ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-17184/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 13 сентября 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-61/2022 (УИД 04RS0008-01-2021-002753-29) по иску прокуратуры Заиграевского района Республики Бурятия, действующей в интересах Ивановой Татьяны Георгиевны, к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, государственному автономному учреждению здравоохранения «Заиграевская центральная районная больница» о возложении обязанности,
по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Бурятия на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 28 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокуратура Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Ивановой Татьяны Георгиевны (далее – Иванова Т.Г.) обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, государственному автономному учреждению здравоохранения «Заиграевская центральная районная больница» (далее – ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница») о возложении обязанности.
В обоснование требований указывала на то, что Иванова Т.Г. состоит на учете в ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» с диагнозом <данные изъяты> нуждается в тест-полосках для глюкометра, иглах для шприц-ручек.
Прокуратурой Заиграевского района Республики Бурятия проведена проверка обращения Ивановой Т.Г. по вопросу необеспечения последней тест-полосками для глюкометра, иглами для шприц-ручек.
В ходе проверки установлено, что ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» Ивановой Т.Г. в 2021 году выдано три упаковки тест-полосок в количестве 150 штук, без учета необходимой потребности. Иглы для шприц-ручек Ивановой Т.Г. не выдавались.
Прокуратура Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Ивановой Т.Г. просила суд обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставления Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: тест- полосками для глюкометра из расчета контроля уровня сахара в крови не менее 3 раз в сутки, иглами для введения инсулина из расчета 5 инъекций в день; обязать ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: тест-полосками для глюкометра из расчета контроля уровня сахара в крови не менее 3 раз в сутки, иглами для введения инсулина из расчета 5 инъекций в день.
Решением Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 28 января 2022 г. исковые требования удовлетворены. На Министерство здравоохранения Республики Бурятия возложена обязанность организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставления Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: тест-полосками для глюкометра из расчета контроля уровня сахара в крови не менее 3 раз в сутки, иглами для введения инсулина из расчета 5 инъекций в день. На ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» возложена обязанность обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: тест- полосками для глюкометра из расчета контроля уровня сахара в крови не менее 3 раз в сутки, иглами для введения инсулина из расчета 5 инъекций в день.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 г. решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 28 января 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Бурятия просит об отмене судебных актов как незаконных.
Прокуратурой Республики Бурятия поданы возражения на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Иванова Т.Г. состоит на учете в ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» с диагнозом <данные изъяты>, нуждается в тест- полосках для глюкометра и иглах для шприц-ручек.
В 2021 г. Ивановой Т.Г. выдано четыре упаковки тест-полосок в количестве 200 штук (18 января, 5 апреля, 28 октября, 13 декабря - по 50 шт.), иглы для шприц-ручек не выдавались.
Согласно пояснениям врача-эндокринолога З., допрошенной в качестве свидетеля, <данные изъяты>
Из протокола заседания комиссии Министерства здравоохранения Республики Бурятия по осуществлению контроля за организацией льготного лекарственного обеспечения от 3 ноября 2020 г. следует, что на организацию обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями для больных сахарным диабетом, расходными материалами к инсулиновым помпам для детей на 2021 г. предусмотрено финансирование в размере 277 481,3 тыс. руб.
Лимит финансирования для ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» составил всего 11 506,45 тыс. руб. Согласно письмам ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница», направленных в адрес Министерства здравоохранения Республики Бурятия, следует, что потребность только на тест-полосках на 2021 г. составляет 50 670 тыс. руб.
Из рецептов, выданных на имя Ивановой Т.Г., следует, что ей выдавалось по 1 упаковке (50 штук) раз в три месяца, тогда как потребность в тест-полосках только на один месяц составляет 90 шт.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что Иванова Т.Г. не была обеспечена необходимым количеством тест-полосок для определения уровня сахара в крови и иглами для инъекций исходя из имеющейся потребности согласно рекомендациям лечащего врача.
Из заявки ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» на 2021 год следует, что сведения о необходимости инсулиновых игл и количестве тест-полосок указаны без учета количества пациентов, получающих препарат.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» не включило в заявку на 2021 год необходимое количество тест-полосок и инсулиновых игл, а Министерство здравоохранения Республики Бурятия, располагая данными Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», мер по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения в необходимом количестве не приняло.
Довод ответчиков о том, что выдача рецептов носит заявительный характер, отклонен, поскольку Ивановой Т.Г. за 2021 г. выписано 4 рецепта на выдачу тест-полосок по 1 упаковке (50 шт.), всего 200 шт. за год, из изложенного следует, что Иванова Т.Г. обращалась за выдачей рецептов, однако тест-полоски выдавались ей без учета необходимой потребности (90 шт. в месяц). Отсутствие обеспечения истца в необходимом объеме тест-полосками и иглами для инъекций за счет соответствующих бюджетных средств фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р, включены: иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы к инсулиновой помпе (набор для введения инсулина амбулаторный); резервуары к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16 июня 2008 г. № 307 утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом. Министерству здравоохранения Республики Бурятия поручено обеспечить организацию предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, при формировании проектов республиканского бюджета включать их в перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
Ежегодная потребность в лекарственных средствах (инсулинах, пероральных сахароснижащих препаратах) и средствах самоконтроля определяется Министерством здравоохранения Республики Бурятия на основании заявок медицинских организаций.
Сводная заявка на лекарственные средства и средства самоконтроля формируется в Министерстве здравоохранения Республике Бурятия и утверждается министром.
В рамках исполнения полномочий по организации лекарственного обеспечения населения Министерством здравоохранения Республике Бурятия издан приказ от 30 сентября 2020 г. № 712-ОД «О формировании заявки на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения больных сахарным диабетом на 2021 г. за счет бюджета Республики Бурятия», в соответствии с которым руководителям медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь поручено определить потребность для больных сахарным диабетом в лекарственных препаратах по международному непатентованному наименованию, медицинских изделиях на 2021 г.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Ивановой Т.Г., суд первой инстанции пришел к выводам о том, что Иванова Т.Г. имеет право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, нуждается в обеспечении иглами инсулиновыми и тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови в определенном количестве, в 2021 г. ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» не был обеспечен рецептами и указанными медицинскими изделиями в необходимом количестве, Министерством здравоохранения Республики Бурятия ненадлежащим образом организовано обеспечение истца в рекомендованном врачом количестве медицинских изделий.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, а именно положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьям 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг" и обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы представителя Министерства здравоохранения Республики Бурятия о неправомерности удовлетворения иска, отсутствия бездействия ответчиков в обеспечении Ивановой Т.Г. медицинскими изделиями приводились ранее, по существу направлены на иную оценку доказательств. Данные доводы являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций, обосновано были отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных постановлениях.
В соответствии со статьей 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения Российской Федерации, на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, медицинская организация, включенная в перечень медицинских организаций, имеющих право выписки рецептов отдельным категориям граждан, самостоятельно определяет потребность в лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения, имеет право корректировать указанную потребность. В связи с чем, доводы Министерства здравоохранения Республики Бурятия об отсутствии сведения о необеспечении истца, о финансировании в определенном объеме правомерно отклонены судами.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судами обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 28 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 11 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева