РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Усть-Ордынский 30 января 2019 г.
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Ханхасаевой А.А., с участием истца Махнёвой О.А., представителя ответчиков – ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ГУФСИН России по Иркутской области по доверенности Ертахановой А.А., ответчика Ивановой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Махнёвой О.А. к исправительной колонии № 11 ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области, Министерству финансов РФ, Ивановой Ю.С. о взыскании причитающейся пенсии и компенсации морального вреда,
установил:
Махнёва О.А., обратившись с исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указала следующее.
Махнёвой О.А., отбывающей уголовное наказание в ИК-11 ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области, *** исполнилось 55 лет, наступил пенсионный возраст.
До указанной даты Махнёва О.А. неоднократно обращалась к сотруднику социальной защиты капитану внутренней службы Ивановой Ю.С. по поводу пенсии. *** Ивановой Ю.С. были поданы документы Махнёвой О.А. в Пенсионный фонд РФ, на который *** Ивановой Ю.С. был дан ответ, что документы подаются за 1 месяц до наступления пенсионного возраста, т.е. отправила Иванова Ю.С. их рано. Документы следовало послать либо ***, либо ***, что сделано не было.
Повторно документы были поданы ***, соответственно Махнёва О.А. не получила пенсию за *** г.
За указанное время Махнёва О.А. несколько раз обращалась к Ивановой Ю.С., начальнику отряда Х., дважды с письменной просьбой к начальнику ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области Д., на которые, так и не получила ответа.
Только после обращения с этим вопросом к начальнику ИК-11 Ф. на личном приеме, Иванова Ю.С. *** направила документы в Пенсионный фонд.
Вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей Ивановой Ю.С. Махнёва О.А. не получила пенсию за *** г. Размер ежемесячной пенсии составляет *** рублей.
Соответственно, размер недополученной пенсии составил *** рублей.
На основании изложенного, ссылаясь на ст. 1069, ст. 151 Гражданского кодекса РФ Махнёва О.А. просила суд взыскать с администрации ИК-11, Ивановой Ю.С. причитающиеся ей денежные средства в размере 23989 рублей, компенсацию причиненного морального вреда в размере 5000 рублей.
В судебном заседании Махнёва О.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что в августе по получении необходимых документов для назначения пенсии она обратилась к социальному работнику учреждения Ивановой Ю.С. по вопросу назначения пенсии и передала ей необходимые документы. Заявления о назначении пенсии не писала. В начале *** года Иванова Ю.С. сообщила ей об отказе в назначении пенсии, показав ей письменный отказ в назначении пенсии, но не вручила ей данный отказ. В *** года не получив пенсию, в *** года она стала обращаться в службу соц.защиты учреждения, однако на прием попасть не смогла, так как соц. служба не работала в связи с командировкой Ивановой Ю.С. Только в ***, после обращения к начальнику ИК-11 заявление было подано в Пенсионный фонд РФ, и ей назначена пенсия. Поскольку размер установленной пенсии был ниже прожиточного минимума, ей была установлена федеральная социальная доплата, с учетом которой размер её пенсии составил 8723 рубля. Лично ей никакого уведомления об отказе в назначении пенсии, не поступало. Находясь в колонии всю корреспонденцию получает только через администрацию исправительного учреждения.
Не надлежащим исполнением своих должностных обязанностей со стороны социального работника учреждения Ивановой Ю.С. ей был причинен моральный вред. Она в отсутствии пенсии была лишена возможности приобретать для себя необходимые ей продукты и т.д.
Представитель ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области и ГУФСИН России по Иркутской области Ертаханова А.А. исковые требования не признала. Суду пояснила, что согласно п. 13 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий, при возникновении права гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением в Территориальный орган Пенсионного фонда РФ по своему месту жительства. Граждане, осужденные к лишению свободы подают заявление в территориальный орган Пенсионного фонда по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
В целях реализации права осужденной на получение пенсии, сотрудником группы социальной защиты и учета трудового стажа в Управление Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области был предоставлен пакет документов Махнёвой О.А., необходимых для оформления пенсии по старости. Ответ на данный запрос в Учреждение не поступал.
В ходе разбирательства в *** года стало известно, что Махнёвой О.А. было отказано в назначении пенсии по причине не достижения пенсионного возраста на момент обращения.
*** исх. № инспектор группы социальной защиты и учета трудового стажа повторно обратилась в Пенсионный фонд по вопросу оформления пенсии по достижении возраста. Поскольку в документе страхового пенсионного свидетельства была ошибка (расхождение данных паспорта и СНИЛС), было подано заявление на переоформление данного документа, после чего УПФР приняло заявление на оформление пенсии ***.
Инспектор группы социальной защиты и учета трудового стажа Иванова Ю.С. находилась в очередном отпуске с *** по ***, в служебной командировке с *** по ***, с *** по ***.
Таким образом, сотрудниками группы социальной защиты и учета трудового стажа ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области выполнялись необходимые действия для назначения пенсии Махнёвой О.А.
В нарушение ст. 89 Административного регламента Пенсионный фонд решение об отказе в назначении пенсии не направил в Учреждение.
Также, в нарушение п. 11 Постановления Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении правил обращения за пенсией, назначения пенсий и перерасчета пенсий, перехода с одной пенсии на другу в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Управление Пенсионного фонда в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области не предприняло всех необходимых мер для назначения пенсии.
Кроме того, Махнёвой О.А. не представлено доказательств причинения ей морального вреда.
На основании изложенного, Ертаханова А.А. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Соответчик Иванова Ю.С. исковые требования не признала. Суду пояснила, что в *** года к ней обратилась осужденная Махнёва О.А. и передала ей документы, необходимые для назначения пенсии. До выхода в отпуск, в *** года она собрала необходимый пакет документов и направила его в Управление Пенсионного фонда в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области. По сложившейся практике документы направляются в пенсионный орган за 3 месяца до наступления права на получение пенсии. Пенсионный орган проводит в указанные сроки проверку представленных документов, при необходимости запрашивает недостающие документы и т.д. При этом, ни сами осужденные, ни работники учреждения заявления о назначении пенсии не пишут. В Управлении Пенсионного фонда России в Усть-ордынском Бурятском округе Иркутской области при получении пакета документов, ставится отметка с датой поступления документов.
Какого-либо уведомления об отказе в назначении пенсии Махнёвой О.А. из пенсионного органа в учреждение не поступало. Только в *** года Махнёва О.А. обратилась к ней и сообщила о том, что не получает пенсию. Вопреки утверждению Махнёвой О.А., в *** года ей не было известно об отказе в назначении пенсии.
Представитель соответчика Министерства финансов РФ и представитель третьего лица – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области, будучи извещены, в судебное заседание не явились, о причинах не явки суду не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ. с учетом мнения сторон дело было рассмотрено без участия представителя Министерства финансов РФ и третьего лица.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Требования Махнёвой О.А. о возмещении причиненного вреда основаны на заявлении о ненадлежащем исполнении должностным лицом ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области своих должностных обязанностей, выразившихся в несвоевременной передаче заявления Махнёвой О.А. в Пенсионный фонд РФ о назначении страховой пенсии по старости.
Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н (ред. от 13.02.2018) утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41131)
В соответствии с п. 81 Административного регламента граждане, осужденные к лишению свободы, подают заявление в территориальный орган ПФР по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, поданных гражданином, осужденным к лишению свободы, в территориальный орган ПФР через администрацию исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР. (п. 62)
В случае подачи заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги гражданином, осужденным к лишению свободы, через администрацию исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание, уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии направляется территориальным органом ПФР гражданину через администрацию указанного учреждения. (п.63)
В случае отказа в удовлетворении поданного заявления территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения любым способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы. (п.15)
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (ред. от 13.02.2018) утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35498)
Согласно п. 9 Правил граждане, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения.
Заявления и документы, представленные гражданами, осужденными к лишению свободы, подлежат передаче администрацией исправительного учреждения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее трех рабочих дней со дня их представления в администрацию исправительного учреждения.
Взаимодействие территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и исправительных учреждений осуществляется с использованием бумажного документооборота. При наличии технической возможности такое взаимодействие может осуществляться в электронном виде на основании соглашения об электронном документообороте с использованием автоматизированных систем посредством направления электронной версии документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае отказа в удовлетворении заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения путем направления указанного решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления, и одновременно возвращает все представленные им документы. (п. 42)
Приказом Минтруда России от 06.06.2016 N 279н (ред. от 31.08.2017) утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.09.2016 N 43726).
Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи заявления в ПФР непосредственно, через представителя, путем направления заявления по почте или в форме электронного документа.
Заявление о назначении пенсии граждан, обращающихся за назначением страховой пенсии по старости, может быть принято ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее одного месяца до возникновения права на эту пенсию.
Согласно Письму МВД РФ от 06.11.1997 N 18/13-204 «О Порядке оформления документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях» оформление и представление документов для назначения и выплаты пенсий осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях (исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно - профилактические учреждения), а также оставленным в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (далее - исправительные учреждения), осуществляется администрацией соответствующего учреждения.
Для обеспечения этой работы приказом начальника исправительного учреждения из числа сотрудников назначается ответственный представитель исправительного учреждения по вопросам оформления и представления документов для назначения и выплаты пенсий (далее ответственный представитель исправительного учреждения), а также определяются лица, ответственные за подготовку требуемых документов в службах исправительного учреждения.
Основными задачами ответственного представителя исправительного учреждения является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения.
Согласно должностной инструкции старшего инспектора группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области Ивановой Ю.С., утвержденной *** начальником ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области, старший инспектор осуществляет непосредственное рассмотрение обращений осужденных и граждан в пределах компетенции. Ведет учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий. Направляет пакет документов в соответствии с законодательством, регулирующим пенсионное обеспечение граждан в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение для назначения, перевода пенсии осужденных в ИК-11.
На период отсутствия старшего инспектора Ивановой Ю.С., её обязанности исполняет капитан внутренней службы Б.
Согласно пенсионному делу Махнёвой О.А. первоначальное заявление о назначении пенсии была принято Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области ***
Согласно уведомлению о получении заявления, заявление принято Б. При этом, само заявление не подписано ни истцом, ни представителем истца.
Согласно копии сопроводительного письма ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области направило в пенсионный орган *** за исх. № паспорт, справку, трудовую книжку Махнёвой О.А.
*** пенсионным органом принято решение об отказе в установлении пенсии №, в связи с тем, что на момент обращения за страховой пенсией по старости Махнёва О.А., *** г.р. не достигла пенсионного возраста.
Сведений о том, что данное решение было направлено через администрацию ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России, в материалах пенсионного дела, не имеется. Уведомления о принятом решении об отказе в назначении пенсии, не имеется.
Из письменного ответа начальника ГУ – УПФР по УОБАО ИО (межрайонное) Т. следует, что уведомление по отказному решению от *** было направлено ***.
Вместе с тем, из справки врио начальника канцелярии ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области от *** следует, что на основании журналов учета входящей корреспонденции, в период с *** по *** на имя Махнёвой О.А. поступила корреспонденция только из Ангарского городского суда.
Из информации начальника ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области, также следует, что решение об отказе в назначении пенсии Махнёвой О.А., в учреждение не поступало.
Повторно заявление было принято пенсионным органом *** и *** было принято решение о назначении пенсии с ***, размер пенсии *** руб. При этом, повторное заявление, в отличие от заявления, датированного ***, подписано представителем исправительного учреждения Ивановой Ю.С.
Суд, на основе анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов приходит к выводу о том, что администрация исправительного учреждения не является органом правомочным на принятие решений по заявлениям осужденных о назначении пенсий, и выполняет лишь функции по передаче данных заявлений с соответствующим пакетом документов в территориальный пенсионный орган.
Суд, также приходит к выводу о том, что Махнёва О.А. заявление о назначении пенсии до наступления пенсионного возраста, не подавала, подав лишь документы, необходимые для назначения пенсии в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных в августе 2018 года.
Администрацией ФКУ ОИК-1 ГУФСИН России по Иркутской области пакет документов для назначения пенсии был направлен в Управление Пенсионного фонда России в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) ***, то есть ранее одного месяца до наступления права на назначение пенсии Махнёвой О.А., с целью проверки полноты поданных сведений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истец Махнёва О.А., сама не проявила должной предусмотрительности и не подала соответствующее заявление о назначении пенсии за месяц до наступления права на её назначение.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в пенсионном деле Махнёвой О.А. отсутствует доказательства уведомления, как самой Махнёвой О.А., так и исправительного учреждения о принятом решении об отказе в назначении пенсии от *** В связи с чем, социальная служба исправительного учреждения была лишена возможности повторно подать документы Махнёвой О.А. для назначения ей пенсии за месяц до наступления пенсионного возраста.
В связи с изложенным, суд не усматривает оснований для выводов о причинении вреда действиями ответчиков.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения исковых требований о возмещении причиненного вреда в рамках заявленных требований не имеется.
Не усматривает суд и оснований для компенсации причиненного морального вреда, поскольку истцом не представлено доказательств нарушения её личных неимущественных прав, причинения ей физических или нравственных страданий, являющихся основанием для компенсации морального вреда, виновности ответчиков.
Доводы истца о том, что в связи с неполучением пенсии она была лишена возможности приобретать необходимые ей продукты и предметы, с учетом того, что истец отбывает наказание в местах лишения свободы и находится на полном содержании государства, не могут быть расценены, как причинившие ей нравственные либо физические страдания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░-11 ░░░ ░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░