Решение по делу № 2-1037/2024 от 22.02.2024

Дело № 2-1037/2024

УИД 33RS0011-01-2024-001038-70

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ковров 26 апреля 2024 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Дровалёвой Н.В.,

при секретаре Мазуренко Е.К.,

с участием представителя истца помощника Ковровского городского прокурора
Петровой А.О., представителей ответчика ГБУЗ ВО "КГБ № 2" – Шенкмана С.В. и Павловой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Воробьева А. Ф. к Министерству здравоохранения Владимирской области, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница №2", государственному казенному учреждению здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ

Ковровский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов Воробьева А. Ф., <дата> года рождения, в котором просит: возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница № 2" (далее – ГБУЗ ВО "КГБ № 2") обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости Воробьева А.Ф., <дата> года рождения, в бесплатных лекарственных препаратах "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данных препаратов в порядке, предусмотренном действующим законодательством и по их направлению в Министерство здравоохранения Владимирской области; возложить на Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность обеспечить Воробьева А.Ф., <дата> года рождения, бесплатными лекарственными препаратами "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данных препаратов в порядке, предусмотренном законодательством; возложить на государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" (далее – ГКУЗ ВО "Центр закупок") после получения финансирования от Министерства здравоохранения Владимирской области обязанность по осуществлению закупки и обеспечения Воробьева А.Ф., <дата> года рождения, бесплатными лекарственными препаратами "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данных препаратов в порядке, предусмотренном законодательством; взыскать в пользу Воробьева А.Ф., <дата> года рождения, в солидарном порядке с Министерства здравоохранения Владимирской области и ГБУЗ ВО "КГБ № 2" компенсацию морального вреда в сумме 10 000 руб.; решение обратить к немедленному исполнению.

В обоснование исковых требований указано, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при обеспечении Воробьева А.Ф. бесплатными лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что Воробьев А.Ф., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, в настоящее время наблюдается в поликлинике для взрослых № 4 ГБУЗ ВО "КГБ № 2" с основным диагнозом – <данные изъяты>. Состояние после нескольких курсов <данные изъяты>. Согласно заключению ФБГУ "Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова" Минздрава России от <дата> ему по жизненным показаниям необходимо назначение высокоэффективной и малотоксичным таргетным препаратом "<данные изъяты>" в дозе 420 мг. в сутки постоянно. В соответствии с назначением врача <данные изъяты> ГБУЗ ВО "Городская больница № 5 г. Владимира" Воробьев А.Ф. по жизненным показаниям нуждается в терапии препаратом "<данные изъяты>" 140 мг. 3 капсулы вечером длительно в течении 1 года. ГБУЗ ВО "КГБ <№>" проведена врачебная комиссии по вопросу обеспечения Воробьева А.Ф. лекарственным препаратом "<данные изъяты>" 140 мг. <№> на 366 дней (51240 мг.). При этом Министерством здравоохранения Владимирской области заявка на обеспечение Воробьева А.Ф. лекарственным препаратом "<данные изъяты>" получена <дата>. Воробьеву А.Ф. <дата> был выписан рецепт на вышеуказанный препарат, который им получен <дата> (обеспечен до <дата>). В последующем Воробьев А.Ф. обратился в ГБУЗ ГБУЗ ВО "КГБ <№>" по вопросу получения лекарственного препарата на <дата> года, рецепт ему был выписан только <дата>, в тот же день был получен лекарственный препарат (обеспечен до <дата>).
В настоящий момент Воробьев А.Ф. не обеспечен лекарственным препаратом "<данные изъяты>", в связи с отсутствием его в аптечном учреждении. По сведениям ООО "Медилон-Фармимэкс" вышеуказанного препарата, доступного к перераспределению, в аптечной сети не имеется. В ГКУЗ ВО "Центр закупок" приказ или распоряжение Министерства здравоохранения Владимирской области на закупку лекарственных препаратов для Воробьева А.Ф. не поступало. При этом, лекарственная терапия для данной категории граждан должна проводиться беспрерывно, в связи с данными обстоятельствами нарушаются его права на качественную и доступную медицинскую помощь. Одновременно с этим, <дата> Воробьеву А.Ф. ГБУЗ ВО "Городская больница <№> г. Владимир" врачом-инфекционистом по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат "<данные изъяты>". Однако, вплоть до настоящего момента он им не обеспечен. Сведения о нуждаемости Воробьева А.Ф. в лекарственном препарате "<данные изъяты>" в Министерство здравоохранения Владимирской области не направлялись. Врачебная комиссии ГБУЗ ВО "КГБ <№>" не проводилась. Таким образом, вплоть до настоящего момента закупка лекарственных препаратов государственным органом не организована, вопрос об обеспечении лекарственным препаратом не решен. Заболевание Воробьева А.Ф. требует постоянно терапии, отсутствие лекарств может повлечь ухудшение его здоровья. Непринятие ГБУЗ ВО "КГБ № 2" и Министерством здравоохранения Владимирской области мер к своевременному обеспечению Воробьева А.Ф., имеющего право на обеспечение жизненно важными лекарственными препаратами, повлекло нарушение его прав на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме. Учитывая наличие у Воробьева А.Ф. права на бесплатное обеспечение вышеуказанными лекарственными препаратами, характер имеющегося заболевания, необходимость в приеме данных лекарственных препаратов и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения данной обязанности, замедление исполнения решения суда в отсутствие надлежащего лекарственного обеспечения может привести к ухудшению состояния здоровья Воробьева А.Ф. и повлечь необратимые для него последствия. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с настоящим иском в суд.

В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Петрова А.О. исковые требования поддержала.

Истец Воробьев А.Ф., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании <дата> указал, что лекарственная терапия должна проводиться беспрерывно, в связи с несвоевременным обеспечением лекарственными препаратами ему причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за свое здоровье.

Представитель истца Ешкова Д.О., действующая по устному ходатайству, в судебном заседании <дата> также пояснила, что ее дедушка Воробьев А.Ф. рекомендации о назначении ему лекарственных препаратов предоставлял в поликлинику своевременно, неоднократно обращался в поликлинику за выдачей рецептов, в конце года рецепты не выдавали по причине отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети. В период с <дата> по <дата>, а в дальнейшем с <дата> по <дата> Воробьев А.Ф. не был обеспечен лекарственным препаратом "<данные изъяты>", а лекарственным препаратом "<данные изъяты>" обеспечен лишь <дата>.

В судебном заседании представители ответчика ГБУЗ ВО "КГБ <№>" – Шенкман С.В. и Павлова Е.В. полагали исковые требования к медицинскому учреждению необоснованными и неподлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в ранее представленных возражениях, в которых сообщается следующее. Рекомендации врача-гематолога ГБУЗ ВО "КГБ № 5 г. Владимира" о нуждаемости Воробьева А.Ф. в терапии препаратом "<данные изъяты>" были предоставлены участковому терапевту <дата>. В этот же день был выписан рецепт на получение препарата "<данные изъяты>", который был отоварен <дата>. Для дальнейшего обеспечения Воробьева А.Ф. препарата "<данные изъяты>" на основании протокола врачебной комиссии в Министерство была подана заявка на закупку данного препарата от <дата> за исх. <№>, которая принята <дата>. Также <дата> в ГКУЗ ВО "Центр закупок" было направлено требование за исх. <№> об отпуске в аптечную сеть лекарственного препарата "<данные изъяты>" на <дата> года в количестве 2 упаковок для Воробьева А.Ф. <дата> было направлено письмо о перераспределении лекарственного препарата для Воробьева А.Ф. за исх. <№>. В аптеке данный препарат появился лишь <дата>, и в этот же день Воробьеву А.Ф. был выписан рецепт на его получение. <дата> в Министерство была дополнительно направлена заявка на закупку лекарственного препарата "<данные изъяты>" на <дата> года для Воробьева А.Ф. <дата> в ГКУЗ ВО "Центр закупок" было направлено требование за исх. <№> об отпуске в аптечную сеть лекарственных препаратов, в т.ч. "<данные изъяты>" для Воробьева А.Ф. <дата> в ГКУЗ ВО "Центр закупок" было направлено требование за исх. <№> об отпуске в аптечную сеть лекарственного препарата "<данные изъяты>" для ряда пациентов, включая Воробьева А.Ф. <дата> Воробьеву А.Ф. был выписан рецепт на ЛП "<данные изъяты>", который не был отоварен, в связи с отсутствуем в аптеке. <дата> ГКУЗ ВО "Центр закупок" в ответ на данное письмо сообщило об отпуске лекарственного препарата в фармацевтическую организацию, приложив разнарядку <№> от <дата> на ЛП "<данные изъяты>" для Воробьева А.Ф. <дата> был выписан еще один рецепт на ЛП "<данные изъяты>", который также не был отоварен из-за отсутствия препарата в аптеке. Таким образом, обязательства, возложенные на ГБУЗ ВО "КГБ <№>" в плане бесплатного обеспечения Воробьева А.Ф. лекарственным препаратом "<данные изъяты>", исполнены в полном объеме. Заявки и требования своевременно направлялись, рецепты выписывались. Отказов в выдаче Воробьеву А.Ф. рецептов на бесплатное получение лекарственного препарата "<данные изъяты>" не зафиксировано. Жалобы от Воробьева А.Ф. в ГБУЗ ВО "КГБ <№>" на отказ в выдаче рецептов не поступали. Заключение врача-инфекциониста ГБУЗ ВО "Городская больница <№>" <адрес> было предоставлено в ГБУЗ ВО "КГБ <№>" в <дата> года. Поскольку требуемый для Воробьева А.Ф. препарат был включен в общую заявку на лекарственные препараты на <дата> года, отдельная заявка на закупку данного препарата в Министерство здравоохранения не направлялась. <дата> в ГКУЗ ВО "Центр закупок" было направлено требование за исх. <№> об отпуске в аптечную сеть лекарственного препарата "<данные изъяты>" для ряда пациентов, включая Воробьева А.Ф. на <дата> года. <дата> в ГКУЗ ВО "Центр закупок" было направлено требование за исх. <№> об отпуске в аптечную сеть лекарственного препарата "<данные изъяты>" для Воробьева А.Ф. на февраль-март 2024 года. <дата> ГКУЗ ВО "Центр закупок" сообщило, что лекарственный препарат был отпущен в фармацевтическую организацию, приложив разнарядка от <дата> <№> на ЛП "<данные изъяты>" для Воробьева А.Ф. в количестве 2 упаковок. В этот же день за исх. <№> в ГБУЗ ВО "КГБ <№>" поступило сообщение от ГКУЗ ВО "Центр закупок" о том, что в ответ на письмо исх. <№> лекарственный препарат был отпущен в фармацевтическую организацию и приложена разнарядка <№> от <дата> на ЛП "<данные изъяты>" для ряда пациентов, в том числе для Воробьева А.Ф. в количестве 2 упаковки. Однако до настоящего времени данный лекарственный препарат в фармацевтическую организацию не поступил. Соответственно, Воробьев А.Ф. не обеспечен лекарственным препаратом "<данные изъяты>".
ГБУЗ ВО "КГБ <№>" считает, что неполучение Воробьевым А.Ф. лекарственных препаратов "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" является следствием ненадлежащей организацией Министерством закупок данного препарата и несвоевременный отпуск данного препарата из ГКУЗ ВО "Центр закупок" в аптечную сеть. В дополнениях к отзыву указало, что Воробьев А.Ф. обеспечен лекарственным препаратом "<данные изъяты>" по <дата>, а лекарственным препаратом "<данные изъяты>" до конца <дата> года.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился. Ранее в судебном заседании <дата> представитель ответчика – Баландина О.А. просила отказать в удовлетворении заявленных к Министерству требований по следующим основаниям. В соответствии с назначением врача гематолога Воробьев А.Ф. нуждается в терапии лекарственным препаратом "<данные изъяты>" 140 мг – 3 капс. в день для лечения <данные изъяты>. Согласно сведениям ООО "Медилон-Фармимекс" Воробьев А.Ф. получал лекарственный препарат "<данные изъяты>" по одной упаковке <дата>, <дата> и <дата>. По сведениям ГКУЗ ВО "Центр закупок" на сегодняшний день на складе находится 24 упаковки препарата "<данные изъяты>" для выдаче по региональной льготе. Таким образом ГКУЗ ВО "Центр закупок" и ГБУЗ ВО "КГБ <№>" вправе использовать схему перераспределения в целях обеспечения Воробьева А.Ф. данным лекарственным препаратом. В соответствии с назначением врача инфекциониста от <дата> Воробьев А.Ф. нуждается в терапии лекарственным препаратом "<данные изъяты>" для лечения гепатита В. Потребность для Воробьева А.Ф. не могла быть учтена ГБУЗ ВО "КГБ <№>" в централизованной заявке для закупки лекарственных препаратов на 2023 год и на 2024 год. Письмами для служебного пользования и на совещаниях по видеоконфиренцсвязи медицинским учреждениям неоднократно разъяснялся порядок направления заявок – потребностей на вновь выявленных пациентов. Необходимый комплект документов для организации закупки лекарственного препарата "<данные изъяты>" для Воробьева А.Ф. в Министерство не поступал. Следовательно, правовых оснований для организации закупки лекарственного препарата "<данные изъяты>" для Воробьева А.Ф. у Министерства не имеется. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований Ковровского городского прокурора, действующего в интересах Воробьева А.Ф., в части касающейся Министерства не имеется, в удовлетворении данных требований следует отказать.

Ответчик ГКУЗ ВО "Центр закупок", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В отзыве от <дата> указало, что в 2023-2024 гг. в адрес Учреждения не поступали приказ или распоряжение Министерства на закупку лекарственных препаратов для Воробьева А.Ф. Лекарственный препарат МНН "<данные изъяты>", TH "<данные изъяты>", капсулы, 140 мг, № 90 по государственному контракту от <дата> <№> отпущен в ООО "Медилон-Фармимэкс" для Воробьева А.Ф.: <дата> – 1 упаковка в соответствии с письмом Министерства от <дата> № МЗ-2038-14-07; <дата> – 1 упаковка в соответствии с рецептом, находящимся на отсроченном обслуживании. <дата> лекарственный препарат МНН " "<данные изъяты>", TH "<данные изъяты> Сандоз", таблетки п.п.о., 0,5 мг, <№> в количестве 2 упаковок по государственному контракту от <дата> <№> отпущен в ООО "Медилон-Фармимэкс" для Воробьева А.Ф. в соответствии с письмом ГБУЗ ВО "КГБ <№>" от <дата> <№>. По данным ООО "Медилон-Фармимэкс" у Воробьева А.Ф. находится рецепт на отсроченном обслуживании на лекарственный препарат МНН "<данные изъяты>" в количестве 1 упаковки. В Учреждении на остатках лекарственный препарат МНН "<данные изъяты>", TH "Имбрувика", капсулы, 140 мг, <№> отсутствует.

Третье лицо ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Третье лицо ООО "Медилон-Фармимэкс", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, оставив разрешение заявленных требований на 3усмотрение суда.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся участников судебного разбирательства.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой <дата> Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН <№> от <дата>, государства-участники настоящей Конвенции признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, вновь подтвердили неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими (статья 10 Конвенции).

В соответствии со статьей 25 Конвенции государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995
№ 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также – Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В силу части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Согласно указанному Перечню инвалиды <данные изъяты> группы, лица, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации.

Кроме того, заболевание которым страдает Воробьев А.Ф. включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715.

В силу статьи 13 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Лекарственные препараты "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.

    В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ и от 29.11.2010 № 326-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Указанной Программой установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при новообразованиях и инфекционных болезнях.

Аналогичные права граждан, страдающих заболеваниями мочеполовой системы, и при новообразованиях установлены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353

Согласно пунктам 1,2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением администрации Владимирской обл. от 29.12.2022 N 951, а также Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов, утвержденный постановлениями администрации Владимирской области от 26.12.2023 № 997 гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при инфекционных заболеваниях и новообразованиях.

Указанной Программой предусмотрено, что за счет средств областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области".

Лекарственные препараты "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" поименованы в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов, утвержденный постановлениями администрации Владимирской области от 29.12.2022 № 951.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области" (далее – Закон № 120-ОЗ).

Пунктами 1 и 4 части 1 ст. 57 Закона № 120-ОЗ установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее – Перечень № 890), граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Положением о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147, установлен порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 890); а также гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".

Заболевание, которым страдает инвалид <данные изъяты> группы Воробьев А.Ф. поименовано во всех указанных Перечнях.

Указом Губернатора Владимирской области от 05.12.2022 N 242 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Владимирской области, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения Владимирской области. К полномочиями и функциям Министерства относится, в т.ч. разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству, координация деятельности исполнительных органов области, субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории Владимирской области, организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях, участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, контроль за предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств областного бюджета.

    Министерство здравоохранения Владимирской области выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление деятельности Министерства.

Финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет средств федерального бюджета, переданных в виде субвенций на осуществление переданных в соответствии с действующим законодательством полномочий.

Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 3.6 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 № 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении", граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.

При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации (3.7).

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Владимирской области от 07.08.2023 № 7-н "Об организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств Федерального бюджета" на руководителей медицинских организаций Владимирской области возложена обязанность обеспечить: предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с разделом II Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 929н, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1345н от 21.12.2020, организацию обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственных препаратов, формирование потребности-заявки и направление ее в установленном порядке в Министерство здравоохранения Владимирской области, еженедельному проведению анализа назначения лекарственных препаратов с целью мониторинга за своевременным их назначением льготополучателям, выявлению причин отсутствия назначения заявленных лекарственных препаратов, наличия в аптеке невостребованных лекарственных препаратов.

На основании распоряжения Департамента здравоохранения Владимирской области от 27.01.2021 № 52 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" с <дата> ГКУЗ ВО "Центр закупок" осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. На ГКУЗ ВО "Центр закупок" возложена обязанность по обеспечению своевременного заключения контрактов и договоров в порядке, установленном действующим законодательством, и в пределах объемов субсидий на иные цели для предоставления мер социальной поддержки, по обеспечению организации закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии.

     Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, в конкретном случае аптечным структурным подразделением ООО "Медилон-Фармимэкс".

С 1 марта 2022 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 24.11.2021 № 1093н, которым утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение 1), согласно которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (пункт 11 Правил № 1093н).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – Владимирская область относится к компетенции Министерства здравоохранения Владимирской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами указанную категорию граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания указанной категории граждан медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что Воробьев А.Ф., <дата> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы, в настоящее время наблюдается в поликлинике взрослых № 4 ГБУЗ ВО "КГБ № 2" с основным диагнозом – <данные изъяты>. Состояние после нескольких курсов <данные изъяты>.

Согласно заключению ФБГУ "Национальный медицинский исследовательский центр им В.А. Алмазова" Минздрава России от <дата>, учитывая клинику прогрессии заболевания, большой опухолевой массы с учетом пожилого возраста, коморбидности и предлеченности Воробьев А. Ф. нуждается в переводе на <данные изъяты>.

В соответствии с назначениями врача-гематолога ГБУЗ ВО "КГБ <№>
<адрес>" от <дата> Воробьев А.Ф. по жизненным показаниям нуждается в терапии препаратом "<данные изъяты>" 140 мг - 3 капсулы вечером длительно в течение 1 года. Оценка эффективности терапии должна быть произведена через 3 месяца. Исходя из данных рекомендаций, Воробьеву А.Ф. требуется ежедневно 3 капсулы по 140 мг, на месяц 30 капсул - 1 упаковка, на год 12 упаковок.

Заключением специалиста врача-инфектиониста ГБУЗ ВО "Городская больница № 6" г. Владимир от <дата> в связи с заболеванием "<данные изъяты>". Воробьеву А.Ф. рекомендовано назначение противовирусной терапии лекарственным препаратом "<данные изъяты>" по 0,5 мг в сутки длительно.

Протоколом врачебной комиссии от <дата> <№> ГБУЗ ВО "КГБ <№>" определена потребность Воробьева А.Ф. в лекарственном препарате "<данные изъяты>" 140 мг <№> на 366 дней 51240 мг, которая была принята Министерством здравоохранения Владимирской области <дата>, что не оспаривалось последним в ходе судебного разбирательства.

    При этом, как следует из пояснений представителя ответчика ГБУЗ ВО "КГБ <№>" заявка на лекарственный препарат "<данные изъяты>" медицинским учреждением в Министерство здравоохранения В. <адрес> не направлялась, поскольку данный препарат был включен в общую заявку на лекарственные препараты на 2024 года. Более того, заключение специалиста ГБУЗ ВО "Городская больница № 6 г. Владимира" было предоставлено в поликлинику лишь в феврале 2024 года.

Вместе с тем, Министерство здравоохранения указало, что потребность для Воробьева А.Ф. не могла быть учтена ГБУЗ ВО "КГБ № 2" в централизованной заявке для закупки лекарственных препаратов на <дата> год и на 2024 год. Медицинским учреждениям неоднократно разъяснялся порядок направления заявок – потребностей на вновь выявленных пациентов. Необходимый комплект документов для организации закупки лекарственного препарата "<данные изъяты>" для Воробьева А.Ф. в Министерство не поступал.

Истец Воробьев А.Ф. и его представитель Ешкова Д.О. в ходе судебного разбирательства пояснили, что рекомендации о назначении лекарственных препаратов "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>" были переданы в поликлинику своевременно. При этом, в конце года рецепты на препараты не выдавались. Полученного по рецепту <дата> лекарственного препарата "<данные изъяты>" хватило до <дата>, после, несмотря на неоднократные обращения, рецепт на препарат был выписан лишь <дата>, то есть почти месяц при непрерывной терапии истец не был обеспечен жизненного необходимым лекарственным препаратом. В период с <дата> по <дата> Воробьев А.Ф. также не был обеспечен данным препаратом. Рецепт на лекарственный препарат "<данные изъяты>" был выдан лишь <дата> и отоварен на следующий день.

Согласно представленным ГБУЗ ВО "ОКБ" документам, пациент Воробьев А.Ф. <дата> находился на консультативном приеме <данные изъяты> ГБУЗ ВО "ОКБ" с диагнозом "<данные изъяты>", рекомендовано продолжить лечение препаратом "<данные изъяты>" 140 мг 3 таб. Вечером.

По информации ГБУЗ ВО "Центр закупок" в 2023-2024 годах в адрес Учреждения не поступали приказ или распоряжение Министерства здравоохранения на закупку лекарственных препаратов для Воробьева А.Ф. Лекарственный препарат МНН "<данные изъяты>", TH "<данные изъяты>", капсулы, 140 мг, <№> по государственному контракту от <дата> <№> отпущен в ООО "Медилон-Фармимэкс" для Воробьева А.Ф.: <дата> – 1 упаковка в соответствии с письмом Министерства здравоохранения от <дата><№>; <дата> – 1 упаковка в соответствии с рецептом, находящимся на отсроченном обслуживании. <дата> лекарственный препарат МНН "<данные изъяты>", TH "<данные изъяты> <данные изъяты>", таблетки п.п.о., 0,5 мг, <№> в количестве 2 упаковок по государственному контракту от <дата> <№> отпущен в ООО "Медилон-Фармимэкс" для Воробьева А.Ф. в соответствии с письмом ГБУЗ ВО "КГБ <№>" от <дата> <№>.

Согласно реестрам выданных и отоваренных рецептов Воробьеву А.Ф. в 2023 году по рецепту от <дата> серии <№> выдана 1 упаковка лекарственного препарата "<данные изъяты>", что обеспечило его потребность до <дата>.

Также данный препарат был отпущен Воробьеву А.Ф. <дата> по рецепту от <дата> серии <№> в количестве 1 упаковки, что обеспечило его потребность до <дата>.

<дата> по рецепту от <дата> серии <№> <№> Воробьеву А.Ф. выдан лекарственный препарат "<данные изъяты>" в количестве 1 упаковки.

Рецепт на лекарственный препарат "<данные изъяты>" выписан медицинским учреждением лишь <дата>.

<дата> по рецептам от <дата> (серия <№>; серия <№>) Воробьевым А.Ф. получены лекарственные препараты "<данные изъяты>" в количестве 1 упаковки и "<данные изъяты>" в количестве двух упаковок.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что период с <дата> по <дата>, а в дальнейшем с <дата> по <дата> Воробьев А.Ф. не был обеспечен лекарственным препаратом "<данные изъяты>", а лекарственным препаратом "<данные изъяты>" обеспечен лишь <дата>.

Исходя из количества полученных <дата> лекарственных препаратов, Воробьев А.Ф. обеспечен препаратом "<данные изъяты>" до <дата>, препаратом "<данные изъяты>" до конца <дата> года.

По информации ОСФР по Владимирской области на основании заявления Воробьева А.Ф. на основании его заявления от <дата> осуществляется ежемесячная денежная выплата по категории "<данные изъяты>)" с учетом денежной компенсации за отказ от получения набора социальных услуг в натуральном виде. По состоянию на <дата> Воробьев А.Ф. не обращался в отделение с заявлением о возобновлении набора социальных услуг в натуральном виде.

Между тем, отказ лица, признанного инвалидом, от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимых и важнейшим лекарственным препаратам, которыми граждане обеспечиваются бесплатно. Данная правовая позиция отражена в кассационном определении Верховного суда РФ от <дата> <№>.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что согласно действующему правовому регулированию Воробьев А.Ф., <дата> года рождения, имеет безусловное право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами "<данные изъяты>", "<данные изъяты>", однако возможность реализации такого права истцу в полном объеме предоставлена не была, в связи с ненадлежащим выполнением ответчиками обязанностей, возложенных на них в силу закона.

Истец Воробьев А.Ф. в силу своего заболевания нуждается в обеспечении указанным лекарственным препаратом для лечения имеющегося у него заболевания, и должен быть обеспечен им бесплатно, следовательно, его не обеспечение данным препаратом за счет бюджетных средств нарушает право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, что недопустимо, в связи с чем суд полагает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить и возложить на ГБУЗ ВО "КГБ <№>" обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости Воробьева А.Ф. в бесплатных лекарственных препаратах "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>" по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и по их направлению в Министерство здравоохранения Владимирской области; на Министерство здравоохранения Владимирской области обязанность по обеспечению Воробьева А.Ф. указанными лекарственными препаратами на тот же период; на ГКУЗ ВО "Центр закупок" обязанность по осуществлению после получения от Министерства здравоохранения Владимирской области финансирования закупки и бесплатного обеспечения истца лекарственными препаратами "<данные изъяты>" и "<данные изъяты>" по жизненным показаниям на тот же период.

Разрешая требования истца о возмещении морального вреда, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

В пунктах 25-28 указанного постановления разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.

Согласно частям 1, 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В связи с непринятием должных мер по обеспечению необходимым лекарственным средством Скворцова О.А. понесла нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за состояние здоровья, которое могло ухудшиться в отсутствие приема лекарства.

Суд, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание характер нравственных страданий, с учетом степени вины ответчиков, требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ГБУЗ ВО "КГБ <№>" компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб., с Министерства здравоохранения Владимирской области 3000 руб., что по мнению суда соответствует физическим и нравственным страданиям, которые были причинены Воробьеву А.Ф. в связи с необеспечением его лекарственными препаратами при наличии права на их бесплатное получение.

Согласно части 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

    Принимая во внимание, что Воробьев А.В. в настоящее время обеспечен лекарственными препаратами, оснований к обращению решения суда к немедленному исполнению не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Воробьева А. Ф., удовлетворить частично.

Возложить на государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница № 2", обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости Воробьева А. Ф., <дата> года рождения (СНИЛС <№>), в бесплатных лекарственных препаратах "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данных препаратов в порядке, предусмотренном действующим законодательством и по их направлению в Министерство здравоохранения Владимирской области.

Возложить на Министерство здравоохранения Владимирской области (ОГРН <№>, ИНН <№>) обязанность обеспечить Воробьева А. Ф., <дата> года рождения (СНИЛС <№> 54), бесплатными лекарственными препаратами "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данных препаратов в порядке, предусмотренном законодательством.

Возложить на государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" (ОГРН <№>, ИНН <№> после получения финансирования от Министерства здравоохранения Владимирской области обязанность по осуществлению закупки и обеспечения Воробьева А. Ф., <дата> года рождения (СНИЛС <№>), бесплатными лекарственными препаратами "<данные изъяты>", "<данные изъяты>" по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данных препаратов в порядке, предусмотренном законодательством.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ОГРН <№>, ИНН <№>) в пользу Воробьева А. Ф., <дата> года рождения (СНИЛС <№> в счет компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница <№>" (ОГРН <№>, ИНН <№>) в пользу Воробьева А. Ф., <дата> года рождения (СНИЛС <№>), компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб.

В оставшейся части исковые требования Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов Воробьева А. Ф., к Министерству здравоохранения В. <адрес>, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Ковровская городская больница <№>" оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                 Н.В. Дровалёва

Мотивированное решение изготовлено 7 мая 2024 года

2-1037/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Воробьев Адолий Федорович
Ковровский городской прокурор
Ответчики
ГБУЗ ВО "Ковровская городская больница №2"
ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
Министерство здравоохранения Владимирской области
Другие
ООО «Медилон-Фармимэкс»
ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница"
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Судья
Дровалёва Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
22.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2024Передача материалов судье
27.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее