№ 2-3379/2020
35MS0063-01-2020-002730-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вологда 18 июня 2020 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
судьи Улитиной О.А.,
при секретаре Жигановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беловой Д. А. к ООО "Дорожное управление", ФКУ Упрдор «Холмгоры» о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП,
установил:
20.01.2020 в 17 часов 20 минут на 21 км. обхода г. Вологды двигаясь со стороны а/д А114 в сторону А/Д А119 ФИО1, управляя автомобилем Мерседес Бенц, г.р.з. №, принадлежащем на праве собственности Беловой Д.А., допустил наезд на выбоину, в результате чего автомобилю истца причинены механические повреждения.
Согласно акта выявленных недостатков от 20.01.2020 на 21 км. обхода города Вологды имеется выбоина размером 1,2*0,53*0,1.
Определением от 20.01.2020 в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения в отношении ФИО1
Для определения размера ущерба истец воспользовался услугами независимой оценки. Согласно отчета ИП ФИО2 № от 31.01.2020 стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет с учетом износа 24 902 руб., а без учета и износа 57 595 руб.
На основании изложенного, истец просит суда взыскать материальный ущерб в размере 57 595 руб., расходы по проведению досудебной экспертизы в размере 3 000 рублей.
В судебное заседание истец не явился, действовал через представителя.
Представитель истца по доверенности Вологин А.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «Дорожное управление» по доверенности Лебедева Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, считая, что ответственность должна возлагаться на ООО «Севермост», т.к. объект находится на их балансе. ООО «Дорожное управление» обеспечивает содержание дорог, за исключением моста.
Представитель ответчика ФКУ Упрдор «Холмогоры» по доверенности Зимин А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «Дорожное управление».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «Севермост» по доверенности Курочкин И.А. в судебном заседании с заявленными требованиям не согласился. Пояснил, что выбоина находилась не в месте деформационного шва.
Допрошенный в судебном заседании 26.05.2020 свидетель ФИО1 пояснил, что в день ДТП, возвращаясь с работы, на улице было темно и шел дождь, в результате чего машина под его управлением попала в яму. Размеры ямы производились по трем параметрам длина 1,2 м., ширина 0,58 м., высота 10 см. Яма располагалась по середине проезжей части. Двигался по дороге со скоростью 50 км/ч, предупреждающих знаков установлено не было. По указанной дороге ездит не всегда, интенсивность движения была средняя.
Допрошенный в судебном заседании 18.06.2020 свидетель ФИО3(сотрудник ГИБДД), пояснил, что выезжал по вызову по факту ДТП, производил замеры выбоины, которые составляют: глубина 1,2 м., ширина 0,53 м., длина на 0,1 м. Единицы измерения в акте не указал, т.к. торопился. Измерения производились с помощью рулетки. Временных ограничительных знаков на момент ДТП не было установлено, знак «аварийный участок дороги» на дату ДТП отсутствовал.
Суд, заслушав участников процесса, показания свидетелей, не доверять которым у суда не имеется оснований, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства, пришёл к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, которые гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Состояние дорог должно соответствовать правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным актам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения(ч.1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч. 2).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Дорога М8 (обход города Вологды), на которой произошло ДТП, находится в управлении ФКУ Упрдор «Холмогоры».
Согласно п. 1.2 устава, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 24.08.2015 № 801ФКУ Упрдор «Холмогоры» является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
ФКУ Упрдор «Холмогоры» обеспечивает заключение государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с действующим законодательством (п.3.3.13 устава).
Содержание улично-дорожной сети, а также иные работы в области дорожной деятельности, выполняются подрядными организациями в рамках государственных контрактов, заключенных по итогам размещения государственного заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом к полномочиям ФКУ Упрдор «Холмогоры» относится организация выполнения работ по заключению государственных контрактов с подрядчиками, которые будут выполнять работы по содержанию дороги.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
09.07.2019 между ФКУ Упрдор «Холмогоры» (заказчик) и ООО «Дорожное управление» (исполнитель) заключен государственный контракт №, согласно которого исполнитель по заданию заказчика принимает на себя обязательства оказывать услуги по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-8 «Холмогоры» Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск (обход города Вологды).
Согласно п. 2.1 контракта в состав объекта входит отдельные конструктивные элементы (их совокупность), отдельные участки (их совокупность), межевые знаки и другие дорожные сооружения в составе автомобильных дорог, автомобильная дорога в целом или сеть автомобильных дорог.
Согласно п. 13.7 государственного контракта исполнитель несет имущественную, административную и иную ответственность перед третьими лицами за последствия ДТП, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий (за исключением ДТП, произошедших в вследствие обстоятельств непреодолимой силы).
В соответчики с приложением № к государственному контракту ООО «Дорожное управление» на 01.01.2020 приняло автомобильную дорогу М-8 «Холмогоры» Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск (обход города Вологды) кадастровый номер №.
Согласно приложения № к государственному контракту в перечень услуг по содержанию автомобильных дорог входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещине на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.
ДТП произошло на мосту(путепроводе), выбоина была расположена на проезжей части. В связи с чем надлежащим ответчиком по делу является ООО «Дорожное управление».
ООО «Севермост» не является по делу надлежащим ответчиком так как выбоина располагалась не в месте деформационного шва. Зона ответственности данной организации указана в приложении № к государственному контракту № от 09.07.2019, заключенному с ФКУ Упрдор «Холмогоры». Так в состав работ по содержанию входит заделка трещин и мелких выбоин в покрытии в зоне деформационных швов(п.3 Приложения № к контракту).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденные Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина, просадка, пролом) согласно п. 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 не должны превышать 15 см и более в длину, 5 см и более в глубину, площадь равную 0.06 м2. или более.
Наличие выбоины на 21 км. вышеуказанной автодороги подтверждается актом выявленных недостатков от 20.01.2020, пояснениями водителя Чистякова и инспектором Соболевым, производившим замеры, в соответствии с которыми выбоины имела размеры: длина 1,2 м., ширина – 0,53 м., глубина – 0,1 м.
Таким образом, имеющиеся на дорожном покрытии повреждения превышали предельно допустимые, установленные ГОСТом.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 28 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователи автомобильными дорогами имеют право получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Сторонами по делу, размер заявленного истом ущерба не оспаривался, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, в связи с чем, суд при вынесении решения руководствуется выводами досудебной экспертизы.
В соответствии с пунктами 10.1, 10.3 ПДД вне населенных пунктов разрешается движение легковым автомобилям на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч.
При этом, согласно акта выявленных недостатков и пояснений сторон каких-либо дорожных знаков, в том числе, временных ограничивающих дорожное движение не установлено.
Доказательств того, что ФИО1 были нарушены требования скоростного режима в материала дела не представлено.
Согласно письменных объяснений ФИО1 от 20.01.2020 он двигался из п. Ананьино в сторону п. Майский по Окружному шоссе со скоростью 50 км/ч на 21 км. попал в выбоину на дорожном полотне.
На основании изложенного и ст.15 ГК РФ взысканию с ответчика ООО «Дорожное управление» в пользу истца подлежит ущерба в размере 57 595 руб.
В соответствии со ст. 94,98 взысканию с ответчика подлежат судебные издержки.
Расходы истца на оплату услуг независимого оценщика составили 3 000 руб. и подтверждается договором № от 31.01.2020, заключенным между ИП ФИО2 и Беловой Д.А., а также квитанцией к приходному кассовому ордеру № от 31.01.2020 на указанную сумму.
Суд полагает расходы истца на проведение оценки по определению стоимости ущерба, причиненного автомобилю, обоснованными, поскольку проведение оценки вызвано необходимостью обращения истца в суд с иском о защите нарушенного права и определения в связи с этим цены иска, и относит их к судебным расходам.
В соответствии с пунктами 2, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" с ответчика ООО «Дорожное управление» в пользу истца подлежат взысканию расходы по оценке ущерба в сумме 3 000 рублей.
На основании ст. 94,98 ГПК РФ взысканию с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате госпошлины в размере 1 928 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
взыскать с ООО «Дорожное управление» в пользу Беловой Д. А. в возмещение ущерба 57 595 рубль, расходы по оценке 3 000 рублей, расходы по оплате госпошлины 1 928 рублей.
В удовлетворении иска к ФКУ Упрдор «Холмгоры» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Улитина
Мотивированное решение изготовлено 26.06.2020