Судья: Маркова Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Гражданское дело № 33-12821
10 ноября 2015 года город Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Евдокименко А.А.,
судей – Сафоновой Л.А. и Улановой Е.С.,
при секретаре – Моревой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе – Васильевой И.В. на решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 3 сентября 2015 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении исковых требований Васильевой И.В..»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Евдокименко А.А., объяснения в поддержание апелляционной жалобы представителя истца – Васильевой И.В. – Киргетова Д.Н., возражения на жалобу представителя ответчика – Дзюбан Д.А. – Терентьевой Е.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Истец – Васильева И.В. обратилась в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в объекте незавершенного строительства к ответчикам – Дзюбану Д.А. и Мэрии г.о. Тольятти в обоснование своих требований указав, что ответчик Дзюбан Д.А. приобрел в собственность земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома 1 - 4 этажа, общая площадь 1300 кв.м., адрес объекта: Самарская область город Тольятти, Центральный район, Комсомольское шоссе, 22а. 28 декабря 2012 года ответчиком было получено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома на вышеуказанном земельном участке, срок действия разрешения на строительство продлен органом местного самоуправления до 28 декабря 2015 года. 11 августа 2014 года между Дзюбаном Д.А. и истцом заключен договор об участии в долевом строительстве жилого дома расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. В соответствии с условиями указанного договора истцом уплачены ответчику 4 800 000 рублей в счет оплаты стоимости квартиры №8, площадью 110 кв.м., в доме по вышеназванному адресу. Заключенный между сторонами договор долевого участия в строительстве не был зарегистрирован в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию застройщиком не получено, хотя строительство дома завершено, с декабря 2014 года помещение используется истцом по назначению. В силу закона истец, будучи участником долевого строительства многоквартирного дома, является собственником спорного помещения, однако при изложенных обстоятельствах регистрация ее прав возможна только на основании судебного решения. На основании изложенного истец просил признать за ней - Васильевой И.В. право собственности на квартиру №8, в подъезде №1, этаж 4, дома расположенного по адресу: <адрес> площадью 93,3 кв.м..
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое истец – Васильева И.В. считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить в полном объеме её иск.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы – Васильевой И.В., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) застройщик - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды либо в предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2008 года №161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» случаях на праве безвозмездного пользования земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
В силу п. 2 ст. 3 названного Федерального закона право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что застройщиком в смысле определенном названным Федеральным законом не может являться гражданин, следовательно, положения указанного закона не могут распространяться на двухсторонние договоры, заключенные между гражданами.
Из материалов дела видно, что ответчику - Дзюбан Д.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1300 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, город Тольятти, Центральный район, Комсомольское шоссе, 22а, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 9 апреля 2015 года. 28 декабря 2012 года Мэрией г.о. Тольятти Дзюбан Д.А. выдано разрешение на строительство №К11 63302000-411, которым ответчику предоставлено разрешение на строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по вышеназванному адресу. 11 августа 2014 года Дзюбан Д.А., в лице представителя по доверенности Ткачева А.Н., и Васильева И.В. заключили между собой договор, согласно которому Васильева И.В. обязалась внести денежные средства из расчета 39 000 рублей за 1 кв.м. площади, а ответчик обязался передать в собственность Васильевой И.В. квартиру №8, площадью 110 кв.м., расположенную по указанному адресу. Факт заключения договора сторонами не оспаривается.С учетом указанного судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что требования истца основаны на законе, не подлежащем применению при разрешении настоящего гражданского дела по существу, так как договор, на котором основаны требования истца, заключен между гражданами, что подтверждается и самим истцом, в том числе, и в апелляционной жалобе.
Не может судебная коллегия признать убедительными все доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства и не имеют правового значения для разрешения настоящего гражданского дела по существу.
Так, согласно абзацу второму пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2011 года №54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи. При этом судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях (в частности, статья 5 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», статья 6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.
Таким образом, договор на участие в долевом строительстве жилого дома по правовой природе относится к договору купли-продажи будущей недвижимой вещи
Здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, признаются объектами незавершенного строительства (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Объекты незавершенного строительства на основании пункта 1 статьи 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации являются недвижимыми вещами (недвижимое имущество, недвижимость).
В соответствии со статьи 219 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Отсюда следует, что незавершенное строительство может быть признано объектом гражданского права с распространением на него правового режима недвижимого имущества только при осуществлении государственной регистрации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 25 Федерального закона №122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении сборов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что вещные права, включая право собственности на объекты недвижимости, возникают не с начала их строительства, а только после государственной регистрации соответствующих прав на эти объекты. Заключение инвестиционного договора порождает лишь обязательственные отношения между его сторонами и дает им право требовать друг от друга исполнения соответствующего обязательства, а также защищать это право в порядке, способами и по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, до момента государственной регистрации объекта незавершенного строительства спорное имущество не может выступать самостоятельным объектом гражданского права.
Право собственности участника долевого строительства на долю в объекте незавершенного строительства не может быть признано только на основании договора долевого строительства, поскольку до приобретения статуса индивидуально-определенного недвижимого имущества, до регистрации права собственности спорное незавершенное строительство может считаться только объектом обязательственных правоотношений по указанному договору.
В статье 25 Федерального закона №122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что право собственности на объект незавершенного строительства подлежит регистрации.
Следовательно, для государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю (ст. 131 и 551 Гражданского Кодекса РФ) продавец должен обладать правом собственности на него (п. 1 Постановления №54 от 11 июля 2011 года).
На момент рассмотрения дела судом первой инстанции многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> а, являлся объектом незавершенного строительства.
Довод заявителя жалобы об отсутствии препятствий для признания за ним права собственности на объект незавершенного строительства не является обоснованным, поскольку из вышеизложенного следует, что вещные права, включая право общей долевой собственности, на такие объекты недвижимости, как незавершенные строительством объекты, возникают не с начала их строительства, а только после государственной регистрации соответствующих прав на эти объекты, в связи с чем до государственной регистрации невозможно установление права собственности на не созданное и незарегистрированное в установленном законом порядке имущество.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении указанного гражданского дела судом правильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным им в ходе судебного разбирательства, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, судом не допущено, то есть, оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения, указанных в ст. 330 ГПК РФ, в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Решение Центрального районного суда города Тольятти Самарской области от 3 сентября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - Васильевой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -