Дело №
УИД 75RS0№-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 октября 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Рыбакова В.А., при секретаре Новожиловой Е.В., с участием истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному профессиональному образовательному учреждению «<адрес>вое училище культуры», Министерству культуры <адрес> о взыскании невыплаченной заработной платы, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ,
истец обратилась в суд с указанным иском к ГПОУ «<адрес>вое училище культуры», Министерству культуры <адрес>, ссылаясь на следующее. Истец работает в должности преподавателя. Стаж педагогической работы составляет более 20 лет. На основании ст. 333 Трудового кодекса РФ и Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 № 1601 норма учебной (педагогической) нагрузки, установленная на ставку заработной платы по должности преподавателя в объеме 720 часов в год. Должность преподавателя постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 225 отнесена к педагогическим должностям. За выполнение трудовых обязанностей по должности преподаватель, предусмотренных должностной инструкцией, истцу начислялась и выплачивалась заработная плата. С сентября 2021 г. на основании постановления Правительства РФ от 07.07.2021 № 1133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», постановления <адрес> от 02.08.2021 № 284 «О ежемесячном денежном вознаграждении за классное руководство (кураторство) педагогических работников государственных образовательных организаций <адрес>, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств бюджета <адрес>» педагогическим работникам образовательных организаций координация и регулирование деятельности которых возложены на Министерство культуры <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ установлено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5000 рублей. На ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории <адрес>, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако при расчете месячной заработной платы истца с января 2022 г. по июнь 2022 г. и с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. ответчик допустил нарушения норм трудового права, что явилось причиной того, что в эти месяцы заработная плата была начислена и выплачена истцу не в полном объеме, а именно оплата труда за выполнение этих работ начислялась не сверх минимального размера оплаты труда, а включалась в него, в связи с чем расчет заработной платы был произведен работодателем неверно. Приводя положения ч. 3 ст. 37, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, ст.ст. 2, 21, 22, 133, 133.1, 149, 151 Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ о минимальном размере оплаты труда, установленного в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13 980 рублей. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ установлен в сумме 15 279 рублей, Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ о минимальном размере оплаты труда, установленного в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16 242 рубля, <адрес> от 26.09.2008 № 39-ЗЗК об установлении районного коэффициента к заработной плате – 1,4 и процентной надбавке за стаж работы в размере 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%, указала, что вознаграждение за труд должно быть не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а дополнительная работа должна оплачиваться отдельно, сверх установленной заработной платы, которая должна быть не ниже МРОТ за полностью отработанный месяц, так как эти виды работ не входят в основные обязанности преподавателя, требуют дополнительных затрат рабочего времени. В противном случае заработная плата работников, привлеченных к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. Следовательно, доплата за классное руководство, экзамены и вакансии не может включаться в состав заработной платы в целях сравнения с МРОТ. Начисление заработной платы именно таким образом противоречит позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П. Истцу в связи с неправильным начислением заработной платы недоначислено за период с января 2022 г. по июнь 2022 г. и с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. в размере 42 617,14 рубля, а также сумма отпускных за указанный период в размере 10 263,60 рублей. Кроме того, в соответствии с Уставом Учреждения, оно находится в ведомственном подчинении Министерства культуры <адрес>. Министерство культуры <адрес> является главным распорядителем бюджетных средств Учреждения, поэтому в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 158 БК РФ на Министерство культуры <адрес> возлагается обязанность по финансированию недоначисленной заработной платы. Истец просит взыскать с ответчика Государственного профессионального образовательного учреждения «<адрес>вое училище культуры», недоначисленную и невыплаченную заработную плату, сумму отпускных за период с января 2022 г. по июнь 2022 г. и с сентября 2022 г. по июнь 2023 г. в размере 52 880,74 рублей, компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы, возложить на ГПОУ «<адрес>вое училище культуры» обязанность выплачивать истцу при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением выплат за классное руководство, с начислением на эту сумму 20% районного коэффициента и 30 % надбавки за стаж работы; обязать Министерство культуры <адрес> профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу ГПОУ «<адрес>вое училище культуры», в случае их недостаточности у последнего.
Истец в судебном заседании поддержала доводы иска, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчики в судебное заседание представителя не направили, о рассмотрении дела извещены в установленном порядке. ГПОУ «<адрес>вое училище культуры» представили письменный отзыв.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы (ст. 7, ч. 3 ст. 37).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Требования к содержанию трудового договора определены статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.
Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе условие о дате начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзацы 4, 5 части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается, в том числе, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (МРОТ).
В силу статьи 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
В силу ст.ст. 315 - 317 ТК РФ в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П).
В составе той части заработной платы, которая не может быть ниже МРОТ, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П, от 16.12.2019 № 40-П).
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 1 января в 2022 г. МРОТ составляет 13 980 рублей в месяц.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 973 минимальный размер оплаты труда с 01.06.2022 установлен в сумме 15 279 рублей в месяц.
Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 19.12.2022 № 522-ФЗ с 01.01.2023 составляет 16 242 рублей в месяц.
Статьей 132 ТК РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).
В соответствии со статьей 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 149 ТК РФ).
Согласно статье 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
Из материалов дела следует, что истец на основании заключенного с ней трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ работает в ГПОУ «<адрес>вое училище культуры» на должности преподавателя. Согласно дополнительного соглашения должностной оклад, ставка заработной платы установлена в размере 7700 рублей, также Трудовым договором ей установлен районный коэффициент – 40%, процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях – 30%.
Как следует из представленных в дело расчетных листков, доплата за классное руководство включались работодателем в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.
Данные обстоятельства по неправильному начислению заработной платы явились основанием для обращения истца с настоящим иском о взыскании задолженности по заработной плате, которая образовалась в связи с тем, работодатель включал в состав минимальной заработной платы истицы доплату за классное руководство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 850 «О ежемесячном денежном вознаграждении педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, выполняющих функции классного руководителя (куратора)» педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования и образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусмотрено с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя (куратора) в размере 5000 рублей.
В соответствии с Постановлением <адрес> от 02.08.2021 № 284 и положением об оплате труда и стимулировании работников от ДД.ММ.ГГГГ за классное руководство работнику выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 5000 рублей (но не более двух выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства (кураторства) в двух и более и более учебных группах).
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено что, на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам образовательных организаций производится начисление районного коэффициента, действующего на территории <адрес>, и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.05.2016 № 536 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - Приказ № 536).
Согласно пункту 2.1. Особенностей режима рабочего времени педагогических работников, утвержденных Приказом № 536 выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с Приказом от 22.12.2014 № 1601«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Согласно пункту 2.3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 11.05.2016 № 536, классное руководство относятся к выполнению дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с письменного согласия с соответствующей дополнительной оплатой труда.
Министерство образования Российской Федерации в Письме от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях» установило правила исчисления заработной платы педагогам общеобразовательных организаций. Методические рекомендации разработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации.
Настоящие Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций (далее - Методические рекомендации) предусматривают основополагающие принципы, нормы и условия оплаты труда, регламентируемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, непосредственно связанные с исчислением заработной платы работников общеобразовательных организаций, замещающих должности, включенные в профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования».
В силу п 1.3. вышеназванных Методических рекомендаций система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (п. 1.5 Методических рекомендаций).
Помимо оплаты труда за фактический объем учебной нагрузки, педагогическим работникам организации согласно пункту 2.3 приложения к приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 могут устанавливаться размеры дополнительной оплаты за выполнение с их письменного согласия дополнительных видов работ (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и другие дополнительные видов работы, не входящих в должностные обязанности, но непосредственно связанных с образовательной деятельностью, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты), которые устанавливаются организацией самостоятельно в процентах или коэффициентах и определяются из размера ставки заработной платы, предусмотренной по каждому квалификационному уровню ПКГ (п. 3.3 Методических рекомендаций).
При установлении системы оплаты труда в организации рекомендуется предусмотреть все виды выплат компенсационного характера, предусмотренные законодательством Российской Федерации, применяемые к соответствующей организации (п. 4.1).
Методическим рекомендациями предусмотрены, в том числе, выплаты при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных.
К видам выплат компенсационного характера при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, относятся выплаты за дополнительную работу, не входящую в прямые должностные обязанности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам, но непосредственно связанную с деятельностью общеобразовательных организаций по реализации образовательных программ.
К такой дополнительной работе относится работа по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другая дополнительно оплачиваемая работа, выполняемая с письменного согласия педагогических работников.
При возложении на работников с их письменного согласия перечисленных выше видов дополнительной работы размеры выплат (в виде доплат) устанавливаются общеобразовательными организациями в абсолютных величинах либо определяются в процентах от размеров, установленных по квалификационному уровню ПКГ по занимаемой должности ставок заработной платы, предусмотренных за норму часов педагогической работы в неделю (в год), или должностных окладов педагогических работников. При определении размеров доплат не учитываются выплаты стимулирующего или компенсационного характера, а также предусмотренные системой оплаты труда повышающие коэффициенты (п. 4.9. Методических рекомендаций).
Пунктом 5 данных Методических рекомендаций предусмотрены и выплаты стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за стаж непрерывной работы, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы. Пунктом 5.2 также предусмотрено, что при конкретизации в организациях видов выплат стимулирующего характера могут применяться и иные выплаты, которые рекомендуется подразделять на выплаты, носящие обязательный (постоянный) характер, и выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации).
Положение об оплате и стимулировании труда работников ГПОУ «<адрес>вое училище культуры» (далее – Положение об оплате труда) включает в себя рекомендуемые размеры окладов (должностных окладов), рекомендуемые размеры компенсационных выплат; рекомендуемые размеры стимулирующих выплат.
Согласно положению об оплате труда к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (п. 3.1.); выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (п. 3.2.); выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (п. 3.3.).
Пунктом 3.3. Положения об оплате труда к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, отнесены: доплата за расширение зоны обслуживания; совмещение профессий, должностей; увеличение объема работ или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, без освобождения от работы, определенной трудовым договором; сверхурочная работа; работа в ночное время; работа в выходные и праздничные дни.
Размер доплаты за расширение зоны обслуживания и срок, на который она устанавливается, определяется по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. Данная компенсационная выплата устанавливается на определённый срок.
Пунктом 4.1. Положения об оплате труда предусмотрены стимулирующие надбавки к окладу (должностному окладу), ставкам заработной платы. Определены следующие стимулирующие надбавки: за выслугу лет (п. 4.1.1.); за почетное звание, ученую степень, ученое звание (п. 4.1.2.); молодым специалистам (п. 4.1.3.); за специфику работы (п. 4.1.4.); водителям за классность (п. 4.1.5.); за интенсивность и за высокие результаты труда (п.4.2.).
Пунктом 4.2. Положения выплаты за интенсивность, за высокие результаты труда устанавливается локальными нормативными актами Училища по решению руководителя в пределах утвержденного фонда. Стимулирующие надбавки не образуют новый оклад.
Выплата за интенсивность назначается сотрудникам учреждения за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, устанавливается локальным нормативным актом учреждения, в котором указывается размер выплаты по каждому сотруднику в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом отраслевых особенностей, положений об оплате труда работников краевых учреждений, коллективных договоров и иных нормативных правовых актов, определяющих условия оплаты труда.
Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 27.11.2008 № 11-П, от 07.12.2017 № 38-П, определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О и от 17.12.2009 № 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст.ст. 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Таким образом, в случае, если выплаты предусмотрены работнику за выполнение должностных обязанностей по занимаемой должности, эти выплаты могут быть включены в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.
Выплаты, которые предусмотрены за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника должны начисляться в состав той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда, т.е. того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по занимаемой им должности с учетом прожиточного минимума.
Таким образом, доплата за классное руководство является доплатой компенсационного характера за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей истицы, соответственно должна включатся в состав той части заработной платы, которая не менее минимального размера оплаты труда.
Доплата за выполнение работы по классному руководству не предусмотрена трудовым договором, заключенным с истцом.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что при начислении заработной платы данная доплата за классное руководство не должна быть включена в ту часть заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.
Из представленных стороной истца расчетов задолженности по заработной плате, а также отпускных следует, что при осуществлении расчета причитающейся истице заработной платы доплата за классное руководство рассчитана таким образом, что эти доплаты выплачиваются сверх минимального размера оплаты труда. Данный расчет ответчиком не оспаривался, в связи с чем требования о взыскании недоплаченной заработной платы, отпускных подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Поскольку истцу не в полном объеме при увольнении была выплачена заработная плата, руководствуясь положениями ст. 236 ТК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы в следующем размере.
Задолженность по заработной плате за январь 2022 г. в размере 2 303,42 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 793,22 руб.;
задолженность по заработной плате за февраль 2022 г. в размере 2 303,42 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 726,57руб.;
задолженность по заработной плате за март 2022 г. в размере 2 303,42 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 633,67 руб.;
задолженность по заработной плате за апрель 2022 г. в размере 2 303,42 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 565,18 руб.;
задолженность по заработной плате за май 2022 г. в размере 2 303,42 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 503,90 руб.;
задолженность по заработной плате за июнь 2022 г. в размере 2 303,42 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 1 460,14 руб.;
задолженность по заработной плате за сентябрь 2022 г. в размере 7 946,47 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 4 651,33 руб.;
задолженность по заработной плате за октябрь 2022 г. в размере 3 925,89 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 2 235,14 руб.;
задолженность по заработной плате за ноябрь 2022 г. в размере 5 310,46 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 2 943,76 руб.;
задолженность по заработной плате за декабрь 2022 г. в размере 1 384,57 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 747,43 руб.;
задолженность по заработной плате за январь 2023 г. в размере 1 727,91 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 904,28 руб.;
задолженность по заработной плате за февраль 2023 г. в размере 1 727,91 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 880,09 руб.;
задолженность по заработной плате за март 2023 г. в размере 1 727,91 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 854,18 руб.;
задолженность по заработной плате за апрель 2023 г. в размере 1 727,91 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 827,39 руб.;
задолженность по заработной плате за май 2023 г. в размере 1 727,91 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 800,61 руб.;
задолженность по заработной плате за июнь 2023 г. в размере 1 589,68 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 713,49 руб.;
задолженность по отпускным за 2022 г. в размере 8 564,48 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 24 составит 5 261,44 руб.;
задолженность по отпускным за 2023 г. в размере 1 699,20 руб. должна была быть выплачена ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, размер компенсации за задержку выплаты отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 724,31 руб.
Итого, всего компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы, отпускных составляет 31 226,13 рублей.
Кроме того, учитывая изложенное выше, суд обязывает Государственное профессиональное образовательное учреждение «<адрес>вое училище культуры» выплачивать ФИО2, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением выплаты за классное руководство с районным коэффициентом 20% и надбавки за стаж работы в <адрес> 30%.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
При этом как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 63 постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины работодателя, а также характер причиненных истцу нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, учитывает требования разумности и справедливости, и приходит к выводу об удовлетворении требований частично и взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей в пользу истца.
Согласно Устава ГПОУ «<адрес>вое училище культуры» находится в ведомственном подчинении Министерства культуры <адрес>.
К компетенции Министерства культуры <адрес> отнесено формирование и утверждение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам в соответствии с предусмотренными уставом Учреждения основными видами деятельности. (п. 5.2.2 Устава).
Министерство культуры <адрес>, согласно Положению о Министерстве культуры <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, является органом исполнительной власти <адрес>, определяющим перспективные направления развития в сфере культуры, включая, в том числе, библиотечное обслуживание, музейное дело, архивное дело в <адрес>, национально-культурные автономии, нематериальное этнокультурное достояние Российской Федерации; осуществляющим поддержку учреждений культуры и культуры, народных художественных промыслов, управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также функции по контролю и надзору в пределах установленных полномочий. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета <адрес>, в том числе за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: 1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; 2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; 4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; 5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; 6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; 7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; 8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;9) формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; 10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; 12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств; 13) осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Как следует из пояснений ответчика и усматривается из расчетных листков, истец получает доплату за классное руководство из внебюджетных источников, следовательно, указанная доплата должна быть заложена в смету расходов по внебюджетным поступлениям ГПОУ «<адрес>вое училище культуры» и выплачиваться непосредственно ГПОУ «<адрес>вое училище культуры», в связи с чем в требовании к Министерству культуры <адрес> о финансировании суд отказывает.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования к Государственному профессиональному образовательному учреждению «<адрес>вое училище культуры» удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного профессионального образовательного учреждения «<адрес>вое училище культуры» (ОГРН №, ИНН №) в пользу ФИО2 (паспорт №) недоначисленную и невыплаченную заработную плату, сумму отпускных выплат за период с января 2022 года по июнь 2022 года, с сентября 2022 года по июнь 2023 года в размере 52 880,74 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии с требованиями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 31 226,13 рублей.
Обязать Государственное профессиональное образовательное учреждение «<адрес>вое училище культуры» выплачивать ФИО2, при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением выплаты за классное руководство с районным коэффициентом 20% и надбавки за стаж работы в <адрес> 30%.
В требованиях к Министерству культуры <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Судья В.А. Рыбаков
Мотивированное решение изготовлено 15 октября 2024 года.