Решение по делу № 2-1472/2020 от 27.10.2020

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2020 года                                               пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО3, с участием прокурора – ФИО4, истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО7.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1              к <адрес> Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,-

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в интересах ФИО1, в котором просил возложить обязанность на <адрес> Республики Крым предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению ФИО1, являющейся лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, о нарушении ее права на получение жилья, прокуратурой были выявлены нарушения жилищного законодательства в действиях <адрес> Республики Крым. ФИО1 является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения, в связи с тем, что ее мать          ФИО2 решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Постановлением <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, ФИО1» ФИО1 включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечением жилым помещением. В настоящее время ФИО1 проживает по адресу: <адрес>, пгт. Ленино, <адрес>, однако собственного жилья у нее нет и ответчиком не предоставлено. Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что бездействие <адрес> Республики Крым в непринятии мер к предоставлению ФИО1 жилья, нарушает гарантированные ей законодательством РФ и Конституцией РФ жилищные права и свободы, в связи с чем для защиты прав истца прокурор обратился в суд с настоящим иском.

<адрес> прокурора Республики Крым – ФИО4 в судебном заседании заявленное требование поддержала по изложенным в иске основаниям, просила его удовлетворить.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленное исковое требование поддержала и просила суд его удовлетворить.

Представитель ответчика <адрес> Республики Крым - ФИО6. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного искового требования.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьей 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (далее – Закон №46-ЗРК) установлено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Согласно статьи 9 Закона №46-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года № 1320-О - федеральный законодатель в Федеральном законе от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» одновременно с упразднением с 1 января 2013 года права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) (далее – Закон №159-ФЗ) лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с пунктом 6 данной статьи срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 данной статьи, составляет пять лет и такой договор может быть один раз заключен на новый пятилетний срок; по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять в отношении данного жилого помещения решение об исключении его из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 данной статьи, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, договор социального найма жилого помещения.

Согласно пунктам 1 и 9 той же статьи благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат обеспечению также дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, что не предусматривалось ранее действовавшим законодательством; право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно статьи 8 Закона №46-ЗРК - жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм следует, что предоставление жилья детям-сиротам осуществляется по спискам, указанные граждане не входят в общую очередь лиц, нуждающихся в жилом помещении и лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья.

Установленный Законом №46-ЗРК порядок предоставления жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории лиц жильем по договору найма жилых помещений.

Из материалов дела следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-АЯ , выданным повторно <адрес> отделом ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым 16.05.2015г. Матерью указана ФИО2, сведения об отце были внесены в актовую запись ФИО1 на основании заявления матери.

Решением Ленинского районного суда Крыма от ДД.ММ.ГГГГ по делу ФИО2 лишена родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как следует из постановления <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О включении в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, ФИО1» ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики Крым.

Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые остались к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> Республики Крым, утвержденного главой администрации <адрес> Республики Крым, ФИО1 указана под номером 72.

Из паспорта гражданина РФ серии 3917 , выданного МВД по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, пгт. Ленино, <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах, правообладателем вышеуказанной квартиры является Муниципальное образование Лениновское сельское поселение <адрес> Республики Крым.

Из уведомления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым №КУВИ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРН нет сведений о правах на имевшиеся (имеющиеся) в собственности у ФИО1 объекты недвижимости.

Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение прав ФИО1 на обеспечение жилым помещением, поскольку на момент обращения в суд, истец, имеющий вышеуказанный статус, не обеспечен ответчиком жилым помещением в соответствии с положениями Закона №46-ЗРК.

Кроме того, разрешая заявленное требование, суд учитывает, что норма предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством установлена не менее 25 квадратных метров общей площади на человека.

В соответствии ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

Действие положений ст. 8 Закона №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Поскольку ФИО1 в установленном порядке была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением не реализовала, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, то на нее распространяется действие положений ст. 8 Закона № 159-ФЗ. При этом, до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение жилого помещения общей площадью не менее 25 кв. м. по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения должна быть возложена на <адрес> Республики Крым за           счет средств субвенций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Республики Крым.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> Республики Крым в интересах ФИО1 удовлетворить.

Возложить обязанность на <адрес> Республики Крым предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                       А.В. Бурова

2-1472/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района Республики Крым
Сагайдакова Александра Александровна
Ответчики
Администрация Ленинского района Республики Крым
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Бурова Анна Владимировна
Дело на сайте суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
27.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2020Передача материалов судье
30.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
30.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее