№ 88-14295/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Челябинск 24.09.2020
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сафронова М.В.,
судей Бабкиной С.А., Маркеловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-224/2020 по иску прокурора Аргаяшского района Челябинской области к закрытому акционерному обществу «Уралбройлер» о возложении обязанности получить регистрационное свидетельство о государственной регистрации на удобрение,
по кассационной жалобе закрытого акционерного общества «Уралбройлер» на решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 18.03.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11.06.2020.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Бабкиной С.А., позицию представителя ЗАО «Уралбройлер» Гасниковой М.Л., действующей по доверенности от 01.01.2020 и поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Тепловой М.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Аргаяшского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Уралбройлер» о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить регистрационное свидетельство о государственной регистрации на «Удобрение органическое – на основе куриного помета».
В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с удобрениями биологического происхождения. В ходе проверки установлено, что ЗАО «Уралбройлер» является производителем «Удобрения органического – на основе куриного помета», на которое Уральским центром добровольной сертификации качества товаров и услуг выдан сертификат качества № РОСС.ССК.017.1064, дата выдачи 01.06.2011, действителен до 01.06.2020 и экологический сертификат № РОСС.ССК.017.1047, дата выдачи 15.05.2011, действителен до 15.05.2020. В нарушение требований законодательства, на органическое удобрение отсутствует регистрационное свидетельство о государственной регистрации, сведения о продукции «Удобрение органическое – на основе куриного помета» не внесены в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Реализация агрохимиката «Удобрение органическое – на основе куриного помета» ЗАО «Уралбройлер» осуществляется в отсутствие государственной регистрации и предусмотренных законом регистрационных испытаний и заключения экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний, что создает угрозу загрязнения окружающей среды, тем самым, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Аргаяшского районного суда Челябинской области от 18.03.2020 удовлетворены исковые требования прокурора, суд установил срок получения регистрационного свидетельства в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11.06.2020, решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 18.03.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ЗАО «Уралбройлер» - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ЗАО «Уралбройлер» просит отменить судебные акты в части установления срока получения свидетельства, ссылаясь на их незаконность, полагает, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам. Устанавливая срок в один год, суд не привел обоснований его избрания.
Третье лицо в судебное заседание кассационной инстанции не явилось, извещено, о причинах своего отсутствия суд не уведомило, не просило об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав позицию представителя ответчика, настаивающего на отмене судебных постановлений, заслушав мнение прокурора, полагающего жалобу несостоятельной, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды), статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) каждый имеет право на благоприятную, окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В силу пункта 1 статьи 49 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, устойчивого функционирования естественных экологических систем и сохранения природных ландшафтов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 12 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (далее – Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами) государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов проводится специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, на основе заключений экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов на срок два года в случае необходимости проведения дополнительных исследований по оценке опасности негативного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье людей и окружающую среду. В остальных случаях государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет.
Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Гражданину или юридическому лицу по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, выдается регистрационное свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката. Форма данного регистрационного свидетельства устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
В силу статьи 18 Закона о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами запрещается производство пестицидов и агрохимикатов, не прошедших государственную регистрацию.
Порядок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов утвержден приказом Минсельхоза Российской Федерации от 10.07.2007 №357, в соответствии с пунктом 2 которого регистрации подлежат пестициды и агрохимикаты, по которым в необходимом объеме проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы федеральных органов исполнительной власти по результатам регистрационных испытаний.
Согласно пунктов 4.3-4.4 СанПиН 1.2.2584-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 № 17, реализация пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для применения в быту и в условиях личных подсобных хозяйств, должна осуществляться в специализированных отделах или специализированных торговых организациях. Не допускается реализация пестицидов и агрохимикатов, не имеющих свидетельства об их государственной регистрации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие оптовую и розничную торговлю пестицидами и агрохимикатами, обязаны приобретать и реализовывать пестициды и агрохимикаты, прошедшие государственную регистрацию.
Судами установлено, ЗАО «Уралбройлер» является производителем «Удобрения органического – на основе куриного помета», на которое Уральским центром добровольной сертификации качества товаров и услуг выдан сертификат качества № РОСС.ССК.017.1064, дата выдачи 01.07.2011, действителен до 01.06.2020 и экологический сертификат № РОСС.ССК.017.1047, дата выдачи 15.05.2011, действителен до 15.05.2020.
По факту отсутствия регистрационного свидетельства о государственной регистрации, сведений о продукции «Удобрение органическое - на основе куриного помета» Управлением Россельхознадзора по Челябинской области возбуждено административное производство, ЗАО «Уралбройлер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку реализация ответчиком агрохимиката «Удобрение органическое - на основе куриного помета» осуществляется в отсутствие государственной регистрации и предусмотренных законом регистрационных испытаний и заключения экспертизы, создается угроза загрязнения окружающей среды, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции установил факт отсутствия на органическое удобрение регистрационного свидетельства о государственной регистрации, не внесения сведений о продукции «Удобрение органическое – на основе куриного помета» в государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, возложив на ЗАО «Уралбройлер» обязанность получить регистрационное свидетельство в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что установление срока исполнения решения до сентября 2022 года повлечет нарушение реальной защиты прав граждан, что при установленных в настоящем деле обстоятельствах не соотносится с задачами гражданского судопроизводства, установленными статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств установления более длительного срока государственной регистрации, чем один год, в материалы дела не представлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установленный судом срок для его исполнения соответствует положениям статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и соотносится со сроком, установленном в Порядке государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10.07.2007 №357 и статьей 11 Закона о безопасном обращении с пестицидами и ахгрохимикатами.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, ввиду отсутствия нарушений в применении норм материального и процессуального права.
Довод жалобы относительно невозможности исполнения решения суда ввиду того, что процедура получения регистрационного свидетельства состоит из нескольких этапов, при суммировании сроков по которым имеется превышение срока для исполнения решения суда, был предметом апелляционного пересмотра и получил оценку суда. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что препятствий для исполнения решения суда первой инстанции в установленный судом срок не усматривается.
Кроме того, при наличии объективной невозможности исполнения решения суда ответчик не лишен возможности воспользоваться иными процессуальными механизмами (статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Вопреки доводам кассационной жалобы обжалуемые судебные постановления соответствуют положениям статей 67, 195, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, приведенных в пунктах 1-6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».
Нарушения или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в кассационной жалобе, судами не допущено, судебный акт является законным и обоснованным, а доводы, приведенные в кассационной жалобе - несостоятельными.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Аргаяшского районного суда Челябинской области от 18.03.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Уралбройлер»– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи