Решение по делу № 33-387/2021 от 23.12.2020

Судья Еина Н.Н.

Дело № 2-56/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 января 2021 года № 33-387/2021

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Вершининой О.Ю., Татарниковой Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Андреевой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента строительства Вологодской области на решение Тарногского районного суда Вологодской области от 15.10.2020 по гражданскому делу по иску прокурора Тарногского района в интересах Силинской С. И., Курбатовой В. А., Шерягиной Ф. В., Силинской С. Н., Гребенщиковой Г. С., Архутик Е. П., Фатеевой Т. И. к администрации Тарногского муниципального района, Департаменту строительства Вологодской области, некоммерческой организации Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Балаевой Т.Н., объяснения представителя Департамента строительства Вологодской области и Правительства Вологодской области Стуканцевой А. В., прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., судебная коллегия

установила:

собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> являются: квартиры №... – Батогов Е.Н.; квартиры №... – Силинская С.И.; квартиры №... – Курбатова В.А.; квартиры №... – Шерягина Ф.В.; квартиры №... – Силинская С.Н.; квартиры №... – Коновалова Г.А.; квартиры №... – Архутик Е.П., Архутик С.В. (по ? доли в праве общей долевой собственности у каждого); квартиры №... – Фатеева Т.И., Фатеева А.С., Фатеев П.С. (общая совместная собственность) (т. 1 л.д. 117-134, 244).

Постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 № 1354 утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, в перечень многоквартирных домов которой включен, в том числе и <адрес>. Проведение работ по капитальному ремонту крыши вышеуказанного жилого дома запланировано на период 2018-2020 гг.

На основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 1 от 02.02.2014 между некоммерческой организацией Вологодской области (НКО ВО) «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» (региональный оператор) и собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> <ДАТА> заключен договор №... о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, по условиям которого собственники жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома приняли на себя обязательства ежемесячно в установленные сроки и в полном объеме вносить на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, а региональный оператор обязался обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в сроки, определенные областной программой капитального ремонта, финансирование такого ремонта и в случаях, предусмотренных ЖК РФ, перечислить денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственнику денежные средства, соответствующие доле такого Собственника в фонде капитального ремонта.

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками жилых помещений по адресу: <адрес> исполняется в установленные сроки и в полном объеме.

В соответствии с Краткосрочным планом реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2016 – 2018 годы, утвержденным постановлением Правительства области от 08.02.2016 № 100, капитальный ремонт <адрес> был запланирован на 2018 год.

В Краткосрочном плане реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2016 – 2018 годы, утвержденном постановлением Правительства области от 02.02.2016 № 100, в редакции постановления Правительства области от 10.04.2017 № 314, многоквартирный дом <адрес> отсутствует.

Распоряжением администрации Тарногского муниципального района от 26.12.2017 № 957-р утвержден Краткосрочный план реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов на 2018 год, дом №... по ул. <адрес> в краткосрочный план не включен.

Постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 № 184 утвержден Краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2019 – 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.12.2013 № 1354, согласно которому проведение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома №... по ул. <адрес> не запланировано.

Архутик Е.П., являющаяся собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру №... д. 6 по <адрес>, указав на не проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома в период 2016-2018 годов, а также необоснованное не включение указанного многоквартирного дома в последующий Краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2019 – 2021 годы, в июне 2018 года обратилась с жалобой на незаконные действия должных лиц в Администрацию Тарногского муниципального района, НКО ВО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» (т. 1 л.д. 46-47).

Администрацией Тарногского муниципального района со ссылкой на ошибочное не включение жилого дома в Краткосрочный план (технический сбой) в адрес Департамента строительства Вологодской области неоднократно направлялись письма о включении жилого дома по адресу: <адрес> Краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2019 – 2021 годы, утвержденный Постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 № 184. До настоящего времени указанный дом в Краткосрочный план не включен (т. 1 л.д. 64-65, 72-74).

Департаментом строительства Вологодской области в адрес прокурора Тарногского района в ответ на обращение Архутик Е.П. сообщено, что ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес> на 2019-2021 годы Краткосрочным планом не предусмотрен. Внесение изменений в Краткосрочный план 2018 года не представляется возможным. Изменения в Краткосрочный план на 2019-2021 годы могут быть внесены после получения предложения из администрации Тарногского муниципального района (т. 1 л.д. 62-63).

16.01.2020 администрацией Тарногского муниципального района в адрес Департамента строительства Вологодской области направлен пакет документов для включения жилого дома по адресу: <адрес> краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2019 – 2021 годы (т. 1 л.д. 93, 94).

В ответ на обращение администрации Тарногского муниципального района Департаментом строительства сообщено, что вопрос о включении данного многоквартирного дома в Краткосрочный план будет рассмотрен в случае выявления экономии средств на проведение капитального ремонта или исключения иных домов из Краткосрочного плана (т. 1 л.д. 95-96).

Указав на приведенные обстоятельства, свидетельствующие о незаконном исключении многоквартирного дома по адресу: <адрес> из Краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2016-2018 годы и необоснованном не включении данного дома в Краткосрочный план на 2019-2021 годы, и как следствие, неисполнении Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утверждённой постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 № 1354, прокурор Тарногского района в интересах жителей многоквартирного дома Силинской С.И., Курбатовой В.А., Шерягиной Ф.В., Силинской С.Н., Гребенщиковой Г.С., Архутик Е.П., Фатеевой Т.И. обратился в суд с иском к администрации Тарногского муниципального района, Департаменту строительства Вологодской области, некоммерческой организации Вологодской области «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» о возложении обязанности.

Неоднократно уточняя заявленные требования, в окончательном варианте просил: возложить на администрацию Тарногского муниципального района обязанность в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу утвердить Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2019-2021 годы на территории Тарногского муниципального района в соответствии с формами согласно приложениям 1-3 к Порядку утверждения Краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденному постановлением Правительства Вологодской области от 24.06.2013 № 646, включив в указанный краткосрочный план многоквартирный дом №... по ул. <адрес> в целях проведения в 2021 году работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома;

в срок не позднее 5 рабочих дней с момента утверждения Краткосрочного плана реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2019-2021 на территории Тарногского муниципального района направить в адрес Департамента строительства Вологодской области план с приложением сведений и документов в отношении многоквартирного дома № №... по ул. <адрес>, предоставление которых предусмотрено Порядком утверждения краткосрочных планов реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным постановлением Правительства области от 24.06.2013 № 646;

возложить на Департамент строительства Вологодской области обязанность в срок не позднее 10 рабочих дней со дня поступления из администрации Тарногского муниципального района Краткосрочного плана реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на 2019-2021 годы на территории Тарногского муниципального района подготовить проект внесения изменений в Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденный постановлением Правительства области от 26.02.2018 № 184, включив в указанный Краткосрочный план многоквартирный дом №... по ул. <адрес> в целях проведения в 2021 году работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, направить данный проект для утверждения в Правительство Вологодской области; принять меры по актуализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в связи с переносом срока проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома <адрес> по ул. <адрес> на 2021 год;

возложить на Фонд капитального ремонта общего имущества Вологодской области обязанность в срок не позднее 31.10.2021 обеспечить проведение капитального ремонта крыши многоквартирного дома №... по ул. <адрес>.

Определением Тарногского районного суда Вологодской области от 13.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Батогов Е.Н. и Коновалова Г.А.

Определением Тарногского районного суда Вологодской области от 06.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Вологодской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Тарногского района Ангулина О.Н. от требований к администрации Тарногского муниципального района отказалась, заявленные исковые требования к Департаменту строительства Вологодской области уточнила. Просила обязать Департамент строительства Вологодской области в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект внесения изменений в Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 № 184, включив в указанный Краткосрочный план многоквартирный дом №... по <адрес> в <адрес> в целях проведения в 2021 году работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, направить данный проект для утверждения в Правительство Вологодской <адрес>; принять меры по актуализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в связи с переносом срока проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома №... по ул. <адрес> в <адрес> на 2021 год.

Истцы Архутик Е.П., Курбатова В.А., Шерягина Ф.А. в судебном заседании требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Отказа от исковых требований к администрации Тарногского муниципального района не высказали.

Представитель ответчиков Департамента строительства Вологодской области и Правительства Вологодской области Стуканцева А.В. с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований к Департаменту строительства отказать на основании доводов, изложенных в письменных возражениях на иск, согласно которым представленные администрацией в Департамент с письмом от 17.08.2020 № 1973 сведения по дому № 6 (решение общего собрания собственников о переносе срока проведения капитального ремонта крыши на 2021 год) не соответствуют требованиям закона, поскольку решением общего собрания не определен трехлетний период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Направленный в Департамент акт осмотра и обследования дома №... (приложение к письму от 17.08.2020 № 1973) не отражает актуальную информацию о состоянии многоквартирного дома, поскольку обследование произведено в 2018 году. Кроме того, акт обследования и осмотра дома №... не подписан уполномоченным представителем собственников помещений в многоквартирном доме. На 2021 год Краткосрочным планом на 2019-2021 годы по Тарногскому муниципальному району запланирован ремонт 14 многоквартирных домов, ежегодный размер средств, собираемых собственниками на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов на счете регионального оператора, на территории Тарногского муниципального района составляет порядка 3,04-4 млн. рублей. В условиях существующего дефицита средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках Программы по Тарногскому муниципальному району в период (2019-2021 годов) возможность рассмотрения вопроса о дополнительном включении многоквартирного дома в утвержденный Краткосрочный план на 2019-2021 годы (со сроком проведения ремонта в 2021 году) без привлечения дополнительных источников финансирования может возникнуть только при условии переноса уже включенных на указанный срок многоквартирных домов на более поздний период при согласовании такого решения с собственниками общего имущества данных многоквартирных домов.

Представитель ответчика администрации Тарногского муниципального района Фуникова А.В. в судебном заседании пояснила, что капитальный ремонт многоквартирного дома по <адрес> необходимо провести в 2021 году, в связи с чем дом следует включить в Областную программу капитального ремонта и Краткосрочный план. В свое время многоквартирный дом был внесен в Перечень домов подлежащих капитальному ремонту, необходимые документы были собраны и направлены в Департамент. Не согласны с предъявляемыми к администрации требованиями, поскольку весь необходимый пакет документов в соответствии с Перечнем включения многоквартирного дома в Областную программу администрацией предоставлен.

Представитель ответчика администрации Тарногского муниципального района Королева Л.Е. в судебном заседании пояснила, что администрацией Тарногского района сделано все возможное для включения спорного дома в Краткосрочный план.

Представитель ответчика НКО ВО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области» Узорова О.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями о возложении обязанности на Фонд капитального ремонта о проведении капитального ремонта на срок до 31.10.2021 года не согласилась. Указала, что Фонд капитального ремонта является исполнителем областной программы и краткосрочного плана ее реализации. В связи с чем, если дом будет включен в краткосрочный план и программу, то его ремонт будет проведен.

Истцы Силинская С.И., Силинская С.Н., Гребенщикова Г.С., Фатеева Т.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Батогов Е.Н. и Коновалова Г.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Решением Тарногского районного суда Вологодской области от 15.10.2020 исковые требования прокурора Тарногского района Вологодской области удовлетворены частично.

На Департамент строительства Вологодской области возложена обязанность в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект внесения изменений в Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 № 184, включив в указанный Краткосрочный план многоквартирный дом №... по улице <адрес> в целях проведения в 2021 году работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, направить данный проект для утверждения в Правительство Вологодской области; принять меры по актуализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в связи с переносом срока проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома №... по ул. <адрес> на 2021 год.

В остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе Департамент строительства Вологодской области просит об отмене решения суда в части удовлетворения требований к Департаменту, принятии в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что представленные администрацией Тарногского муниципального района в Департамент сведения по дому №... по <адрес>, а именно решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о переносе срока проведения капитального ремонта крыши на 2021 год, не соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку трехлетний период проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома не определен, информации о переносе срока проведения ремонта на 2021 год письмо Администрации не содержит. Полагает, что каких-либо нарушений порядка формирования и подготовки проекта Постановления Правительства области о внесении изменений в Программу со стороны Департамента не допущено, поскольку при поступлении надлежащим образом оформленных документов их рассмотрение будет осуществлено в установленном порядке. Обращает внимание, что судом не учтено, что постановления Правительства об утверждении Программы и Краткосрочного плана ее реализации являются самостоятельными нормативными правовыми актами, принимаемыми в порядке и сроки, установленные законодательством; без утверждения и вступления в законную силу постановления Правительства области о внесении изменений в Программу основания для формирования соответствующих изменений в Краткосрочный план у Департамента отсутствуют. Также указывает, что Краткосрочный план формируется исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете регионального оператора; в условиях дефицита средств на проведение капитального ремонта в рамках Программы по Тарногскому муниципальному району в период 2019-2021 годов возможность рассмотрения вопроса о дополнительном включении многоквартирного дома в Краткосрочный план на 2019-2021 годы со сроком проведения ремонта в 2021 году без привлечения дополнительных источников финансирования может возникнуть только при условии переноса уже включенных в указанный срок многоквартирных домов на более поздний период при согласовании такого решения с собственниками общего имущества данных домов.

В возражениях на апелляционную жалобу Батогов Е.Н., Силинская С.И., Курбатова В.А., Шерягина Ф.В., Силинская С.Н., Коновалова Г.А., Архутик Е.П., Фатеева Т.И., прокурор Тарногского района Догадаев Э.В., администрация Тарногского муниципального района просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта, полагая его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные к Департаменту строительства Вологодской области требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание включение многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с Областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 № 1354, с запланированным сроком ремонта крыши на период 2018-2020 годов, а также учитывая нашедший в ходе рассмотрения дела факт необоснованного исключения вышеуказанного дома из Краткосрочного плана по проведению капитального ремонта в период 2016-2018 годов и не включения в Краткосрочный план на 2019-2021 годы вследствие технической ошибки; предоставления администрацией Тарногского муниципального района пакета документов, необходимого для включения жилого дома в Краткосрочный план на 2019-2021 годы, исходил из того, что непринятие Департаментом строительства Вологодской области мер по внесению изменений в Краткосрочный план и актуализации Областной программы в связи с переносом срока проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома влечет невыполнение мероприятий, предусмотренных Областной программой капитального ремонта, и свидетельствует о нарушении прав жильцов многоквартирного дома.

Оснований не согласиться с такими выводами суда судебная коллегия не усматривает, находя доводы апелляционной жалобы не состоятельными.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области регулируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Вологодской области от 11.06.2013 № 3088-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов в сфере организации обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области», а также постановлениями Правительства Вологодской области, принятыми в рамках предоставленных ему полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;

2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;

4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;

2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;

3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;

4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;

5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (часть 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных выше положений действующего законодательства, устанавливающих возможность внесения в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, а также проведение капитального ремонта в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, программа представляет собой гибкий правовой механизм, который не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 № 1354 утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области. Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту. Проведение работ по капитальному ремонту крыши вышеуказанного жилого дома запланировано на период 2018-2020 годов.

В соответствии с Краткосрочным планом реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2016 – 2018 годы, утвержденным постановлением Правительства области от 08.02.2016 № 100, капитальный ремонт дома №... по ул. <адрес> был запланирован на 2018 год.

В Краткосрочном плане реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2016 – 2018 годы, утвержденном постановлением Правительства области от 02.02.2016 № 100, в редакции постановления Правительства области от 10.04.2017 № 314, многоквартирный дом №... по ул. <адрес> отсутствует.

Постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 № 184 с учетом распоряжения администрации Тарногского муниципального района от 26.12.2017 № 957-р, утвержден Краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2019 – 2021 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 23.12.2013 № 1354, согласно которому проведение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома №... по ул. <адрес> не запланировано.

Капитальный ремонт крыши многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> плановый период 2018-2020 годов согласно Областной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 № 1354, не проведен. Каких-либо решений об отсутствии необходимости проведения капитального ремонта крыши вышеуказанного многоквартирного жилого дома в плановый период 2018-2020 годов собственниками помещений не принималось.

Из представленных администрацией Тарногского муниципального района документов усматривается, что орган местного самоуправления неоднократно направлял в адрес Департамента строительства Вологодской области письма о включении жилого дома по адресу: <адрес> в Краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2019 – 2021 годы, утвержденный Постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 № 184. Не включение данного жилого дома в Краткосрочный план со стороны администрации Тарногского муниципального района обусловлено технической ошибкой.

По информации Департамента строительства Вологодской области ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес> на 2019-2021 годы Краткосрочным планом не предусмотрен.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, оформленным протоколом № 1 от 10.08.2020, принято решение по вопросам, внесенным в повестку дня, в том числе об утверждении перечня работ по капитальному ремонту общего имущества (утепление чердака, частичная замена элементов крыши, замена кровли); о включении проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (вид ремонта – крыша) в Краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области 2019-2021 годов со сроком проведения работ в 2021 году (т. 3 л.д. 156-157).

01.09.2020 администрацией Тарногского района утвержден Краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области на 2019-2021 годы, жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в 2021 году.

В целях включения указанного дома в Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Вологодской области на 2021 год администрацией Тарногского муниципального района в адрес Департамента строительства Вологодской области направлен новый пакет документов с приложением необходимых документов.

Каких-либо мер по внесению вышеуказанного жилого дома в краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Вологодской области, утвержденный постановлением Правительства Вологодской области от 26.02.2018 № 184, Департаментом строительства Вологодской области не принято.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что действующее законодательство не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и при наличии к тому оснований - соответствующих изменений (дополнений) региональной программы путем ее актуализации и утверждения краткосрочных планов ее реализации, а также исходя из нашедших в ходе рассмотрения дела фактов необоснованного исключения многоквартирного дома по адресу: <адрес> из Краткосрочного плана по проведению капитального ремонта в период 2016-2018 годов вследствие технической ошибки и принятия администрацией Тарногского муниципального района необходимых мер, направленных на включение жилого дома по адресу: <адрес> Краткосрочный план реализации Областной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Вологодской области на период 2019-2021 годов, судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии каких-либо нарушений со стороны Департамента строительства Вологодской области по принятию мер по актуализации Программы и внесению изменений в Краткосрочный план, соглашается с выводами суда о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на Департамент соответствующих обязанностей.

Утверждения подателя жалобы о том, что в соответствии с утвержденной Программой в решении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу переноса срока проведения капитального ремонта на более поздний период, чем это установлено Программой, должен быть определен трехлетний плановый период проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома подлежит отклонению, поскольку положения пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключают возможность отражения планового периода проведения капитального ремонта общего имущества по определенному виду работ и (или) услуг указанием на календарный год.

Доводы подателя жалобы о невозможности рассмотрения вопроса о дополнительном включении многоквартирного дома по адресу: <адрес> Краткосрочный план на 2019-2021 годы со сроком проведения ремонта в 2021 году без привлечения дополнительных источников финансирования в связи с существующим дефицитом средств на проведение капитального ремонта в рамках Программы, не влекут отмены обжалуемого судебного акта, поскольку отсутствие денежных средств на проведение капитального ремонта не означает, что жилой дом по вышеуказанному адресу, включенный в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в рамках областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 23.12.2013 № 1354, с запланированным сроком ремонта крыши в период 2018-2020 годов, не должен включаться в Программу или подлежит исключению из нее. Возможность актуализации региональной программы и Краткосрочного плана в данном случае не исключена.

Подлежат отклонению и ссылки апелляционной жалобы на иную судебную практику, поскольку при рассмотрении спора суд учитывает конкретные обстоятельства каждого дела и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимается судебный акт, обстоятельства, установленные ранее принятыми судебными актами, не являются аналогичными по отношению к настоящему делу, и не относятся к нормативно-правовым актам, указанным в статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми надлежит руководствоваться при отправлении правосудия. Настоящее дело рассмотрено с учетом установленных фактических обстоятельств и на основании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, доводы жалобы правильности выводов суда не опровергают, оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тарногского районного суда Вологодской области от 15.10.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента строительства Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

    

Судьи:

33-387/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Архутик Елена Петровна
Силинская Светлана Игоревна
Силинская Светлана Николаевна
Прокуратура Тарногского района
Курбатова Валентина Алексеевна
Гребенщикова Галина Степановна
Шерягина Фаина Васильевна
Фатеева Татьяна Ивановна
Ответчики
Департамент строительства Вологодской области
НКО ВО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области"
Администрация Тарногского муниципального района
Другие
Правительство Вологодской области
Коновалова Галина Анатольевна
Батогов Евгений Николаевич
Батогова Татьяна Александровна
Суд
Вологодский областной суд
Судья
Балаева Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
23.12.2020Передача дела судье
19.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2021Передано в экспедицию
19.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее