Решение по делу № 2а-6404/2021 от 06.07.2021

УИД 11RS0001-01-2021-010886-76 №2а-6404/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2021 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оспаривании бездействия, возложении обязанности в срок до 30.11.2021 года организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с 13 мест несанкционированного размещения, расположенных на территории государственного лесного фонда на лесном участке на протяжении 1320 м., расположенном в 116 и 117 квартале ...

Привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Агентство лесного хозяйства по Республике Коми, ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» своих представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежаще, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании административный истец подержал требования, в порядке уточнения предмета заявленного иска, и пояснил, что место несанкционированного размещения отходов производства и потребления определено в акте осмотр, обследования лесного участка №1 от 30.08.2021, составленного при выходе на место должностным лицом ГУ РК «Сыктывкарское лесничество».

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебном заседании с иском не согласился, указывая на отсутствие необходимых субсидий из федерального бюджета для направления на исполнение заявленных прокурором требований.

Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из содержания заключения специалиста, составленного 23.06.2021 по итогам выездной проверки, проведенной с участием и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора, в ходе осмотра лесной дороги, расположенной в ... на протяжении 1320 м. выявлено более 13 мест несанкционированного размещения различных отходов производства и потребления. Как следует из содержания данного заключения, обнаруженные свалки (навалы) бытовых отходов расположены на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.

Таким образом, факт несанкционированного размещения на землях лесного фонда отходов производства и потребления установлен уполномоченным органом. Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

На основании статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 указанного Закона).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.

Согласно статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

Согласно Акта осмотра, обследования лесного участка №1 от 02.08.2021, содержащего космоснимок местоположения захламления лесов и схему места захламления, заявленная в иске прокурором свалка расположена на землях государственного лесного фонда расположенных в 117 квартале Краснозатонского участкового лесничества ГУ РК « Сыктывкарское лесничество», выдел 11,13 ( с координатами места захламления лесов согласно Приложения №№160-172).

Исходя из положений статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Положения пункта 2 части 2 статьи 13, статьи 42 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

Согласно части 5 статьи 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50.7, статьями 51, 53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.

В частности, пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №417, установлено, что запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Следовательно, в целях предупреждения лесных пожаров должен осуществляться сбор и вывоз таких отходов с территории лесного фонда.

Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, в силу статей 60.1 – 60.3 Лесного кодекса РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам), которая включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов; правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 №607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (пункт 14).

Проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, обеспечиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5).

В силу пунктов 2, 3 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

Пунктом 1 статьи 19 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации в области таких лесных отношений как организация использования лесов, их охрана (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защита и воспроизводство на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на таких землях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Республике Коми таким органом согласно Положению, утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 №452, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, основными задачами которого являются: обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; повышение защищенности природной среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; сохранение полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов (пункты 5, 6, 8 и 12 пункта 9 Положения).

Согласно части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия (включая захламление) на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального района, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального района не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Из системного толкования перечисленных норм права следует, что возложение на органы местного самоуправления и/или органы исполнительной власти обязанности по созданию условий для устранения причиненного природным объектам вреда и обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории отходами возможно случае, если выявленный факт загрязнения не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным землепользователем, землевладельцем своих обязанностей по защите и охране земель или такое лицо не установлено.

При этом следует учитывать, что в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, обязательным условием которой является наличие вины, а устанавливается факт выполнения пользователем, землевладельцем предусмотренной законом обязанности по содержанию, защите и охране земельного участка.

Принимая во внимание, что земельные участки, на которых было выявлено несанкционированное складирование отходов, относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности, при этом пользователей, землевладельцев этих участков, осуществивших несанкционированное складирование отходов, не установлено, суд находит исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ, а согласно пункту 3 статьи 78 указанного Федерального закона иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах. Случаи, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В силу Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 24.08.2017 N 452 (ред. от 15.09.2021), Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - природные объекты и ресурсы), охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического надзора, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми (пункт 1).

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение таких установленных федеральным и областным законодательством полномочий, как сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности ( п.п.11,12 п.9 ).

Соответственно, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, осуществляющее в Республике Коми полномочия собственника земельных участков лесного фонда, следует возложить обязанность по принятию мер по организации сбора и вывоза отходов, размещенных на территории земельных участков лесного фонда, а также по обеспечению разработки проекта и осуществлению рекультивации земельных участков.

Ссылка административного ответчика на то, что к полномочиям Министерства не отнесены обязанности по организации сбора отходов производства и потребления с территории участка лесного фонда не может быть принята судом во внимание, поскольку основана на неверном толковании норм материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П, положений Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии ч.3, 5 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В п. 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам Российской Федерации на финансирование обеспечения полномочий, среди которых организация охраны и защиты лесов.

Финансирование расходов на осуществление деятельности Министерства осуществляется за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета, и средств республиканского бюджета. Таким образом, проведение мероприятий по охране лесов, в том числе по очистке лесов от отходов производства и потребления, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и нецелевым расходованием бюджетных средств не является.

При возложении спорной обязанности на ответчика суд считает необходимым определить разумный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, учитывая объем необходимых работ, обеспечение финансирования, а также наличие благоприятных погодных условий (температурный режим, отсутствие снежного покрова, скрывающего места размещения отходов).

С учетом этого, суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено до 01.09.2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора - удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанность в срок до 01.09.2022 года организовать сбор и вывоз отходов производства и потребления с мест их несанкционированного размещения, расположенных на территории государственного лесного фонда на лесном участке, расположенном в ...

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента принятия в окончательной форме.

Судья -                 Ю.А.Дульцева

В окончательной форме решение суда принято 22 октября 2021 года.

2а-6404/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК
Другие
Агентство лесного хозяйства по Республике Коми
ГУ "Сыктывкарское лесничество"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
06.07.2021Регистрация административного искового заявления
06.07.2021Передача материалов судье
07.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2021Предварительное судебное заседание
19.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее