Дело № 2-142/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2016 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Патрушевой А.Г.,
при секретаре Бабиковой Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьевой Р.Г. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании незаконным решения, обязании поставить на учет,
у с т а н о в и л :
Терентьева Р.Г. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании незаконным решения от ** ** **. об отказе в праве на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, предоставить право на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В последующем Терентьева Р.Г. изменила исковые требования требованиями к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми (ныне Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) о признании незаконным решения от ** ** **., обязании устранить допущенное нарушение социальных и жилищных прав как ... путем обязания поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании Терентьева Р.Г. участия не приняла.
Представитель Министерства архитектуры и строительства Республики Коми с иском не согласилась.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ** **. Терентьева Р.Г. была поставлена на учет в рамках Федерального закона от 25.07.1988г. №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на получение субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
В письме Министерства архитектуры и строительства Республики Коми, полученном Терентьевой Р.Г. ** ** **. указано, что у нее отсутствует право на получение социальной выплаты на приобретение жилья, в связи с отсутствием требуемого 15-летнего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленного Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Терентьева Р.Г. указала, что при ее постановке на учет действовали положения Федерального закона от 17.08.1996г. №116-ФЗ «О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году», в частности требования о наличии стажа работы в этих районах и местностях не менее 10 лет.
Терентьева Р.Г. также основывает свои доводы на Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2001г., который постановил признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), положения части 1 статьи 1 и 2 Федерального закона от 25.07.1998г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в той части, в какой предусмотренное ими требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающее право на получение жилищных субсидий, предоставленных за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Терентьева Р.Г. указывает, что ее трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет ... лет ... месяца (в период с ** ** **. по ** ** **.), и она проживала в ... ... лет ... месяца ... дней (в период с ** ** **. по ** ** **.), что соответствует установленным нормам периода проживания в указанных районах.
На дату постановки на учет Терентьевой Р.Г. действовал Федеральный закон от 25.07.1988г. №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996г. №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья».
Статьей 1 Федерального закона №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа не менее 10 лет. При исчислении общей продолжительности стажа работы и времени проживаниях пенсионеров или граждан, зарегистрированных более одного календарного года в качестве безработного, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях стаж работы в этих районах и местностях суммируется соответственно с половиной времени их нахождения на пенсии или проживания в качестве зарегистрированных безработных в этих районах и местностях.
Согласно п. 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства РФ №937, субсидия предоставляется лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживаниях в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации.
Согласно копии трудовой книжки стаж работы Терентьевой Р.Г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на дату постановки на учет ** ** **. составляет ... лет ... месяцев ... дней. Согласно пенсионного удостоверения Терентьевой Р.Г. назначена пенсия по ... с ** ** **. по ** ** **. Таким образом, общий стаж ее работы и половина времени проживания в качестве пенсионера по инвалидности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет ... лет ... месяцев ... дней, что менее требуемого ранее действующим законодательством 15-летнего общего стажа.
Более того, установлено, что ** ** **. Терентьевой Р.Г. было реализовано право на получение жилищной субсидии в ... при приобретении жилого помещения по адресу: ..., которое было оформлено в собственность Терентьевой Р.Г. и членов ее семьи в долях по ? каждому (Г.М. - супруг, В.Г. - сын, О.Г. - дочь). Согласно договора дарения от ** ** **. квартира была передана в собственность сына Терентьевой Р.Г. - В.Г. Датой государственной регистрации прекращения права является ** ** **
Согласно статье 1 Федерального закона №131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Одним из условий предоставления жилищной субсидии в рамках Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», в состав которой входит подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, является реализация права граждан - участников подпрограммы на улучшение жилищных условий за счет средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз.
Статьей 31 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Факт приобретения Терентьевой Р.Г. жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера путем реализации жилищной субсидии свидетельствует об утрате такого условия для возникновения права на получение жилищной субсидии, как отсутствие жилого помещения в других субъектах Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера, и неполучение ранее субсидий на эти цели.
В связи с чем, Терентьева Р.Г. не приобрела право состоять на учете на переселение с датой постановки на учет ** ** **., поскольку утратила право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера.
Исковые требования Терентьевой Р.Г. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Отказать в удовлетворении исковых требований Терентьевой Р.Г. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании незаконным решения от ** ** **., обязании устранить допущенное нарушение социальных и жилищных прав как ... путем обязания поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Патрушева А.Г.
Мотивированное решение составлено –