Решение по делу № 2а-2470/2019 от 22.05.2019

№ 2а-2470/2019 <данные скрыты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2019 года                                                                                  г. Ижевск

Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской республики в составе:

председательствующего – судьи Хиталенко А.Г.

при секретаре – Кузьминой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Караваева Р.А. к Администрации г. Ижевска, Администрации Первомайского района г. Ижевска о признании незаконным распоряжения в части установления срока для расселения многоквартирного дома, возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Караваев Р.А. обратился с административным иском к Администрации г. Ижевска, Администрации Первомайского района г. Ижевска о признании незаконным распоряжения в части установления срока для расселения многоквартирного дома, возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что <дата> на основании распоряжения Администрации Первомайского района г. Ижевска многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим расселению и сносу. Данным распоряжением установлен срок расселения – до 2032 г. Административный истец является собственником жилого помещения (квартиры ), расположенного в вышеуказанном многоквартирном жилом доме. Указанный в распоряжении срок расселения жильцов указанного дома административный истец считает неразумным. Просит признать незаконным распоряжение Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата> в части установления срока для расселения многоквартирного дома <адрес>. Установить срок сноса и расселения жильцов многоквартирного дома <адрес> – до 2020 г.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. От Администрации Первомайского района г. Ижевска поступил отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что согласно ч. 3 Постановления Администрации г. Ижевска № 217 от 29.05.2006 г. «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» на межведомственную комиссию возложена обязанность по оформлению заключения и направлению его Главе администрации района г. Ижевска для принятия решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения и сроков отселения физических лиц. При этом ориентировочные сроки отселения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу устанавливаются районной Администрацией по предложению Управления жилищного хозяйства Администрации г. Ижевска. Исходя из вышеизложенного, срок на расселение «...до 2032 г.» указан в соответствии с письмом Управления муниципального жилья г. Ижевска от <дата> . Согласно Постановления Правительства Удмуртской Республики от 28.03.2019 г. № 102 «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019-2025 годы» утвержден перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 г., и подлежащих переселению граждан из многоквартирных домов. Также данный перечень домов подтвержден Постановлением Администрации города Ижевска от 17.04.2019 г. № 779 «Об утверждении перечня аварийных жилых домов, подлежащих сносу и расселению». Исходя из вышеизложенного, дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным после 01.01.2017 г., а именно <дата>, поэтому в данную программу по переселению граждан не подпадает. В связи с тем, что фактически обжалуется Распоряжение Администрации Первомайского района г. Ижевска, которое подписано Главой Администрации, считает необходимым исключить из числа ответчиков Администрацию муниципального образования «город Ижевск». С учетом изложенного, Администрация Первомайского района г. Ижевска считает необходимым в удовлетворении исковых требований Караваева Р.А. отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что распоряжением Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата> многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим расселению и сносу. Данным распоряжением установлен срок расселения – ориентировочно до 2032 г.

Административный истец Караваев Р.А. является собственником жилого помещения (квартиры ), расположенного в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, что подтверждается соглашением об отступном от <дата>, заключенным между Караваевым Р.А. и Ивановой Т.Р., по условиям которого Иванова Т.Р. передает Караваеву Р.А. взамен исполнения по договору займа квартиру<адрес>. Управлением Росреестра по УР произведена государственная регистрация права собственности Караваева Р.А. на указанную квартиру <дата>

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Часть 10 ст. 32 ЖК РФ устанавливает, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, однако ч. 10 ст. 32 ЖК РФ срок отселения и сноса аварийного дома должен быть разумным.

Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Срок расселения многоквартирного дома установлен административным ответчиком – Администрацией Первомайского района г. Ижевска до 2032 г.

Вместе с тем, представленные в материалах дела письменные доказательства: техническое заключение , выполненное ООО НПФ «Трест Геопроектстрой», свидетельствуют о том, что указанный дом представляет угрозу обрушения, в результате которой может быть причинен вред здоровью, имуществу неопределенного круга лиц.

Так, согласно техническому заключению по результатам технического обследования жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> выявлены повреждения и дефекты фундаментов, наружных стен, внутренних стен и перегородок, конструкций чердачного перекрытия, деревянных стропильных конструкций крыши зданий, кровли, заполнений оконных и дверных проемов, электроосвещения. Физический износ строительных конструкций здания составляет 66,8%, в то время как критическая величина физического износа конструкций, указывающая на невозможность дальнейшей эксплуатации, составляет от 61%.

Представленное техническое заключение соответствует установленной форме и принимается во внимание судом.

Установленный срок расселения жильцов многоквартирного дома <адрес> – до 2032 г. суд признает неразумным, при этом суд исходит из того, что столь длительный срок расселения нарушает права и интересы административного истца, поскольку представляет опасность для жизни и здоровья по причине критического состояния многоквартирного дома, который может не только причинить вред, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения в случае удовлетворения административного иска суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к отселению жильцов дома, с его последующим сносом в разумный срок. При этом решение конкретных вопросов, связанные с расселением аварийного дома и его последующим сносом, как объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, относятся к компетенции ответчика.

Поэтому суд считает необходимым сократить срок сноса и расселения дома по адресу: <адрес>, признав в этой части незаконным оспариваемое распоряжение Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата>.

К такому выводу суд приходит с учетом следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерацией» создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 г. и за третий квартал 2012 г., обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ).

Таким образом, расходы по отселению жильцов и сносу дома, с учетом порядка, предусмотренного статьей 32 ЖК РФ по изъятию земельного участка и выкупу жилого помещения, должны быть запланированы и предусмотрены в бюджете города Ижевска.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года (часть 1 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ).

Постановлением Правительства УР от 28.03.2019 г. № 102 утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019 - 2025 годы.

Дом по адресу: <адрес> в данную адресную программу не включен.

При таких обстоятельствах, разумным сроком для сноса и отселения жильцов указанного дома суд считает срок до 2025 г.

К такому выводу суд приходит с учетом того, что расходы по расселению и сносу дома должны быть запланированы и предусмотрены в бюджете города Ижевска, а также и с учетом того, что в случае отказа собственников дома произвести его снос за свой счет, потребуется заключить договор подряда, по результатам проведенного конкурса, на выполнение работ по сносу этого дома. Кроме того, определенная судом дата приближена к дате окончания реализации действующей в настоящее время региональной адресной программы о переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике, в связи с чем не исключена возможность включения дома по адресу: <адрес> в следующую аналогичную программу, в случае ее утверждения.

При этом суд склонен согласиться с доводами ответчика Администрации Первомайского района г. Ижевска о том, что Администрация г. Ижевска является ненадлежащим ответчиком по делу.

В силу п. 1.3 Решения Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 г. № 112 «Об учреждении территориального органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Администрации Первомайского района города Ижевска» Администрация района наделяется правами юридического лица. Приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом, ответчиком, третьим и заинтересованным лицом в судах.

Поскольку Администрация г. Ижевска оспариваемого распоряжения не выносила, прав и законных интересов административного истца не нарушала, то является ненадлежащим ответчиком по делу. В требованиях к этому административному ответчику суд Караваеву Р.А. отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Караваева Р.А. к Администрации г. Ижевска, Администрации Первомайского района г. Ижевска о признании незаконным распоряжения в части установления срока для расселения многоквартирного дома, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Администрации Первомайского района г. Ижевска от <дата> в части установления срока для расселения многоквартирного дома <адрес>.

Установить срок сноса многоквартирного дома <адрес> и расселения его жильцов – до 2025 г.

В удовлетворении административного иска Караваева Р.А. к Администрации г. Ижевска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня провозглашения через Первомайский районный суд г. Ижевска УР.

Судья:                                                                                             А.Г. Хиталенко

2а-2470/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Караваев Роман Александрович
Ответчики
Администрация Первомайского района г.Ижевска
Другие
Шиляева Елена Васильевна
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Хиталенко Александра Георгиевна
Дело на сайте суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
22.05.2019Регистрация административного искового заявления
22.05.2019Передача материалов судье
22.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2019Судебное заседание
20.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Регистрация административного искового заявления
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее