УИД 11RS0001-01-2021-010886-76 №2а-6404/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оспаривании бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оспаривании бездействия, возложении обязанности в срок до 30.11.2021 года организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с 13 мест несанкционированного размещения, расположенных на территории государственного лесного фонда на лесном участке на протяжении 1320 м., расположенном в 116 и 117 квартале ...
Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Агентство лесного хозяйства по Республике Коми, ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании административный истец подержал требования, в порядке уточнения предмета заявленного иска, и пояснил, что место несанкционированного размещения отходов производства и потребления определено в акте осмотр, обследования лесного участка №1 от 30.08.2021, составленного при выходе на место должностным лицом ГУ РК «Сыктывкарское лесничество».
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебном заседании с иском не согласился, указывая на отсутствие необходимых субсидий из федерального бюджета для направления на исполнение заявленных прокурором требований.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из содержания заключения специалиста, составленного 23.06.2021 по итогам выездной проверки, проведенной с участием и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, в ходе осмотра лесной дороги, расположенной в ... на протяжении 1320 м. выявлено более 13 мест несанкционированного размещения различных отходов производства и потребления. Как следует из содержания данного заключения, обнаруженные свалки (навалы) бытовых отходов расположены на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.
Таким образом, факт несанкционированного размещения на землях лесного фонда отходов производства и потребления установлен уполномоченным органом. Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 указанного Закона).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
Согласно статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно Акта осмотра, обследования лесного участка №1 от 02.08.2021, содержащего космоснимок местоположения захламления лесов и схему места захламления, заявленная в иске прокурором свалка расположена на землях государственного лесного фонда расположенных в 117 квартале Краснозатонского участкового лесничества ГУ РК « Сыктывкарское лесничество», выдел 11,13 ( с координатами места захламления лесов согласно Приложения №№160-172).
Исходя из положений статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Положения пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статьями 51, 53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
В частности, пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда.
Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Кроме того, в силу статей 60.1 – 60.3 Лесного кодекса РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам), которая включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов; правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14).
Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).
В силу пунктов 2, 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Пунктом 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Республике Коми таким органом согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 №452, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого являются: обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов (пункты 5, 6, 8 и 12 пункта 9 Положения).
Согласно части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
Из системного толкования перечисленных норм права следует, что возложение на органы местного самоуправления и/или органы исполнительной власти обязанности по созданию условий для устранения причиненного природным объектам вреда и обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории отходами возможно случае, если выявленный факт загрязнения не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным землепользователем, землевладельцем своих обязанностей по защите и охране земель или такое лицо не установлено.
При этом следует учитывать, что в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, обязательным условием которой является наличие вины, а устанавливается факт выполнения пользователем, землевладельцем предусмотренной законом обязанности по содержанию, защите и охране земельного участка.
Принимая во внимание, что земельные участки, на которых было выявлено несанкционированное складирование отходов, относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности, при этом пользователей, землевладельцев этих участков, осуществивших несанкционированное складирование отходов, не установлено, суд находит исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах. Случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).
В силу Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24.08.2017 N 452 (ред. от 15.09.2021), Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - природные объекты и ресурсы), охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического надзора, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми (пункт 1).
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение таких установленных федеральным и областным законодательством полномочий, как сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности ( п.п.11,12 п.9 ).
Соответственно, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, осуществляющее в Республике Коми полномочия собственника земельных участков лесного фонда, следует возложить обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на территории земельных участков лесного фонда, а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельных участков.
Ссылка административного ответчика на то, что к полномочиям Министерства не отнесены обязанности по организации сбора отходов производства и потребления с территории участка лесного фонда не может быть принята судом во внимание, поскольку основана на неверном толковании норм материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, положений Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии ч.3, 5 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация охраны и защиты лесов.
Финансирование расходов на осуществление деятельности Министерства осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета, и средств республиканского бюджета. Таким образом, проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от отходов производства и потребления, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и нецелевым расходованием бюджетных средств не является.
При возложении спорной обязанности на ответчика суд считает необходимым определить разумный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, учитывая объем необходимых работ, обеспечение финансирования, а также наличие благоприятных погодных условий (температурный режим, отсутствие снежного покрова, скрывающего места размещения отходов).
С учетом этого, суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено до 01.09.2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора - удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанность в срок до 01.09.2022 года организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с мест их несанкционированного размещения, расположенных на территории государственного лесного фонда на лесном участке, расположенном в ...
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
В окончательной форме решение суда принято 22 октября 2021 года.