Дело № 2-1145/2021
УИД 61RS0020-01-2021-001763-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 июня 2021 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.,
при секретаре Сугейко Д.А.,
с участием представителя истца Литюк В.И. – Дельцовой Г.А., действующей на основании нотариально удостоверенной доверенности от 19.01.2001, зарегистрированной в реестре нотариуса №....,
представителя ответчика Администрации города Новошахтинска Ростовской области – Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности №.... от 06.05.2019,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1145/2021 по исковому заявлению исковому заявлению Литюк В.И., Литюк Т.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят обязать Администрацию г. Новошахтинска заключить с Литюк В.И., Литюк Т.В. договор о предоставление социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке по форме, установленной Министерством энергетики РФ, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, в 2022 году.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками квартиры №.... в доме №.... по <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону серия .... №.... от 07.10.2014, удостоверенным нотариусом г. Новошахтинска Ростовской области З.В.З. 07.10.2014, реестровый номер ....; свидетельством о праве на наследство по закону серия .... №.... от 24.12.2018, реестровый №....; соглашением о реальном разделе жилого дома и прекращении долевой собственности от 23.07.2019; выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области 01.08.2019. Они зарегистрированы в указанном доме, но проживать там не могут в связи с его разрушением, другого постоянного жилья не имеют. С 2014 года они добивались включения в списки на переселение из ветхого жилья, поскольку дом стал непригодным для проживания по критериям безопасности в результате деятельности шахты им. .... ОАО «Ростовуголь». 05.02.2020 решением Новошахтинского районного суда они были включены в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья.
До настоящего времени жилье им не предоставлено. На обращение в Администрацию города Новошахтинска о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке ими получен ответ о невозможности предоставления социальной выплаты в связи с отсутствием средств, что свидетельствует о нежелании администрации города выполнить свои обязанности по обеспечению их благоустроенным жильем. В течение нескольких лет они вынуждены арендовать жилье, несут в связи с этим значительные материальные затраты.
Истцы Литюк В.И., Литюк Т.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, согласно представленного заявления просили дело рассмотреть в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца Литюк В.И. - Дельцова Г.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседании поддержала требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Новошахтинска - Никулина О.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что, будучи включенными в Список граждан, подлежащих переселению… по решению суда в 2020 году, истцы предоставили в администрацию города часть документов, необходимых для формирования учетного дела и дальнейшей реализации их права на получение соцвыплаты только в феврале 2021 года, ни информационную карту, ни заявления о заключении с ними договора о предоставлении соцвыплаты с указанием на вид реализации своего права – приобретение жилья на вторичном рынке либо участие в долевом строительстве – истцами в администрацию города не представлено. Также представитель ответчика обратила внимание на то, что истцы с 2014 года проживают и работают в г. Москве, в связи с чем вести речь о том, что они вынуждены арендовать съемное жилье ввиду невозможности проживания в аварийном - несостоятельны. Также представитель ответчика пояснила, что из спорного дома никто из жильцов не переселен.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками квартиры №...., расположенной в доме №.... по <адрес>, и включены в список граждан, проживающих в жилых домах, ставшими в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, .... Шахта им. .... ОАО «Ростовуголь», под №..... Данный список утвержден Минэнерго РФ 14.05.2020 протоколом АЯ-109пр. Включены на основании решения Новошахтинского районного суда Ростовской области от 14.02.2020.
Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20.06.1996 № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Подпунктом "б" пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года N 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат; социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Орган местного самоуправления шахтерского города или поселка заключает с гражданином договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации (п. 12 Правил).
В соответствии с п. 13 Правил гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Приобретенное (построенное) за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного Решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, в целях оказания содействия в переселении из ветхого жилья управлением жилищной политики Администрации города ведется прием граждан. В ходе приема: а) разъясняется порядок реализации мероприятий по оказанию содействия гражданам в переселении из ветхого жилья, осуществляемый в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков"; б) при наличии возможности оказания содействия в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого гражданину выдается для заполнения информационная карта и перечень документов, необходимых для предоставления гражданами в управление жилищной политики для реализации права на переселение из ветхого жилищного фонда, разъясняется порядок внесения уточнений в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными угольными шахтами, непригодным для проживания по критериям безопасности (далее - Списки граждан, подлежащих переселению) (п. 2.4.).
Перечень документов, предоставляемых гражданами в управление жилищной политики для реализации права на переселение из ветхого жилья (далее - перечень документов): заявление о принятии документов; копии паспортов (все страницы); копии свидетельств о рождении детей до 14 лет; копии свидетельств о браке; копии свидетельств о расторжении брака; копии свидетельств о смерти; справка о составе семьи, выданная уполномоченным органом; копии правоустанавливающих документов на ветхое жилье (п. 2.5).
Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий формируется (формируются) из числа граждан, информировавших Администрацию города о желаемом способе направления социальной выплаты в пределах средств предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию мероприятий по оказанию содействия гражданам в переселении из ветхого жилья на текущий финансовый год и обратившихся в Администрацию города с заявлением о включении в Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий, а также включенных в утвержденный Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными организациями угольной промышленности непригодным для проживания по критериям безопасности, являющийся приложением к соглашению о предоставлении межбюджетных трансфертов на осуществление полномочий по предоставлению социальных выплат гражданам по мероприятиям "Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого".
Пункт 1.5 Положения предусматривает, что установление очередности предоставления социальных выплат (с учетом случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей, с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан, включенных в основные списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города) является исключительным правом Администрации города - получателя бюджетных средств.
Вопрос об очередности предоставления гражданам социальных выплат подлежит коллегиальному рассмотрению рабочей комиссией при Администрации города, уполномоченной на рассмотрение вопросов, возникающих в рамках оказания гражданам содействия в переселении из ветхого жилья (Рабочая комиссия).
После согласования в Министерстве энергетики РФ Списка (списков) расчета размера предоставляемых субсидий и при наличии на счете Администрации города средств, направленных из федерального бюджета, на цели, предусмотренные настоящим Положением, Администрация города в 30-дневный срок с даты согласования в Министерстве энергетики РФ Списка (списков) расчета размера предоставляемых субсидий заключает с гражданами договоры на предоставление социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья по форме, установленной Федеральным агентством по энергетике (п. 2.10).
Из изложенного выше следует, что заключению договора о предоставление социальной выплаты на приобретения жилья предшествует процесс сбора и передачи в Администрацию г. Новошахтинска пакета документов согласно перечню, установленному п. 2.5 указанных Правил.., информирование администрации города о желаемом способе направления социальной выплаты и обращение в администрацию города с заявлением о включении в Список (списки) расчета размера предоставляемых субсидий.
Из материалов дела следует, что полный пакет документов истцами в администрацию города не представлен, часть документов передана в Администрацию г. Новошахтинска только 26.02.2021, когда уже список лиц, подлежащих переселению в соответствующем году, был сформирован.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что согласно п. 2.6 указанного выше Положения.., ежегодно управление жилищной политики с целью установления объема денежных средств, подлежащих направлению гражданами по способам приобретения жилья (первичный рынок жилья, вторичный рынок, участие в долевом строительстве, исполнение решений суда, вступивших в законную силу), проводит анализ информационных карт, поступивших от граждан в администрацию города, и в срок до 1 марта текущего года предоставляет Рабочей комиссии сведения об объемах средств, необходимых для переселения обратившихся граждан.
Как уже указано выше, полный пакет документов истцами не представлен, с заявлением о включении в Список расчета субсидий истцы не обращались.
Суд критически оценивает доводы представителя истца Литюк В.И. о том, что в связи с введенными короновирусными ограничениями она не имеет возможности от имени своего доверителя подать соответствующее заявление и заполнить информационную карту, поскольку доказательств обращения к ответчику с указанными вопросами суду не представлено, письменных обращений с просьбой разъяснить порядок заполнения информационной карты, а также соответствующего заявления, суду не представлено.
Истец Литюк Т.В. указанные выше доказательства также суду не представила.
При этом суд обращает внимание, что ответчик не отказывал истцам в заключении договора о предоставлении социальной выплаты, указав фактически в своем ответе на несвоевременность обращения с данным вопросом.
При этом суд особо обращает внимание на следующее.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления с учетом причастности граждан к льготной категории (с учетом причастности граждан к льготной категории, установленной федеральным и областным законодательством, а также с учетом необходимости переселения граждан из основных списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированными шахтами города).
В судебном заседании установлено, что к льготным категориям граждан, имеющим право на первоочередное переселение, истцы не относятся.
Также в судебном заседании установлено, что ни одна из семей из дома №.... по <адрес> не переселена.
При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиком право истцов на заключение договора о предоставлении соцвыплаты, не нарушено, в связи с чем приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, и считает возможным отметить, что получение выплаты на основании решения суда, а в не в порядке очередности, поставило бы в неравные положения всех лиц, нуждающихся в жилье согласно программе переселения, поскольку истцы, в случае удовлетворения заявленных требований, будут иметь необоснованное преимущество и внеочередную выплату по отношению к иным лицам, что недопустимо.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Литюк В.И., Литюк Т.В. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено 28.06.2021.