Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тюмень 1 октября 2019 года
№ 2-1885/2019
Тюменский районный суд Тюменской области
в составе:
председательствующего судьи Хромовой С.А.,
при секретаре Палтыреве Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смолина Валерия Владимировича к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
Смолин В.В. обратился в суд с иском к ответчику о признании права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов. Требования мотивированы тем, что истец является собственником 2-х этажного нежилого здания, площадью 320,80 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровый номер №. Указанный объект был введен в эксплуатацию на основании разрешения № 5 от 14.03.2007, выданного Администрацией Муниципального образования поселок Боровский Тюменского района Тюменской области. Объект недвижимого имущества используется истцом по назначению, однако земельный участок до настоящего времени под объект недвижимости не предоставлен. Истец обращался в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка под существующий объект недвижимости ориентировочной площадью 425 кв.м.. Решением № 500-о-ТР от 13.05.2019 Департамента имущественных отношений Тюменской области истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине отказа в согласовании схемы органом исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений и несоответствии объекта недвижимости характеристикам, указанным в правоустанавливающих документах. Истец считает, что имеет исключительное право на предоставление в аренду земельного участка для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости, поскольку является собственником объекта недвижимости расположенного на земельном участке. Поскольку объект недвижимости введен в эксплуатацию еще в 2007 году в установленном законом порядке отказ в согласовании схемы расположения земельного участка не может служить правовым препятствием для согласования схемы расположения земельного участка, поскольку истец лишается возможности оформить права на земельный участок под объектом недвижимости. Истец просит признать за ним право на приобретение земельного участка, расположенного под объектом недвижимого имущества 2-х этажным нежилым зданием, расположенным по адресу: <адрес> кадастровый номер №, в аренду без проведения торгов.
19.07.2019 истцом были уточнены исковые требования, истец просит признать за собой право на приобретение земельного участка, имеющего следующие характерные точки границ земельного участка (координаты): № расположенного под объектом недвижимого имущества – 2-х этажным нежилым зданием, расположенным по адресу: <адрес> кадастровый номер №, в аренду без проведения торгов.
19.07.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Тюменской области.
10.09.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу. Федеральное агентство лесного хозяйства.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель истца – Важенин Е.Н., действующий по доверенности (л.д.24), поддержал исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью 350 кв.м., на котором истцом построен склад площадью 125 кв.м.. В 2007 году на данном земельном участке истцом построено 2-х этажное нежилое здание площадью 320,8 кв.м. с кадастровым номером №, которое вплотную примыкает к первому зданию. Оба здания обшиты сайдингом и объединены в одно здание. Часть нежилого здания с кадастровым номером № выходит за границы земельного участка истца и занимает земли, право собственности на которые не разграничена. Государственный земельный надзор вынес в отношении истца предписание об оформлении правоустанавливающих документов на дополнительный земельный участок под строение. Однако, ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду под часть нежилого строения.
Представитель ответчика – Огай Ю.А., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.27-29), суду пояснила, что ответчик не вправе распоряжаться земельным участком, который просит истец в аренду, поскольку он расположен на землях лесного фонда. Кроме того, при обращении с заявлением истец указал, что на земельном участке расположено 2-этажное нежилое строение площадью 320 кв.м, тогда как фактически площадь строения составляет 464 кв.м..
Представитель третьего лица Департамента лесного комплекса Тюменской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направили отзыв на исковое заявление, которым просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку объект капитального строительства - 2-этажное нежилое строение площадью 320 кв.м. находится за пределами земельного участка, принадлежащего истцу и частично расположен на землях лесного фонда. Образуемый земельный участок является смежным с земельным участком истца и формируется за счет земель лесного фонда; имеет место самозахват земель лесного фонда (л.д.67-68).
Представители третьих лиц - Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу. Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Судом установлено, что Смолину В.В. на праве собственности принадлежит 2-х этажное нежилое строение (кафе – магазин) (Литера А, А1,А2), назначение: нежилое, общая площадь 320,8 кв.м. адрес объекта: <адрес> Право собственности зарегистрировано на основании :разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 5 от 14.03.2007, выданного Администрацией Муниципального образования поселок Боровский Тюменского района Тюменской области, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права № (л.д. 7, 59-60).
Также истцу принадлежит на праве собственности нежилое здание, площадью 125 кв.м. с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>, которое расположено в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером №:№ что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.11-12).
Земельный участок с кадастровым номером 72:17:0206002:3 площадью 350 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения принадлежит на праве собственности Смолину В.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23.05.2019 (л.д.13-15).
Решением № 500-о-ТР от 13.05.2019 Департамента имущественных отношений Тюменской области Смолину В.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду под существующий объект недвижимости в Тюменской области, Тюменском районе, 15 км автодороги «Тюмень – Боровский – Богандинский» отказано по основаниям: схема расположения земельного участка не может быть утверждена в связи с поступившим в установленный срок уведомлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, об отказе в согласовании схемы; объект недвижимого имущества, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не соответствует его характеристикам, указанным в правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документах, в части площади (л.д. 8).
Согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемый земельный участок площадью 425 кв.м. расположен в зоне ведения садоводства, огородничества (СхЗ) (л.д.9-10).
По данным Департамента лесного комплекса Тюменской области испрашиваемый земельный участок налагается на земли лесного фонда Тюменского лесничества, Боровского участкового лесничества, квартал 18 выдел 1 (зеленые зоны).
В результате обследования испрашиваемого земельного участка специалистами ГКУ «Фонд имущества Тюменской области» установлено, что на земельном участке расположена часть нежилого 1-этажного строения (ориентировочная площадь застройки по внешнему обмеру стен составляет 464 кв.м.), опора ЛЭП, земельный участок частично огорожен, частично заасфальтирован, через земельный участок проходит ЛЭП, доступ и проход к земельному участку возможен с автодороги Тюмень – Богандинский, что подтверждено актом № 3039 от 25.09.2018 (л.д. 42).
Согласно заключению специалиста от 04.07.2019 ООО «Тюменская землеустроительная компания» установлено, что земельный участок, расположен под объектом недвижимого имущества с кадастровым номером № расположенным по адресу: Тюменская <адрес> Земельный участок не сформирован. Сведения о земельном участке, его границах, конфигурации в ЕГРН отсутствуют. На земельном участке расположено нежилое здание, площадью 320,8 кв.м. При наложении ориентировочных границ земельного участка под объектом недвижимости на кадастровый план территории, следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне: СХ 3 – зона ведения садоводства, огородничества и частично налагается на территориальную зону О1 – зона делового, общественного и коммерческого назначения (Правила землепользования и застройки Боровского МО). При наложении границ объекта капитального строительства на кадастровый план территории, следует, что объект капитального строительства – здание по своим координатам отображается на территории квартала с КН №. Наложение границ объекта капитального строительства на границы земельного участка отсутствует (л.д. 51-58).
Из отзыва Департамента лесного комплекса Тюменской области следует, что согласно материалам лесоустройства, таксационным описаниям, сведениям государственного лесного реестра, картографическим материалам земельный участок частично накладывается на земли лесного фонда и сформирован за счет лесного участка с кадастровым номером №, ранее учтенного объекта недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Российской Федерации, объект права: участок лесного фонда, площадь 1 089 770 000 кв.м., адрес: Тюменская область, Тюменский район, Тюменский лесхоз, лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: для ведения лесного хозяйства, площадь 98 746 га, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 23.03.2005, № (л.д 69-70).
Согласно акту проверки органом государственного надзора физического лица Управления Росреестра по Тюменской области № 16-1304-р от 11.09.2018 в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: местоположение земельного участка: <адрес>, категория земель: земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; разрешенное использование: под нежилое строение (торговый комплекс), площадь 350 кв.м., кадастровый номер: № земельный участок принадлежит Смолину В.В. на праве собственности на основании договора купли – продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество № 05/з-187 от 02.09.2005, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. На земельном участке расположены принадлежащие Смолину В.В. объекты недвижимого имущества: одноэтажное нежилое здание (склад – магазин), часть двухэтажного нежилого строения (кафе – магазин), а также временные постройки: металлическое строение, металлический навес. В ходе проверки произведены обмеры земельного участка с кадастровым номером №. При проведении обмера установлено, что Смолиным В.В. дополнительно используется территория земельного участка площадью 720 кв.м., часть дополнительного земельного участка площадью 380 кв.м. используется Смолиным В.В. под часть двухэтажного нежилого строения (кафе – магазин), в котором расположен гостинично – развлекательный комплекс «Флагман»; на части дополнительного земельного участка 340 кв.м. установлен кирпичный забор, размещена декоративная постройка из оцилиндрованного бруса в виде мельницы, правоустанавливающие документы на дополнительный земельный участок – отсутствуют. Таким образом, Смолиным В.В. используется дополнительный земельный участок, прилегающий к земельному участку с кадастровым номером № не имеющим предусмотренных законодательством прав на земельный участок, в результате чего Смолиным В.В. нарушены требования ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации.
По результатам проверки Смолину В.В. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от 11.09.2018 № 16-1304-р/1 в срок до 11.03.2019.
Смолиным В.В. выявленные нарушения Земельного законодательства не устранены, требования предписания не исполнены.
09.10.2018 постановлением № 257 заместителя главного государственного инспектора Тюменской области по использованию и охране земель Смолин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании дополнительного земельного участка площадью 340 кв.м., прилегающего к земельному участку с кадастровым номером №, расположенному по адресу: <адрес>, не имеющим прав на указанный земельный участок, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
24.04.2019 в отношении Смолина В.В. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № 16-515-р Управления Росреестра по Тюменской области Государственным земельным контролем – повторно.
Согласно ст.39.14 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.
В соответствии с п.15 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Согласно п.24 ст.39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в аренду.
Истец решение Департамента имущественных отношений Тюменской области об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду от 13.05.2019 не обжаловал, данное решение не отменено, незаконным не признано; границы спорного земельного участка не установлены, земельный участок как объект права еще не существует. В связи с этим, суд приходит к выводу, что истец, заявляя требования о признании за ним права на приобретение земельного участка в аренду без проведения торгов, фактически желает обойти процедуру, установленную Земельным кодексом РФ, что является недопустимым. Вопрос о предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов может быть разрешен после выполнения порядка, установленного ст.39.14 ЗК РФ.
Кроме того, объект недвижимости, под который истец просит предоставить земельный участок в аренду, частично расположен на земельном участке истца, частично на земельном участке, право собственности на который не разграничено, следовательно, под одним объектом недвижимости будет два участка, предоставленных на разных правах, что Земельным кодексом РФ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст.194-199, 56 ГПК РФ, ст.39.14-39.17 Земельного Кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Смолина Валерия Владимировича к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании права на приобретение земельного участка, расположенного под объектом недвижимости – 2-х этажным нежилым зданием, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> в аренду без проведения торгов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд через Тюменский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения, с которым стороны вправе ознакомиться 07.10.2019.
Федеральный судья (подпись) Хромова С.А.
Мотивированное решение изготовлено судом 07.10.2019
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-1885/2019 (УИД 72RS0021-01-2019-001690-21) в Тюменском районном суде Тюменской области.
Решение вступило в законную силу «____» ____________2019 года
Копия верна.
Судья С.А. Хромова