находится в границах красных линий.
Согласно сведениям, предоставленным Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № частично (площадью <данные изъяты> кв.м) расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы Герцена. Красные линии на данную территорию установлены до вступления в силу №, документация хранится в спецчасти Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в виде нанесенных на планшеты красных линий. Проект планировки и проект межевания испрашиваемой территории не разрабатывались.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Лебедев Н.М. как собственник жилого помещения, имеет исключительное право на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка, на котором расположено данное жилое помещение, по цене, определяемой в порядке, установленном ЗК РФ.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов, суд полагает, что испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте и может быть предоставлен в собственность истцам за плату.
Доводы о нахождении испрашиваемого участка в границах красных линий судом признаются несостоятельными в силу следующего.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты.
Между тем, каких-либо объектов общего пользования занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке не имеется. На спорном участке расположено жилое помещение истца.
Месторасположение земельного участка не создает препятствий и не нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами.
При этом из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
Однако материалы дела не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования. В отношении спорного земельного участка отсутствуют чертежи красных линий с координатами узлов и точек излома красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружений.
Более того, ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» не содержит положений, ограничивающих прав гражданина на приобретение в собственность земельного участка, на котором планируется размещение объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к участкам общего пользования.
Кроме того, ответчик в нарушении требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с резервированием испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель.
В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В кадастровом паспорте спорного земельного участка нет указаний на наличие каких-либо изъятий участка из оборота, сведений о нахождении в границах красных линий, наличие правового режима земель общего пользования, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для муниципальных нужд.
Таким образом, поскольку истец имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность за плату как собственник жилого дома, расположенного на этом земельном участке и ограничений оборотоспособности, предусмотренных ст. 27 ЗК РФ, которые препятствовали бы передаче истцу в собственность спорного земельного участка не имеется, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
Обязать Администрацию Городского округа город Уфа РБ подготовить и направить, Лебедеву Н. М., проект договора купли- продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., по выкупной цене, в размере 3% от кадастровой стоимости участка.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы.
Судья: Т.В. Попенова