Судья: Бивол Е.А. Дело № 33-9632
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14.12.2017 г. г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Луевой Л.Ю.,
при секретаре Молодых Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Решетниковой Т.В. к министерству социального развития Саратовской области о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда» и признании права на присвоение звания «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе министерства социального развития Саратовской области на решение Кировского районного суда г. Саратова от 21.09.2017 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Решетникова Т.В. обратилась в суд с иском, указав, что в марте 2017 года она обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда», однако приказом от 30.03.2017 г. № 429 в присвоении звания ей отказано по причине того, что ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда» теперь учреждаются федеральными органами исполнительной власти на основании разработанных и изданных ими нормативных правовых актов. Считая данный приказ незаконным, указывала, что имеет стаж работы, необходимый для присвоения звания (30 лет), в период работы награждена почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, которая отнесена к ведомственным наградам.
Считая, свои права нарушенными, истец просила признать незаконным отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» и возложить на министерство социального развития Саратовской области обязанность присвоить ей звание «Ветеран труда».
Решением Кировского районного суда г. Саратова от 21.09.2017 г. исковые требования удовлетворены.
Министерство социального развития Саратовской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Автор жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении. Приводит доводы, аналогичные изложенным в возражениях на исковое заявление.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебной коллегией гражданское дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», и лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1.1 ст. 7 вышеназванного федерального закона порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 г. № 578 «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия" утверждено Положение «Об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия» (далее - Положение от 25.06.2016 г. № 578).
Согласно пунктам 2, 4, 25, 28 Положения от 25.06.2016 г. № 578, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с Положением.
Решение о награждении кандидата знаком отличия оформляется приказом федерального органа исполнительной власти.
Награждение знаком отличия производится в соответствии с приказом федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с названным Положением федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия, который определяется им самостоятельно и является видом награждения за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2017 г. № 54н «О ведомственном знаке отличия Министерства здравоохранения Российской Федерации, дающем право на присвоение звания «Ветеран труда», и о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2012 г. № 78н «О ведомственных наградах Министерства здравоохранения Российской Федерации» (далее - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2017 г. № 54н) установлена Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации. Также приложением к приказу утверждено положение о почетной грамоте и требования, которым должны соответствовать лица, представляемые к награждению.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Решетникова Т.В. награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 1010п.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что на дату награждения Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации у истца имелся необходимый 20-летний трудовой стаж в системе здравоохранения.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Решетниковой Т.В. о признании незаконными отказа министерства социального развития Саратовской области в присвоении ей звания «Ветеран труда» и о возложении на министерство социального развития Саратовской области обязанности выдать Решетниковой Т.В. удостоверение «Ветеран труда», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Решетникова Т.В. имеет необходимый для присвоения звания «Ветеран труда» трудовой стаж и награждена ведомственным знаком отличия в труде в форме Почетной грамоты Министерства здравоохранения Российской Федерации за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд, на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.11.2016 г. № 1010п.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку для признания знака отличия в труде ведомственным необходимо, чтобы награждение данным знаком производилось от имени министерств и ведомств, а также п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ в качестве основания для признания гражданина ветераном труда предусмотрено наличие двух условий одновременно - наличие награды, указанной в законе или ином официальном акте уполномоченного органа государственной власти, а также наличие соответствующего стажа.
По существу доводы жалобы сводятся к переоценке представленных доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ответчик ссылался в суде первой инстанции в обоснование возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности. Оснований к переоценке указанных доказательств не имеется.
На основании изложенного, обжалуемое решение, вынесено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 21.09.2017 г., апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: