Решение от 12.12.2017 по делу № 2-3592/2017 от 05.10.2017

Дело № 2-3592/2017

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2017 года                            г. Екатеринбург

Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Хайровой Г.С.,

при секретаре судебного заседания Никоновой А.И.,

с участием представителя истца Логиновой Н.В., ответчика Пирожкова А.А., третьего лица Пирожковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области к Пирожкову Аркадию Александровичу о возложении обязанности по совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обратился в суд с иском к Пирожкову А.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение – квартира № ***.

В обоснование заявленного требования истец указал, что 28.08.2017 в департамент поступило обращение жителя указанного многоквартирного жилого дома по факту проведения собственником квартиры № *** самовольной перепланировки. Спорное жилое помещение находится в общей совместной собственности Пирожкова А.А. и Пирожковой И.С. На основании указанного обращения Департаментом 11.09.2017 инициирована внеплановая выездная проверка доводов обращения, вынесен приказ *** со сроками проведения с 11.09.2017 по 22.09.2017. Приказ получен Пирожковым А.А. 13.09.2017. 19.09.2017 Пирожкову А.А. вручено уведомление о проведении проверки от 18.09.2017 ***, согласно которому собственник уведомлен о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение. Пирожков А.А. доступ в жилое помещение не предоставил. По результатам проверки составлен акт проверки от 21.09.2017 ***. Департамент является государственным органом, который в рамках компетенции уполномочен на осуществление жилищного надзора на территории Свердловской области, обязан отреагировать на поступившую информацию путем проведения проверки с целью выявления, предупреждения, а в случае выявления допущенного правонарушения, пресечения незаконных действий. Департаментом предприняты исчерпывающие меры по организации и проведению надзора в отношении собственника указанного жилого помещения, однако, доступ в жилое помещение не предоставлен.

Представитель истца в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, требование просила удовлетворить.

Ответчик в судебном заседании требования не признал, в удовлетворении просил отказать. В обоснование возражений указал, что приказ о проведении проверки не соответствует требованиям законодательства. Требование предъявлено только к одному сособственнику. Истец не указал, в чем заключается нарушение законодательства ответчиком. Жилище является неприкосновенным. Доступ в него может осуществляется только в случае нарушения закона.

Третье лицо в судебном заседании в удовлетворении требований просила отказать. Поддержала доводы, озвученные ответчиком. Также указала, что ее не уведомляли о проведении проверки.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика, третьего лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 года N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.

Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно положениям частей 1, 2, 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение – квартира № *** находится в общей совместной собственности ответчика Пирожкова А.А. и третьего лица Пирожковой И.С, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

28.08.2017 <...> обратился в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с заявлением о проведении проверки на предмет законности произведенной ответчиком перепланировки и переустройства своей квартиры, указав, что Пирожковым А.А. произведено объединение жилой комнаты и лоджии, в результате чего могут быть затронуты несущие стены дома.

11.09.2017 Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области издан приказ органа государственного надзора *** на проведение инспекционной проверки квартиры ответчика с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением порядка и правил переустройства и перепланировки спорного жилого помещения. Уведомление о проведении проверки получено ответчиком 19.09.2017, что подтверждается его подписью на уведомлении.

Вместе с тем проверку провести не удалось по причине того, что Пирожков А.А., получив уведомление, не обеспечил допуск государственного жилищного инспектора в свое жилое помещение. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки *** от 21.09.2017.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик препятсвует в проведении проверки.

Препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, ответчик злоупотребил своими правами собственника жилого помещения.

В силу положений пункта 2 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют в том числе право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.

Аналогичные положения содержатся в Постановлении Правительства Свердловской области от 08.11.2013 № 1379-ПП «О региональном государственном жилищном надзоре на территории Свердловской области».

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Свердловской области предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

В рамках возложенных полномочий Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области вправе требовать обеспечения доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет соблюдения требований содержания и использования жилых помещений, установленных законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Проверочные мероприятия направлены на выяснение наличия либо отсутствия факта перепланировки (переустройства) квартиры Пирожкова А.А., поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения ответчика и исполнять возложенные на него функции.

Довод ответчика о том, что приказ о проведении проверки является незаконным, подлежит отклонению, поскольку данный приказ в установленным законом порядке ответчиком не обжаловался, доказательств признания данного приказа не соответствующим требованиям законодательства ответчиком в суд не представлено.

Подлежит отклонению довод ответчика о том, что требование об обеспечении доступа в жилое помещение предъявлено только к одному сособственнику, что приводит к нарушению требования законодательства и прав второго сособственника. Данный довод основан на неверном толковании закона.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорное жилое помещение находится в общей совместной собственности ответчика Пирожкова А.А. и третьего лица Пирожковой И.С. Из содержания права общей совместной собственности следует, что доли сособственников не определены, в связи с чем сособственники несут солидарную ответственность в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части.

Таким образом, истец имеет право предъявления требования об обеспечении доступа в жилое помещение к любому из сособственников при наличии общей совместной собственности. Не предъявление требования к одному из сособственников не является основанием для освобождения от исполнения обязанности, установленной законом, другим сособственником.

Обоснованных причин отказа в обеспечении доступа истца в квартиру ответчиком не приведено, доказательств отсутствия оснований для проведения проверки в спорной квартире, соблюдения правил пользования жилым помещением не представлено.

Не получение третьим лицом копии приказа от 03.11.2017 ***, уведомления о проверке правого значения не имеет, поскольку данный приказ, акт проверки от 29.11.2017 предметом рассмотрения в рамках данного гражданского дела не являются.

Согласно ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, требования истца нашли свое подтверждение, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере 300 рублей в доход соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ № *** ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░

2-3592/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
Ответчики
Пирожков А.А.
Другие
Пирожкова И.С.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.svd.sudrf.ru
05.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2017Передача материалов судье
10.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2017Судебное заседание
12.12.2017Судебное заседание
14.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее