Решение по делу № 33а-903/2022 от 24.02.2022

УИД 69RS0021-01-2021-001958-03

Дело № 2а-489/2021 (№ 33а-903/2022) судья – Иванова Н.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 апреля 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Сергуненко П.А. и Сельховой О.Е.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Кирилловой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Сельховой О.Е.

административное дело по апелляционной жалобе Администрации Нелидовского городского округа Тверской области на решение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 20 декабря 2021 года по административному исковому заявлению Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, поданному в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона,

у с т а н о в и л а:

23 ноября 2021 года Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с приведенным выше административным исковым заявлением, в обоснование которого указал следующее.

Нелидовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании и ремонте автомобильной дороги местного значения по адресу: Тверская обл., г. Нелидово, ул. Машиностроителей от ул. А. Невского до Северного шоссе.

По сведениям реестра данная автомобильная дорога находится в муниципальной собственности муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области, в связи с чем содержание и ремонт указанной автомобильной дороги возложены на административного ответчика.

При обследовании участка автомобильной дороги 7 июля 2021 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» установлено, что на проезжей части участка улицы Машиностроителей от подъезда к заводу ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» до Северного шоссе имеется:

- сплошное разрушение дорожного покрытия (множественные выбоины, выкрашивание, сетка трещин), чем нарушен пункт 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- загрязнение в виде песко-гравийной смеси, в нарушение пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- отсутствие дорожных знаков 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу», 5.23.1 «Начало населенного пункта», 5.24.1 «Конец населенного пункта», 3.20 «Обгон запрещен», 1.11.1 «Опасный поворот», чем нарушены пункты 6.2.1 и 6.2.4 требований ГОСТ Р 50597-2017;

- занижение обочин более 4 см, в нарушение пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на обочинах имеется травяная и древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см, чем нарушен пункт 5.3.1 требований ГОСТ Р 50597-2017.

Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Коммунальное хозяйство – Сервис» на летнее содержание улично-дорожной сети г. Нелидово Тверской области в 2021 году, однако в перечень участков улично-дорожной сети г. Нелидово по летнему содержанию не вошел участок автомобильной дороги по ул. Машиностроителей от подъезда к заводу ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» до Северного шоссе.

Таким образом, содержание вышеуказанного участка автомобильной дороги, в целях организации безопасности дорожного движения, администрацией не осуществляется. Он является труднопроходимым для легкового транспорта, выявленные нарушения на проезжей части данной дороги до настоящего времени не устранены.

4 августа 2021 года в адрес Администрации Нелидовского городского округа Тверской области направлено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого Администрацией письмом от 2 сентября 2021 года № 21-26/3376 сообщено о планировании проведения капитального ремонта указанного участка автомобильной дороги не ранее 2024 года.

Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в бюджете муниципального образования Нелидовского городского округа Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период.

На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Нелидовского городского округа Тверской области по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании и ремонте автомобильной дороги по адресу: Тверская обл., г. Нелидово, ул. Машиностроителей от ул. А. Невского до Северного шоссе на участке от подъезда к заводу ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» до Северного шоссе, с возложением на административного ответчика обязанности в срок до 1 мая 2022 года организовать работы по приведению в надлежащее состояние данного участка автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, не требующие капитального ремонта дорожного полотна, а именно устранить загрязнение в виде песко-гравийной смеси, устранить занижения обочин более 4 см, травяную и древесно-кустарниковую растительность более 15 см, установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу», 5.23.1 «Начало населенного пункта», 5.24.1 «Конец населенного пункта», 3.20 «Обгон запрещен», 1.11.1 «Опасный поворот»; а также обязанности в срок до 1 января 2023 года организовать работы по приведению в нормативное состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 в части проведения капитального ремонта: устранить сплошное разрушение дорожного покрытия (множественные выбоины, выкрашивание, сетка трещин) вышеуказанного участка автомобильной дороги.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца - помощник Нелидовского межрайонного прокурора Кондратьева О.В. административный иск поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в нем, пояснила, что какие-либо информационные знаки о том, что дорога закрыта, отсутствуют. Часть выявленных нарушений, такие как устранение песко-гравийной смеси, занижения обочины и травяной и древесно-кустарниковой растительности, установка дорожных знаков, не носит капитального характера и могла быть устранена Администрацией. Разрушение дорожного полотна также не устранено.

Представитель административного ответчика - Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Чумак Л.Н. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования не признала, пояснила, что ремонт участка дороги запланирован на 2024 год.

Заинтересованное лицо ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции своего представителя не направило, о причинах его неявки суду не сообщило, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовало, в связи с чем судом определено рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Решением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 20 декабря 2021 года административные исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области о признании бездействия по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения незаконным и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений закона удовлетворены.

Признано незаконным бездействие Администрации Нелидовского городского округа Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации и проведении работ по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании и ремонте автомобильной дороги по ул. Машиностроителей от ул. А. Невского до ул. Северное шоссе на участке от подъезда к заводу ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» до ул. Северное шоссе г. Нелидово.

На Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области возложена обязанность в срок до 1 мая 2022 года организовать работы по приведению в надлежащее состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильной дороги по адресу: Тверская обл., г. Нелидово, ул. Машиностроителей от ул. А. Невского до ул. Северное шоссе, на участке от подъезда к заводу ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» до ул. Северное шоссе, а именно:

- устранить загрязнение в виде песко-гравийной смеси (пункт 5.1.1 требований ГОСТ Р 50597-2017);

- установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу», 5.23.1 «Начало населенного пункта», 5.24.1 «Конец населенного пункта», 3.20 «Обгон запрещен», 1.11.1 «Опасный поворот» (пункты 6.2.1 и 6.2.4 требований ГОСТ Р 50597-2017);

- устранить занижения обочин (пункт 5.3.1 требований ГОСТ Р 50597-2017);

- устранить травяную и древесно-кустарниковую растительность более 15 см (пункт 5.3.1 требований ГОСТ Р 50597-2017).

На Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области возложена обязанность в срок до 1 января 2023 года организовать работы по приведению в надлежащее состояние в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 автомобильной дороги по адресу: Тверская обл., г. Нелидово, ул. Машиностроителей от ул. А. Невского до ул. Северное шоссе, на участке от подъезда к заводу ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» до ул. Северное шоссе, а именно проведение капитального ремонта данного участка автомобильной дороги.

В апелляционной жалобе администрация Нелидовского городского округа Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу.

В обоснование доводов жалобы указывает, что по результатам выездной проверки, проведенной с участием сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский», администрации и представителей подрядной организации ООО «КХ-Сервис» установлено, что необходимо выполнить фрезерование и восстановление основания дороги, предварительная стоимость которых составляет более <данные изъяты> рублей. В рамках действующего контракта остаток средств составлял <данные изъяты> рублей. Поскольку на тот момент денежные средства для устранения нарушений отсутствовали на внеочередном заседании межведомственной комиссии при участии сотрудников ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» принято решение о признании указанного участка дороги аварийным и прекращении движения на нем.

В 2019 году Администрацией разработана проектная документация на ремонт участка автодороги, включающая, в том числе, работы по вырубке кустарника, подъему обочины и установке дорожных знаков. Указанные работы требуют больших финансовых затрат.

Текущий ремонт указанного участка дороги стоит не менее <данные изъяты> рублей, который не приведет к устранению всех недостатков, и денежные средства будут потрачены неэффективно.

Капитальный ремонт автодороги стоит около <данные изъяты> рублей, которых в бюджете округа не имеется. В этой связи Администрацией на основании запроса Министерства транспорта Тверской области от 23 апреля 2021 года направлена заявка от 12 мая 2021 года на внесение в адресный перечень объектов, подлежащих ремонту в 2024 году, включающий, в том числе, ул. Машиностроителей г. Нелидово.

Административный ответчик считает нецелесообразным проводить в 2022 году ремонт дороги, запланированный на 2024 год.

Также Администрацией указано на непривлечение к участию в деле Министерства транспорта Тверской области, которое является главным администратором государственной программы Тверской области «Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Тверской области» на 2020-2028 годы», утвержденной Постановлением Правительства Тверской области от 13 февраля 2020 года № 56-пп. Полагают, что поскольку решением суда разрешен вопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Нелидовский межрайонный прокурор просит оставить решение суда без изменения, изменив срок проведения работ по содержанию указанной дороги до 1 января 2023 года.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации Нелидовского городского округа Тверской области Казакова А.А. поддержала доводы апелляционной жалобы, по изложенным в ней основаниям, дополнительно пояснила, что указанная дорога не является приоритетной и социально значимой. Органы местного самоуправления определяют перечень и порядок ремонта дорог самостоятельно. Настоящий административный иск прокурора является неправомерным вмешательством в деятельность администрации. Полагала, что бездействия со стороны административного ответчика не допущено. Проведение ремонта дороги планируется на 2024 год. В связи с невключением ул. Машиностроителей в перечень дорог, ремонт которых запланирован на 2024 год, администрацией направлена в Министерство транспорта Тверской области претензия.

Прокурор Обиход И.Д. возражал относительно доводов апелляционной жалобы, полагал, что текущие работы могут быть проведены в рамках капитального ремонта, в связи с чем общий срок проведения всех работ может быть установлен до 1 января 2023 года.

Представитель ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский», будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем, на основании положений статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Пунктом 1 статьи 12 вышеуказанного Закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Закона о безопасности дорожного движения).

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно статье 3 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно статье 5 Закона о безопасности дорожного движения обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

В силу пункта 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения в полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктами 1 и 6 части 1 статьи 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления, в том числе городских округов, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Закона № 257-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 17 Закона № 257-ФЗ капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» и введен в действие с 1 сентября 2018 года.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 50597-2017 настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А значений показателей), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Пунктом 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.

В силу пункта 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов. Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения; с разделительных полос и обочин в течение трех суток с момента обнаружения. Предметы, не относящиеся к элементам обустройства, должны быть удалены в течение двух часов с момента обнаружения.

Согласно пункту 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4, в частности занижение обочины и разделительной полосы более 4 см и трава и древесно-кустарниковая растительность на обочинах, высотой более 15 см.

В соответствии с пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения. Опоры дорожных знаков на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32948.

В силу п.6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.1.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Согласно подпункту «а» пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 указанного Положения Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области», утвержденным постановлением Администрации Нелидовского городского округа Тверской области от 29 декабря 2018 года № 28-па, автомобильная дорога с идентификационным номером «г. Нелидово, ул. Машиностроителей от ул. А. Невского до ул. Северное шоссе», относится к дороге общего пользования местного значения, на которой предусмотрено асфальтовой покрытие (т. 2 л.д. 189-191).

На основании указанного постановления и постановления Администрации Нелидовского городского округа от 20 февраля 2019 года № 183-па «О внесении в реестр муниципальной собственности муниципального образования Нелидовский городской округ Тверской области» данная автомобильная дорога внесена в реестр муниципальной собственности муниципального образования (т. 1 л.д. 151).

Согласно статье 9 Устава Нелидовского городского округа Тверской области, принятого решением Нелидовской городской Думы от 27 февраля 2019 года № 94-1, к вопросам местного значения Нелидовского городского округа относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Нелидовского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Нелидовского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (т. 1 л.д. 66).

Таким образом, на Администрацию Нелидовского городского округа как на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и содержание.

7 июля 2021 года при обследовании участка автомобильной дороги по ул. Машиностроителей г. Нелидово Тверской области от подъезда к заводу ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» до Северного шоссе старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» Новиковым О.А. выявлено, что на проезжей части данной автомобильной дороги:

- имеется сплошное разрушение дорожного покрытия (множественные выбоины, выкрашивание, сетка трещин), чем нарушен пункт 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- на проезжей части дороги имеется загрязнение в виде песко-гравийной смеси, чем нарушен пункт 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога», 2.4 «Уступите дорогу», 5.23.1 «Начало населенного пункта», 5.24.1 «Конец населенного пункта», 3.20 «Обгон запрещен», 1.11.1 «Опасный поворот», чем нарушены пункты 6.2.1 и 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017;

- имеется занижение обочин более 4 см, чем нарушен пункт 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017;

- на обочинах имеется травяная и древесно-кустарниковая растительность высотой более 15 см, чем нарушен пункт 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 7 июля 2021 года (т. 1 л.д. 19) с приложением подтверждающих нарушения фотоматериалов (т. 2 л.д. 41 оборотная сторона).

7 июля 2021 года Администрации Нелидовского городского округа Тверской области вручено предписание № 99 от 7 июля 2021 года об устранении выявленных недостатков в срок, указанный в предписании (т. 1 л.д. 18).

26 июля 2021 года при обследовании вышеуказанного участка автомобильной дороги старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» Новиковым О.А. установлено, что выявленные 7 июля 2021 года недостатки в содержании дороги не устранены, о чем составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 26 июля 2021 года (т. 1 л.д. 17 оборотная сторона) с приложением подтверждающих нарушения фотоматериалов (т. 2 л.д. 45-50).

26 июля 2021 года Администрации Нелидовского городского округа Тверской области вручено предписание № 102 от 26 июля 2021 года об устранении выявленных недостатков в срок, указанный в предписании (т. 1 л.д. 18 оборотная сторона).

28 июля 2021 года старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» Новиковым О.А. в отношении Администрации Нелидовского городского округа Тверской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 27 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 2 л.д. 51-52).

30 июля 2021 года врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский» Смирновым В.В. в адрес Нелидовского межрайонного прокурора направлено письмо с информацией о выявленных в ходе проверки недостатков УДС с просьбой оказания содействия путем принятия мер прокурорского реагирования (т. 1 л.д. 17).

По данному факту на основании решения и.о. Нелидовского межрайонного прокурора Мозолевой О.А. от 30 июля 2021 года № 70, прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги по ул. Машиностроителей в г. Нелидово Нелидовского городского округа Тверской области (т. 1 л.д. 23).

По результатам прокурорской проверки помощником Нелидовского межрайонного прокурора Кондратьевой О.В. 5 августа 2021 года составлен акт проверки, согласно которому содержание и ремонт автомобильной дороги местного значения по ул. Машиностроителей г. Нелидово возложены на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области, в связи с непринятием мер по передаче для содержания и ремонта вышеуказанной автомобильной дороги местного значения иному лицу. Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области допущены факты неисполнения обязанностей по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги местного значения на ул. Машиностроителей г. Нелидово при ее содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, что зафиксировано в акте, составленном 7 июля 2021 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Нелидовский». Указанные в акте нарушения Администрацией Нелидовского городского округа не устранены (т. 1 л.д. 24-25).

4 августа 2021 года врио главы Нелидовского городского округа Тверской области Крючкову А.И. внесено представление и.о. Нелидовского межрайонного прокурора Мозолевой О.А. об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения (т. 1 л.д. 20-21).

Удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, установив, что Администрация Нелидовского городского округа Тверской области возложенные на нее обязанности по содержанию и ремонту спорного участка автомобильной дороги не осуществляет, что подтверждается соответствующими актами ОГИБДД МО МВД «Нелидовский», пришел к выводу о допущенном бездействии административного ответчика.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы об обратном являются несостоятельными.

Так, материалами дела подтверждено, что до предъявления настоящего административного иска в суд, то есть до 23 ноября 2021 года, действенных мер, направленных на организацию ремонта и содержания данного участка дороги, административным ответчиком не предпринималось, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении дорожной деятельности и обеспечении безопасности дорожного движения.

Факт нахождения указанного в иске участка автомобильной дороги в ненормативном техническом состоянии административным ответчиком не оспаривался.

Кроме того, как следует из проектной документации на ремонт участка автодороги по ул. Машиностроителей в Нелидовском городском округе Тверской области, составленной ООО «Дорсервис» в 2019 году, участок автодороги, расположенный по адресу: ул. Машиностроителей, г. Нелидово, Тверская область, находится в неудовлетворительном состоянии, полоса отвода дороги заросла кустарником и мелколесьем. Кюветы заилены и требуют прочистки с коррекцией ширины земляного полотна. На всем протяжении участка асфальтобетонное покрытие имеет значительные разрушения (большая ямочность, кромки разрушены, и полностью отсутствует асфальтобетонное покрытие, поперечный профиль нарушен). Водоотвод с проезжей части из-за нарушенных поперечных уклонов не осуществляется (т. 3 л.д. 46).

Само по себе вынесение во время проведения прокурорской проверки постановления врио главы Администрации Нелидовского городского округа Тверской области от 5 августа 2021 года № 1204-па о признании аварийным участка автомобильной дороги местного значения Нелидовского городского округа ул. Машиностроителей ПК0км+975м–ПК1км+950м и прекращении движения по нему, утверждение схемы объезда аварийного участка автомобильной дороги, не влияет на законность вынесенного судом решения.

Вопреки доводам административного ответчика данная дорога является социально значимой, поскольку обеспечивает выезд на трассу М-9 «Москва-Рига» от завода ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов».

Довод апелляционной жалобы о непривлечении к участию в деле Министерства транспорта Тверской области не могут повлечь отмену судебного акта, поскольку предметом спора является нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения при содержании и ремонте автомобильной дороги, обязанность по исполнению которых возложена на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области.

По смыслу статьи 227 КАС РФ выбор способа устранения допущенных нарушений прав лиц, в защиту которых предъявлено административное исковое заявление, является прерогативой суда и избирается с учетом установленных конкретных обстоятельств по рассматриваемому административному делу.

Как следует из вышеуказанной проектной документации при проведении ремонта участка автодороги по ул. Машиностроителей в Нелидовском городском округе Тверской области предусмотрены следующие виды работ: расчистка полосы отвода от кустарника и мелколесья; валка деревьев, прочистка кюветов, устройство железобетонной трубы, разборка существующего покрытия, устройство песчаного подстилающего слоя, устройство щебеночного основания, розлив вяжущих материалов, устройство выравнивающего и верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, укрепление обочин, установка дорожных знаков и дорожной разметки.

Таким образом, работы по устранению загрязнения в виде песко-гравийной смеси, установлению дорожных знаков, устранению занижения обочин и устранению травяной и древесно-кустарниковой растительности будут проведены при приведении дороги в нормативное состояние, в связи с чем судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о нецелесобразности выполнения указанных работ до ремонта дорожного полотна. Кроме того, спорный участок автодороги в настоящий момент фактически закрыт для движения.

Учитывая принцип самостоятельности органов местного самоуправления в определении очередности решения вопросов местного значения, приоритетность организации ремонтных работ на автомобильных дорогах с учетом их востребованности, социальной значимости, фактического технического состояния, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости продления срока исполнения возложенной на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области обязанности до 31 декабря 2024 года, что не нарушает принцип приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, поскольку движение по дороге ограничено, имеются альтернативные пути объезда.

В этой связи судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, изложив абзацы 3 – 8 резолютивной части решения суда в иной редакции.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу Администрации Нелидовского городского округа Тверской области удовлетворить частично.

Решение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 20 декабря 2021 года изменить, абзацы 3 – 8 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:

«Возложить на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области обязанность организовать проведение работ по приведению в срок до 31 декабря 2024 года в соответствие с требованиями пунктов 5.1.1, 5.2.4, 5.3.1, 6.2.1, 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 автомобильной дороги общего пользования местного значения (идентификационный номер ), расположенной по адресу: Тверская обл., г. Нелидово, ул. Машиностроителей от ул. А. Невского до ул. Северное шоссе, на участке от подъезда к заводу ЗАО «Нелидовский завод гидравлических прессов» до ул. Северное шоссе».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Нелидовского городского округа Тверской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

             

Судьи

33а-903/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Нелидовский межрайонный прокурор Тверской области
Ответчики
Администрация Нелидовского городского округа Тверской области
Другие
ОГИБДД МО МВД России "Нелидовский"
Суд
Тверской областной суд
Судья
Сельхова Ольга Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
02.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
06.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022Передано в экспедицию
06.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее