Решение по делу № 8Г-13069/2024 [88-14551/2024] от 27.06.2024

УИД 86RS0001-01-2024-000378-91

№88-14551/2024

Мотивированное определение

составлено 30 августа 2024 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                15 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

        председательствующего        Козиной Н.М.

        судей                        Жуковой Н.А., Ложкарёвой О.А.

        рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело               №2-834/2024 по иску Агеева Олега Васильевича к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании нагрудного знака основанием для присвоения звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда»,

по кассационной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от                              13 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Агеев О.В. обратился в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании нагрудного знака «Отличник физической культуры и спорта» основанием для присвоения звания «Ветеран труда», возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».

В обоснование заявленных требований указал, что имеет основания для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку награжден ведомственным знаком «Отличник физической культуры и спорта» и имеет страховой стаж более 28 лет. Решением комиссии ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» ему отказано по причине отсутствия нагрудного знака в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаком отличия в труде Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства -Мансийского автономного округа – Югры от 6 июня 1995 года № 103-П.

Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 мая 2024 года, исковые требования Агеева О.В. удовлетворены частично. Решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 декабря 2023 года об отказе в присвоении Агееву О.В. звания «Ветеран труда» признано незаконным. На Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры возложена обязанность присвоить Агееву О.В. звание «Ветеран труда». С Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу Агеева О.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В кассационной жалобе представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.

Судами установлено и следует из материалов дела, что старший тренер-преподаватель МУ ДОД Детско-юношеской спортивной школы «Спарта» Агеев О.В. на основании приказа Государственного комитета по физической культуре и спорту от 05 февраля 2004 года № 4-о был награжден знаком «Отличник физической культуры и спорта».

10 ноября 2023 года Агеев О.В. обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

По результатам рассмотрения заявления комиссией Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры                     15 декабря 2023 года Агееву О.В. отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что представленная награда не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не является основанием для присвоения указанного звания.

Считая отказ в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, Агеев О.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Федерального закона «О ветеранах», статьей 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», исходил из того, что имеющийся у Агеева О.В. знак «Отличник физической культуры и спорта», полученный им в 2004 году, входит в перечень ведомственных наград и знаков отличия в труде; субъект Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, в связи с чем пришел к выводу о признании решения Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 декабря 2023 года об отказе в присвоении Агееву О.В. звания «Ветеран труда» незаконным, возложив на ответчика обязанность присвоить истцу звание «Ветеран труда».

Отказывая в удовлетворении требования истца о признании нагрудного знака «Отличник физической культуры и спорта» основанием для присвоения звания «Ветеран труда», суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», исходил из того, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», определяется государственными органами, организациями, самостоятельно.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное противоречит федеральному законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда соглашается с выводами суда первой инстанции и апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца.

При этом неверные выводы судов обеих инстанций о том, что субъект Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, на момент обращения истца с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», не влечет за собой отмену обжалуемых судебных актов.

Довод кассационной жалобы о том, что имеющаяся у истца награда не дает ему права на присвоение звания «Ветеран труда», являются необоснованными.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от                    12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Аналогичные положения изложены в Законе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года               № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Несмотря на то, что такое же условие не изложено в Законе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» или Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 мая 2005 года № 103-п, оно подлежит применению для определения права на получение звания «Ветеран труда» для тех лиц, которые получили ведомственные знаки отличия по состоянию на 30 июня 2016 года, поскольку положения, установленные законодательством субъекта Российской Федерации не могут противоречить тем нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314) Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2001 года № 58 утверждено Положение о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 года № 103).

Пунктом 6 указанного Положения установлено, что Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму имеет право учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах, их описание, положения о присвоении квалификационных категорий и почетных званий тренерам - преподавателям, инструкторам – методистам.

Руководствуясь предоставленными полномочиями, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму 26 ноября 2001 года издал приказ № 691, которым утвердил Положение о почетных спортивных званиях «Заслуженный тренер России», «Заслуженный мастер спорта России», почетном знаке «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», знаке «Отличник физической культуры и спорта» (утратило силу в связи с изданием приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 25 сентября 2006 года № 635).

Приказом Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 06 февраля 2002 года № 61 утверждены Дополнения к Положению о почетных спортивных званиях «Заслуженный тренер России», «Заслуженный мастер спорта России», почетном знаке «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», знаке «Отличник физической культуры и спорта», утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму 26 ноября 2001 года № 691 (утратило силу в связи с изданием приказа Федерального агентства по физической культуре и спорту от 25 сентября 2006 года № 635).

Пунктом 1.2 указанных Дополнений к Положению установлено, что отраслевыми (ведомственными) наградами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму являются:

- почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта»;

- знак «Отличник физической культуры и спорта»;

- Почетная грамота Госкомспорта России;

- грамота Госкомспорта России;

- благодарность Госкомспорта России.

В пункте 3 указанных Дополнений к Положению изложен порядок представления к награждению нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта» и необходимые условия для его получения, а именно лица, имеющие стаж работы в области физической культуры и спорта не менее 10 лет, большие заслуги в организационно - методической работе по совершенствованию системы спортивной подготовки в физкультурно - спортивной работе, ведущие многолетнюю и плодотворную работу по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации, успехи в практической подготовке спортсменов, физкультурников, спортивно - медицинских, научно - спортивных и управленческих кадров в области физической культуры и спорта, определенные успехи в разработке и подготовке учебно - методической литературы, пособий для успешного развития детско - юношеского спорта, инвалидного спорта, спорта высших достижений, прикладных и других видов спорта, конкретные достижения в региональных, муниципальных, местных образованиях по реализации программ и проектов физкультурно - оздоровительного, спортивно - туристического, реабилитационного и других направлений.

Кроме того, знак «Отличник физической культуры и спорта» входил в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 06 мая 2005 года № 103-п до 10 января 2009 года, не смотря на то, что данный знак перестал давать право на присвоение звания «Ветеран труда» только после начала действия постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия», в соответствии с которым приказом Министерства спорта России от 8 ноября 2016 года № 1175 ведомственным знаком отличия, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда» утвержден только почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта».

Таким образом, на дату награждения Агеева О.В. от имени Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму знаком «Отличник физической культуры и спорта»                   (05 февраля 2004 года), данный знак относился к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда», у истца имеется страховой стаж более 31 года, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что требования Агеева О.В. о присвоении ему звания «Ветеран труда» подлежат удовлетворению.

Тот факт, что указанное Положение о почетных спортивных званиях «Заслуженный тренер России», «Заслуженный мастер спорта России», почетном знаке «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», знаке «Отличник физической культуры и спорта» и Дополнения к нему, утвержденные Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, не прошли регистрацию в Министерстве Юстиции Российской Федерации, не может явиться основанием для отказа в удовлетворении требований истца, фактически получившего ведомственный знак за отличие в труде, являющийся таковым и в последующих Положениях о ведомственных наградах Федерального агентства по физической культуре и спорту, Министерства спорта, туризма и моложеной политики Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации, которые были преобразованы друг в друга в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.

Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, при принятии ими правильного по существу решения, что не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-13069/2024 [88-14551/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Агеев Олег Валерьевич
Ответчики
Департамент социального развития ХМАО-Югры
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ложкарёва Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
15.08.2024Судебное заседание
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее