РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2016 года                                                                               с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Объедкова А.А.,

с участием прокурора Шигонского района Шпырева А.Г.,

при секретаре Дементьевой С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-198/16 по исковому заявлению прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Зверева А.А. к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании обеспечить Зверева А.А. благоустроенным, отвечающим санитарным и техническим требованиям, жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм.

В обоснование иска прокурор указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Зверев А.А. постановлением главы администрации муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Шигонский по договору найма. На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» Зверев А.А. должен быть обеспечен ответчиком за счет предоставления субвенций из областного бюджета жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений. Законом Самарской области от 17.12.2015 года №131-ГД «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» муниципальным районам и городским округам Самарской области на 2016 год предусмотрены субвенции в размере <данные изъяты> руб. на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение №15 таблица). До настоящего времени ответчиком Звереву А.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда не предоставлено. 14.03.2016 года Зверев А.А. обратился с заявлением в прокуратуру с просьбой предъявить в суд иск в защиту его нарушенных жилищных прав.

В судебном заседании представитель истца прокурор Шигонского района Шпырев А.Г. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Зверев А.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Шигонский по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании иск признала частично и не оспаривала право Зверева А.А. на обеспечение    благоустроенным муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и не обеспечена жилым помещением, закрепленного жилья не имеет. Финансирование обеспечения жильем указанной категории граждан осуществляется только из областного бюджета. В районный бюджет средства на предоставление указанной категории граждан жилых помещений не перечислены. Свободного жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда не имеется. Поскольку администрация района исполняет государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только за счет средств областного бюджета, иск считает в этой части необоснованным. В связи с этим предоставить жилое помещение Звереву А.А. в настоящее время не имеется возможности.

Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по доверенности Попель А.В. в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, считал иск не обоснованным, указав, что 01.01.2013 года изменен порядок и условия реализации права на жилище лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключая при этом внеочередное бессрочное предоставление жилого помещения. Список лиц указанной категории формируется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. По состоянию на 14.01.2016 года Зверев А.А. в списке первым не является. Объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда в части включения в него жилых помещений для предоставления детям-сиротам и    детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений, предоставляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещения лиц указанной категории. Исполнение в первоочередном порядке решения суда об обеспечении одного из включенных в список жилым помещением вне очереди, повлечет нарушение прав иных граждан из указанной выше категории, а также нарушение бюджетного законодательства.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По мнению суда, истом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.

Право прокурора обратиться в суд с рассматриваемым заявлением в интересах гражданина прямо предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Судом из материалов дела установлено, что Зверев А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку согласно решению Шигонского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ его родители ФИО1 и ФИО2 лишены родительских правах по отношение к нему.

В ходе судебного разбирательства также установлено, что Зверев А.А. в собственности и закрепленного жилого помещения по договору социального найма не имеет. Постановлением главы Администрации муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ Зверев А.А. с ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда муниципального района Шигонский по договору найма.

До настоящего времени Зверев А.А. жилым помещением не обеспечен.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.

Согласно ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Законом Самарской области от 28.12.2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделены государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями (ч. 2, 3 ст. 1 указанного закона).

Согласно ч. 1 ст. 2 данного Закона Самарской области финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Частью 4 статьи 2 указанного Закона Самарской области предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

В силу ч. 5 ст. 2 упомянутого Закона Самарской области жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодно для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 того же Закона Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Законом Самарской области от 17.12.2015 года № 131-ГД «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» муниципальным районам и городским округам Самарской области на 2016 год предусмотрены субвенции в размере 499429 тыс. руб. на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Приложение к Закону №14 таблица П3).

Согласно обозреваемому в судебном заседании Уставу муниципального района Шигонский в компетенцию районной администрации входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий органов местного самоуправления района. Доводы представителя ответчика об отсутствии свободных жилых помещений, а также о непоступлении соответствующих средств из областного бюджета, не имеют правового значения по делу. Судом установлено, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, которое не ставится в зависимость от наличия в бюджете средств. При этом осуществление соответствующих государственных полномочий по обеспечению его жилым помещением возложено законодательством именно на Администрацию муниципального района Шигонский. Суд также учитывает, что участником межбюджетных отношений субъекта Российской Федерации (Самарской области) и муниципального района Шигонский истец не является.

Доводы представителя третьего лица о том, что удовлетворение иска повлечет нарушение прав иных граждан из указанной выше категории, а также нарушение бюджетного законодательства, не могут быть приняты судом, как основанные на неправильном толковании закона. В действиях истца отсутствует злоупотребление правом. Реализация права Зверева А.А. на обеспечение жилым помещением, в котором он объективно нуждается в настоящее время, не зависит от времени реализации своих прав другими гражданами.

Приведенными выше положениями закона гарантирована социальная помощь в виде обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств. Звереву А.А., как нуждающемуся в обеспечении жилым помещением, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи со ссылкой на недостаточность финансирования из бюджета. Недостаточность финансирования расходов на приобретение жилых помещений или его отсутствие при наличии у гражданина права на обеспечение жилым помещением не являются основаниями для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.

Учет граждан указанной категории введен законодателем не с целью организации очередности, а для обеспечения реализации права граждан на получение социального жилья, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.

Таким образом, Зверев А.А. в настоящее время имеет право на обеспечение ответчиком благоустроенным жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарными и техническим требованиям, гарантированное Конституцией РФ и нормами действующего законодательства.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным иск следует удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                            ░.░.░░░░░░░░

2-198/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Зверев А.А.
Прокурор Шигонского района в инт. Зверева А.А.
Ответчики
Администрация м.р. Шигонский
Другие
Министерство социально-демографической и семейной политики
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Дело на сайте суда
shigonsky.sam.sudrf.ru
21.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2016Передача материалов судье
23.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.04.2016Предварительное судебное заседание
14.04.2016Судебное заседание
14.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее