Дело № 2-1244/2024
УИД: 34RS0003-01-2024-001381-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2024 года город Волгоград
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Павловой Л.В.,
при секретаре Королевой А.А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству Обороны Российской Федерации, войсковой части №, войсковой части № МО РФ (финансовая служба - штаба 8 Армии), ФКУ Войсковая часть 45807 МО РФ (финансовый орган) о признании факта трудовых отношений в рамках проведения специальной военной операции, признании контракта заключенным, возложении обязанности, признании права на наличие статуса военнослужащего и участника специальной военной операции, признание права на получение единоразовой выплаты в связи с получением ранения, признании права на получение материальной помощи,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 А.Д. обратился в суд с иском к Министерству Обороны Российской Федерации, войсковой части №, войсковой части № МО РФ (финансовая служба - штаба 8 Армии), ФКУ Войсковая часть 45807 МО РФ (финансовый орган) о признании факта трудовых отношений в рамках проведения специальной военной операции, признании контракта заключенным, возложении обязанности, признании права на наличие статуса военнослужащего и участника специальной военной операции, признание права на получение единоразовой выплаты в связи с получением ранения, признании права на получение материальной помощи.
В обосновании исковых требований указал, что ФИО1 А.Д., <ДАТА> года рождения, в период с <ДАТА> по <ДАТА> исполнял обязанности гражданина, пребывающего в добровольческом формировании в зоне проведения Специальной военной операции на территориях Донецкой народной республики, Луганской народной республики и Украины. <ДАТА> между ФИО1 А.Д. и Министерством обороны Российской Федерации был заключен Контракт № от <ДАТА> на участие в специальной военной операции в штатном подразделении Министерства обороны Российской Федерации. Трудовая деятельности ФИО1 А.Д. осуществлялась на воинской должности стрелка – радиотелефониста 3 группы (Штурмовой) 27 штурмовой роты ««Z»», ВУС – 100, входящей в состав Министерства обороны Российской Федерации. При оформлении Контракта № о пребывании в добровольческом формировании, поскольку ФИО1 А.Д. отбывал наказание в исправительной колонии общего режима, ответчику были переданы документы сотрудниками ИК-12 ГУ ФСИН России по <адрес> из его личного дела, оформленные должным образом специальной частью Исправительной колонии, где он ранее отбывал наказание установленное судом. Указом Президента Российской Федерации он был помилован, со снятием судимостей и на момент заключения контракта фактически считался не судимым и не попадал под ограничения ФЗ-270. <ДАТА> по прибытию в <адрес> со своей стороны он подписал бланк предложенного ему контракта о пребывании в добровольческом формировании сроком на 6 месяцев. Условиями контракта было предусмотрена ежемесячная материальная помощь и полноценное денежное содержание в соответствии с ч. 1 ст. 13.2 Закона «О статусе военнослужащих», включая права на социальные гарантии и компенсации установленные федеральными законами, ФИО1 РФ, Постановлениями Правительства РФ и главами субъектов (регионов) РФ. Этим же днем он в сопровождении представителей Министерства обороны России убыл в зону проведения специальной военной операции без проведения мероприятий по определению его соответствия требованиям к кандидатам (без проведения медицинского освидетельствования, без мероприятий по профессиональному психологическому отбору кандидатов, без оценки уровня физической подготовки и т. д.). Соответственно, решения комиссии МО РФ о его соответствии, либо о несоответствии Требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, комиссией МО РФ или военного комиссариата по отбору кандидатов, не принималось. Со слов представителей Министерства обороны России подписанный ФИО1 А.Д. контракт (трудовой договор) после его подписания сторонами должен был быть приобщен к его личному делу, сформированному компетентным органом (подразделением) Министерства Обороны Российской Федерации. Его заверенную копию должны были вручить или предоставить по окончанию пребывания в зоне проведения СВО в расположении войсковой части № <адрес>. По прибытии в зону проведения специальной военной операции должностными лицами подразделения к которому ФИО1 А.Д. был прикомандирован и передан в оперативное подчинение, выполняющими административно-распорядительные функции, до него были доведены должностные обязанности и в соответствии с установленным распорядком поставлены задачи. С мая 2023 года на банковский счёт, открытый на имя ФИО1 А.Д. неизвестными лицами через финчасть в/ч 33744 осуществляющей финансовые расчеты в/ч 22179, стали поступать денежные средства. Исходя из данных расчетных листков удерживался налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На вопросы ФИО1 А.Д., что это за средства, почему размер его денежного содержания ниже обусловлено Законом «О статусе военнослужащего», представители войсковой части 22179 и 33744 пояснять отказались, а не выплаты установленные условиями Контракта за участие в СВО, в том числе ежемесячную материальную помощь (205000 рублей) п.4.1.3 Контракта, объяснили возможными задержками и что позже все обязательно поступит. В период исполнения условий контракта ФИО1 А.Д. выполнял следующие должностные обязанности: стрелок-радиотелефонист 3 группы 27 штурмовой роты ««Z»». Возложенные на него обязанности исполнил добросовестно, так же как и приказы военного командования подразделения МО РФ, участвовал в боевых действиях, выполняя боевые задачи по предназначению, обеспечивал сохранность вверенного ему имущества и оружия, находился в расположении воинского подразделения МО РФ (пункте временной дислокации в зоне проведения специальной военной операции). Второй экземпляр Контракта 35608 от <ДАТА> или его заверенная должным образом копия, лицами, выполняющими административно-распорядительные функции в период исполнения ФИО1 А.Д. условий контракта, а также по исключению его из штата МО РФ, в нарушение условий контракта, Приказов Министра обороны, законодательства РФ, ему предоставлена не была. Однако, им были получены на руки выписки из приказов командира войсковой части – формирователя 22179 о том, что на основании контракта № с <ДАТА> он был зачислен в списки личного состава 27 штурмовой роты «Z» на должность стрелка - радиотелефониста 3 (штурмовой) группы, начал исполнять свои обязанности согласно боевого распоряжения №впу от <ДАТА> и выполнять задачи поставленные перед ним в рамках проведения специальной военной операции. Стас-секретарем - заместителем министра обороны России ФИО4 <ДАТА> было сделано публичное заявление по телевидению, о том, что согласно приказу Министра обороны России до <ДАТА> со всеми гражданами и формированиями, находящимися в зоне проведения специальной военной операции, должны быть заключены контракты с Министерством обороны России. Не заключившие контракт граждане и формирования должны покинуть на обозначенную дату зону проведения специальной военной операции. Истец, а также то формирование (военное подразделение МО РФ) к которому он был прикомандирован, не были выведены из зоны проведения специальной военной операции. При таких обстоятельствах, оснований сомневаться в том, что ответчик в лице Министерства обороны Российской Федерации с ФИО1 А.Д. вообще не заключал контракта на участие в СВО, не должно быть по умолчанию. Как следствие, правоотношения между ФИО1 А.Д. и Министерством обороны РФ возникли с момента подписания контракта № и действовали как минимум до его окончания. При этом, нужно понимать, что действие контракта не ограничивается сроком пребывания ФИО1 А.Д. в составе Вооруженных сил России, а распространяются и далее, до полного выполнения сторонами взятых на себя обязательств в рамках подписанного контракта №. ФИО1 А.Д. после подписания контракта на участие в СВО реально воспринимал то обстоятельство, что является гражданином, пребывающим в добровольческом формировании и принимает участие в СВО в составе законно сформированного вооружённого формирования Министерства обороны Российской Федерации, у него сформированы правоотношения с МО РФ и он действует, и участвует в СВО исходя не только для реализации целей и задач сформулированных ФИО1 РФ, но и на законных основаниях, включая денежные отчисления, которые установлены налоговым кодексом или иными нормативно-правовыми актами РФ распространяющихся на военнослужащих ВС РФ. По окончании контракта и прибытии в <адрес>, ФИО1 А.Д. была выдана справка 018654 от <ДАТА>, в которой указан акт о помиловании от <ДАТА>, хранящаяся ранее в личном деле. На вопросы о предоставлении выписки из приказа командира войсковой части – формирователя 22179 о его исключении из списка формирования, справки о его трудовой деятельности, заверенной копии контракта 35608 представители Министерства обороны РФ предложили получить их по прибытию к месту жительства через военный комиссариат. По прибытии к месту проживания ФИО1 А.Д. через военный комиссариат направил запросы на истребование документов, связанных с его прибыванием в зоне СВО и трудовой деятельностью в этот период времени. В последствии, ФИО1 А.Д. получил из Войсковой части – формирователя 22179 по запросу через ФКУ «Военный комиссариат» только часть затребованных документов, а именно выписки из приказов командира войсковой части 22179 (о зачислении, приступлении к выполнению обязанностей, ранении, исключении, выписка из журнала боевых действий). Каких-либо документов, связанных с трудовой деятельностью он так и не получил. Также, из сопроводительного письма войсковой части – формирователя 22179 следовало, что контракт № от <ДАТА> в войсковой части не хранится. В случае с ФИО1 А.Д. усматривается нарушение принципа правовой определенности закона, поскольку по смыслу ч. 9 ст. 1 Закона «Об обороне» создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику, либо в которых предусматривается прохождение военной службы, не предусмотренных федеральными законами, как и участие в них, запрещается и преследуется по закону.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит:
-признать наличие факта трудовых отношений в период с <ДАТА> по <ДАТА> между ФИО2 <ДАТА> г.р., зарегистрированного по адресу: Россия, <адрес> должности стрелка -радиотелефониста 3 (штурмовой) группы 27 штурмовой роты ««Z»» и Министерством обороны Российской Федерации в рамках проведения Специальной военной операции на территория ДНР, ЛНР и Украины;
-признать Контракт № о пребывании в составе добровольческого формировании Министерства Обороны Российской Федерации от <ДАТА> заключенного между ФИО2 <ДАТА> г.р., зарегистрированным по адресу: Россия, <адрес> Министерством обороны России - заключенным;
-обязать ответчика (Министерство обороны Российской Федерации) подать сведения в отношении ФИО2 <ДАТА> г.р. в Пенсионный Фонд России (сведения о застрахованных лицах, т.е. работниках организации - по форме СЗВ-М; сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД; сведения о страховом стаже по форме СЗВ-СТАЖ),
-обязать ответчика (Министерство Обороны РФ) в отношении ФИО2 <ДАТА> г.р. через своего уполномоченное подразделение произвести отчисления подоходного налога (НДФЛ); страховых взносов на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование; страховых взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования;
-признать за ФИО2 <ДАТА> г.р., как за лицом участвующим в Специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины – права на наличие у него статуса военнослужащего и участника СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины.
-признать за ФИО2 <ДАТА> г.р., как за лицом участвующим в Специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины и получившим в ходе ее проведения тяжелое ранение – права получение единоразовой выплаты предусмотренной Указом Президента Российской Федерации № от <ДАТА> в размере 3000000 рублей.
-признать за ФИО2 <ДАТА> г.р., как за лицом участвующим в Специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины и подписавшим Контракт на участие в СВО – права на истребования оговоренной пунктом 4.1.3 Контракта на участие в СВО на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и Украины, не выплаченной ему материальной помощи в размере 1230000 рублей.
В судебном заседании ФИО1 А.Д. и его представитель ФИО8 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
На основании ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с п.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни были дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 251.7 Трудового кодекса Российской Федерации в случае призыва работника на военную службу по мобилизации или заключения им контракта в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от <ДАТА> N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, действие трудового договора, заключенного между работником и работодателем, приостанавливается на период прохождения работником военной службы или оказания им добровольного содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации.
Работодатель на основании заявления работника издает приказ о приостановлении действия трудового договора. К заявлению работника прилагается копия повестки о призыве на военную службу по мобилизации или уведомление федерального органа исполнительной власти о заключении с работником контракта о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от <ДАТА> N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" либо контракта о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации. Указанное уведомление предоставляется федеральным органом исполнительной власти, с которым работник заключил соответствующий контракт.
Основанием прохождения военной службы по контракту является заключение между гражданином и соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменного соглашения, в котором закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин обязуется проходить военную службу, и условия контракта. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы или исключения военнослужащего из списков воинской части в случаях, установленных федеральными законами (пункты 1,2 и 4 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
Согласно абзацу пятому пункта 5 статьи 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Приказом Министра обороны РФ от <ДАТА> № «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования й пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта», утвержден соответствующий Порядок.
Пункт 1 данного Порядка регламентирует вопросы, в том числе и поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, создаваемые для выполнения отдельных задач в области обороны, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Порядка, граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить в добровольческое формирование, подают заявление в военные комиссариаты муниципальных образований, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты муниципальных образований по месту жительства) (далее - военные комиссариаты).
Из п 6. Порядка усматривается, что заявление кандидата подлежит возврату военным комиссариатом по определенным основаниям, в том числе ведение в отношении кандидата дознания, предварительного следствия или передача уголовного дела в суд, вынесение в отношении его обвинительного приговора и назначение наказания.
Из пункта 14 Порядка следует, что с кандидатом, признанным комиссией военного комиссариата соответствующим установленным требованиям, заключается контракт о пребывании в добровольческом формировании.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от <ДАТА> № Прс-98, разработан порядок привлечения осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, для участия в выполнении специальных задач, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (далее - специальный контингент).
Также в соответствии с данным поручением и разработанной программой «Za сVободу» из добровольцев, отобранных для выполнения особо важных боевых и специальных задач в ходе проведения специальной военной операции формировались штурмовые добровольческие отряды (шторм «Z»), комплектуемые из числа специального контингента.
Кроме того, указанным Порядком предусмотрен отбор лиц, отбывающих наказание, для их последующего участия в выполнении специальных задач и получение от них письменного согласия в присутствии уполномоченных должностных лиц.
Данное письменное согласие выражается добровольно, без принуждения с чьей-либо стороны. Такое решение о защите народа и Отечества принимается с целью искупления вины перед обществом за совершенное преступление.
При этом, оно составляется в двух экземплярах и хранится в соответствии с Порядком.
Данное согласие не является контрактом, предусматривающим права и ответственность каждой из сторон, в соответствии с вышеуказанными нормами закона.
Как следует из справки № от <ДАТА> ФИО1 А.Д., осужденный <ДАТА> Кировским районным судом <адрес> по ст.163 ч.2, ст. 69 ч.5 УК РФ к трем годам лишения свободы в ИК общего режима (с учетом апелляционного определения от <ДАТА>) содержался в местах лишения свободы с <ДАТА> по <ДАТА>, освобожден на основании ФИО1 РФ о помиловании и от <ДАТА>.
Согласно справке войсковой части 82717 Минобороны России от <ДАТА> № военнослужащий 27 штурмовой роты рядовой ФИО1 А.Д,, <ДАТА> года рождения, л/н –АВ-707290 выполнял специальные задачи на территории Херсонской, Запорожской областей, Луганской и Донецкой республик и Украины в составе войсковой части 82717 в период с <ДАТА> по <ДАТА>.
Как следует из ответа ОСФР по <адрес> от <ДАТА> сведения, отражающие пенсионные права ФИО1 А.Д. за период с <ДАТА> по <ДАТА>, отсутствуют.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 22179 (по стрелковой части) от <ДАТА> № <адрес>, добровольца ФИО1 А.Д. без номера 27 штурмовой роты «Z» полагать <ДАТА> приступившим к выполнению задач специальной военной операции (основание: боевое распоряжение от <ДАТА> № впу).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 22179 (по стрелковой части) от <ДАТА> № <адрес>, рядового запаса ФИО1 А.Д. без номера стрелка- радиотелефониста отделения (захвата) 3 группы (штурмовой) 27 штурмовой роты «Z» ВУС-100 «рядовой», изъявившего желание вступить в состав штурмовой роты «Z» зачислить в списки личного состава отряда, назначить на должность, полагать с <ДАТА> принявшим дела и должность и приступившим к исполнению служебных обязанностей. В соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан РФ, пребывающих в добровольческих формированиях, утвержденным приказом Минобороны РФ от <ДАТА> № дсп установить надбавки и повышающие коэффициенты: размер денежного подражания по занимаемой должности – в размере 40500 руб. в месяц (основание контракт № от <ДАТА> на 6 мес.)
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 22179 (по стрелковой части) от <ДАТА> № <адрес> добровольца ФИО1 А.Д. без номера 27 штурмовой роты ««Z»» полагать <ДАТА> прекратившим выполнение задач специальной военной операции и освобожденным от занимаемой должности, сдавшим дела и должность и исключенным из 27 штурмовой роты «Z» в связи с истечением срока контракта. (основание: контракт добровольца, ФИО1 НШ- заместителя командующего ОГВ (с) № от <ДАТА>).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 22179 (по стрелковой части) от <ДАТА> № <адрес> в соответствии с требованиями руководящих документов, граждане, отбывавшие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в добровольном порядке на основании письменного согласия принимали участие в специальной военной операции в составе специального формирования штурмовых рот «Z». Указанное формирование не является добровольческим и комплектуемым в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от <ДАТА> №.
Названная категория граждан контракты о прохождении военной службы в соответствии с ФЗ от <ДАТА> №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» или контракт о пребывании в добровольческом формировании в соответствии с ФЗ от <ДАТА> №61-ФЗ с министерством обороны не заключала. В целях исполнения требований действующего законодательства, а также в соответствии с требованиями руководящих документов, в издаваемых приказах командира войсковой части 22179 (по стрелковой части) о зачислении граждан в списки (об исключении) личного состава штурмовых рот «Z», внести изменения в части касающейся сведений заключенных указанной категорией граждан контрактах – «контракт» читать как «согласие». «В соответствии с Порядком обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан РФ, пребывающих в добровольческих формированиях, утвержденных приказом Министра обороны РФ от <ДАТА> №дсп читать как « В соответствии с выпиской из решения Министра обороны РФ от <ДАТА> по установлению размеров социальных, страховых и иных выплат гражданам, привлекаемым к выполнению задач СВО в составе штурмовых рот «Z». (основание телеграмма командира войсковой части 33744 от <ДАТА> №; представление 54 военной прокуратуры гарнизона от <ДАТА> №прд-2./14-46.
В соответствии с первичной медицинской карточкой № у ФИО1 А.Д. диагностировано минновзрывное огнестрельное осколочное слепое ранение мягких тканей левого предплечья и левого бедра.
В соответствии с первичной медицинской карточкой № по форме 50 у ФИО1 А.Д. <ДАТА> диагностирован закрытый перелом второй пястной кости со смещением отломков правой кисти.
В соответствии со справкой поликлиники ФГБУ «413ВГ» Минобороны России от <ДАТА> о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного добровольцем штурмовой роты ««Z»» рядовой ФИО1 А.Д. в период пребывания добровольцем штурмовой роты ««Z»» в войсковой части 82717, относящейся к Минобороны России <ДАТА> получил увечье легкое (ранение, травму, контузию) – закрытый перелом второй пястной кости правой кисти, в связи с чем, находился на лечении с <ДАТА> в ФГБУ «413ВГ» Минобороны России.
Как следует их ответа войсковой части 22179 от <ДАТА> № согласно разъяснений АО «Согаз» в настоящее время отсутствует договор на страхование граждан, пребывающих в добровольческих формированиях в соответствии с приказом Министра обороны РФ от <ДАТА> №, необходимых для реализации ФЗ от <ДАТА> №52-ФЗ также отсутствует соглашение между Минобороны РФ и АО «Согаз» на выплату, предусмотренных ФИО1 РФ от <ДАТА> № компенсаций, в связи с чем, пакеты документов на граждан, пребывающих в специальном формировании (добровольческом) «Z» не формируются, справки войсковой частью 22179 установленного образца не оформляются. Единовременная выплата гражданину, пребывающему в специальном формировании (добровольческом) «Z», согласно ФИО1 РФ от <ДАТА> № не предусмотрена.
Согласно расчетным листкам ФИО1 А.Д. (бн «Z») в/ч 33744 27 штурмовая рота «Z» произведены следующие начисления за апрель 2023 – 63640 руб., за май 2023 – 164125 руб., за июль 2023 - 100485 руб., за август 2023 - 100485 руб., за сентябрь 2023 - 100485 руб., за октябрь 2023 38897,68 руб. Выплаты произведены в полном объеме, что подтверждается ответом войсковой части 45807 от <ДАТА> №/Ю/319 дсп. Также <ДАТА> произведена единовременная выплата за полученное ранение в размере 50000 руб.
Также как следует из ответа войсковой части № от <ДАТА> №/Ю/319 дсп, ФИО1 А.Д, на указанный им расчетный счет №…7163, открытый в филиале № банка ВТБ (ПАО) в полном объеме выплачено причитающееся ему денежное содержание за периоды: 12-<ДАТА> в размере 63640 руб.( перечислено 13.06.20243)., 1-<ДАТА> в размере 100485 руб. (перечислено <ДАТА>), 1-<ДАТА> в размере 100485 руб. ( перечислено <ДАТА>), 1-<ДАТА> в размере 100485 руб. (перечислено <ДАТА>), 1-<ДАТА> в размере 100485 руб. ( перечислено <ДАТА>), 1-<ДАТА> в размере 100485 (перечислено <ДАТА>), 1-<ДАТА> в размере 38897,68 руб. (перечислено <ДАТА>).
Одновременно, как следует из ответа войсковой части № от <ДАТА> №/Ю/319 дсп ФИО1 А.Д. военную службу в войсковой части 45807 не проходил и контракт о прохождении военной службы (пребывании в добровольческом формировании), а также иные соглашения, в том числе трудовой договор с войсковой частью 45807 не заключал. В период участия в СВО ФИО1 А.Д, статусом военнослужащего или гражданина, заключившего контракт пребывании в добровольческом формировании, не обладал и пребывал в специальном формировании ШТОРМ-»Z», отличающемся по своей правовой природе от добровольческого формирования, предусмотренного ст. 22.1. ФЗ «Об обороне» и приказом Минобороны РФ 2023 года № (в состав вооруженных сил РФ не входит и добровольческим формированием, созданным Минобороны России в соответствии со ст. 22.1. Федерального закона «Об обороне» не является»).
Как следует из ответа начальника отдела (подбора и учета личного состава) Центра (подготовки, применении штурмовых подразделений и подразделений усиления) контр-адмирала <адрес> № ЦППШП/6529 от <ДАТА> ФИО1 А.Д, подписал Согласие на участие в СВО в качестве добровольца специального контингента сроком на 6 месяцев. Контракт о прохождении военной службы ВвВооруженных Силах РФ не заключал. Выполнял специальные задачи в составе штурмовой роты войсковой части 82717. На основании ФИО1 А.Д, помилован. Убыл к месту проживания <ДАТА>.
В соответствии с ответом войсковой части № от <ДАТА> №, от <ДАТА> № ФИО1 А.Д. не приобретал статус военнослужащего, в списки личного состава войсковой части 22179 не зачислялся, а зачислялся в списки штурмовой роты «Z», должностные лица войсковой части 22179 не заключали с ним ни контракт о прохождении военной службы, ни договор (соглашение). Штурмовая рота «Z» в состав войсковой части 2219 не входит. В соответствии с указанием начальника Генерального Штаба вооруженных сил РФ от 24.0.2.2023 №ш, указанием Командующего Южной группировки войск от <ДАТА> №, граждане из числе специального контингента, до <ДАТА> подписавшие согласие о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на вооруженные силы РФ, принимали участие в выполнении задач СВО на территории Украины, Донецкой народной республики, Луганской народной республики, а также территориях <адрес> и <адрес> в составе штурмовых рот «Z» специальных формирований, законодательством РФ подписавших соглашение, не является основанием для прохождения военной службы и срок выполнения специальных задач не засчитывается в выслуга лет для назначения военных пенсий.
Согласно ответа войсковой части 33744 № ФИО1 А.Д. военную службу в войсковой части 33744 не проходил, штурмовая рота «Z» в подчинении войсковой части 33744 не находится. Контракт с гражданином, привлекаемым к участию выполнения задач СВО в составе штурмовой роты «Z», ФИО1 А.Д. войсковая часть 33744 не заключала. ФИО1 А.Д. в добровольном порядке на основании письменного согласия принимал участие в СВО в составе специального формирования, комплектуемого гражданами, отбывавшими наказание в учреждения уголовно-исполнительной системы. ( шторм «Z»), которая не является добровольческим формированием, комплектуемым гражданами в соответствии с приказом Министра обороны РФ от <ДАТА> №. Начисление денежного содержания гражданину, привлекаемому к участию выполнения задач СВО в составе штурмовой роты «Z», осуществляется на основании приказов командира войсковой части 22179, финансовое обеспечение и производство выплат возложено на войсковую часть 45807.
Ежемесячная надбавка за выполнение задач в районе действий штурмовых рот «Z» начисляется только при выполнении задач в ходе СВО на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
Начисление денежного содержания гражданину, привлекаемому к участию выполнения задач СВО в составе штурмовой роты «Z», а также единовременная выплата при получении тяжкого ранения (травмы, увечья) в размере 300000 руб., при получении легкого ранения (травмы, увечья) 50000 руб. осуществляется на основании приказов командира войсковой части 22179 при предоставлении соответствующих документов в адрес командования войсковой части 22179 или в военкомат по месту жительства.
В ПИРО «Алушта» сведения о ежемесячном содержании, приказы в отношении ФИО1 А.Д, не вносятся, т.к. данный гражданин является специальным контингентом и не является военнослужащим.
Размеры выплат гражданам, привлекаемым к участию выполнения задач СВО в составе штурмовых рот «Z», определены приказом Минобороны РФ от <ДАТА> №дсп. «Об утверждении порядка обеспечения денежным содержанием и другими денежными выплатами граждан РФ, прибывающих в добровольческих формированиях» по установлению размеров социальных, страховых и иных выплат гражданам, привлекаемых к участию в выполнении задач СВО в составе штурмовых рот «Z», а именно:
-денежное содержание в зависимости от занимаемой должности в размере от 40500 до 92000 руб.,
- ежемесячная надбавка за выполнение задач в районах действий формирования – 75000 руб. (за время нахождения на излечении, в плену, безвестного отсутствия, надбавка за выполнение задач в районах действий штурмовых рот «Z» не выплачивается);
-денежное вознаграждение за выполнение задач, возложены на формирование ( наступление, оборона техника) 8000 руб. в день.;
- единовременное поощрение при награждении государственными наградами РФ в размере от 220 до 445 процентов денежного содержания;
- единовременная выплата при получении тяжкого ранения (травмы, увечья) в размере 300000 руб., при получении легкого ранения (травмы, увечья) 50000 руб.;
- единовременная выплата в размере 5000000 руб., близким родственникам в равных долях в случае гибели (смерти) осужденного при выполнении задач, возложенных на формирование.
Выплаты за исключением единовременных выплат при гибели и получения ранения подлежат налогообложению на доходы физических лиц.
Иного обеспечения гражданам, привлекаемым к участию в выполнении задач СВО в составе штурмовых рот «Z» не предусмотрено.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
У истца такие отношения не возникли и не могли возникнуть, так как он выполнял административною функцию с использованием вооружения и военной техники в условиях, сопряженным с риском для жизни, не подразумевающих соблюдения требований охраны труда, под руководством и контролем военного командования.
Выполнение указанной функции не регулируется трудовым законодательством, а выполнявшиеся истцом обязанности не относятся к обязанностям, предусмотренными должностями, профессиями, специальностями работников.
Письменное согласие, которое давал административный истец - это разрешение лица на совершение определенного действия или ряда действий другим лицом.
Граждане, исполняющие обязанности в таком подразделении, обладают особым статусом, а именно являются добровольцами специального контингента.
Размер социальных, страховых и иных выплат гражданам, привлекаемым к участию в выполнении задач специальной военной операции в составе штурмовых рот «Z», определен решением Министра обороны Российской Федерации от <ДАТА>.
Участие таких граждан в специальной военной операции трудовым отношением не является и не служит основанием для подачи сведений о застрахованных лицах, о трудовой деятельности, о страховом стаже, как работников Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ суд приходит к вывод об отказе ФИО1 А.Д. в удовлетворении исковых требований о признании наличия факта трудовых отношений в период с <ДАТА> по <ДАТА> между ФИО1 А.Д. в должности стрелка -радиотелефониста 3 (штурмовой) группы 27 штурмовой роты ««Z»» и Министерством обороны Российской Федерации в рамках проведения Специальной военной операции на территория ДНР, ЛНР и Украины; признании контракта № о пребывании в составе добровольческого формировании Министерства Обороны Российской Федерации от <ДАТА> между ФИО1 А.Д. и Министерством обороны России - заключенным;
Поскольку в удовлетворении указанных исковых требований ФИО1 А.Д. отказано, оснований для удовлетворения требований о признании за ФИО1 А.Д. права на наличие у него статуса военнослужащего и участника СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины, возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности подать сведения в отношении ФИО1 А.Д. в Пенсионный Фонд России; сведения о страховом стаже произвести отчисления подоходного налога (НДФЛ); страховых взносов на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование; страховых взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования суд также не усматривает.
Права на получение единовременной выплаты, предусмотренной пп. б. п. 1 ФИО1 РФ от <ДАТА> № «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и членам их семей» в размере 3000000 руб. ФИО1 А.Д. не имеет, так как не является военнослужащим.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от <ДАТА> N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" установлен перечень лиц, получивших ранение (контузию, травму, увечье) в ходе проведения специальной военной операции (при выполнении специальных задач), которым осуществляется единовременная выплата. К таким лицам относятся военнослужащие, лица, проходящие службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющие специальное звание полиции.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от <ДАТА> N 236 определен Порядок назначения и осуществления единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА> N 98 в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).
Из положений приведенных правовых норм следует, что условием возникновения права на получение указанной выплаты является, в том числе, статус военнослужащего (бывшего военнослужащего).
В пунктах 10 и 11 ст. 22.1 Федерального закона от <ДАТА> N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что граждане Российской Федерации, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих. Порядок выплаты пребывающим в них гражданам Российской Федерации денежного содержания и других денежных выплат, продовольственного, вещевого и иных видов обеспечения, оказания медицинской помощи определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Федеральным законом от <ДАТА> N 270-ФЗ "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции" установлены правовые гарантии и основания освобождения от уголовной ответственности лиц, призванных на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации, заключающих (заключивших) контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период мобилизации, в период военного положения или в военное время.
Согласно частям 1 и 2 ст. 5 этого Федерального закона осужденный, призванный на военную службу по мобилизации или в военное время в Вооруженные Силы Российской Федерации либо заключивший в период мобилизации, в период военного положения или в военное время контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождается от наказания условно.
Лицо, указанное в части 1 этой статьи, если оно не отбыло наказание или не было освобождено от наказания ранее, освобождается от наказания: 1) со дня награждения государственной наградой, полученной в период прохождения военной службы; 2) со дня увольнения с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а", "в" или "о" п. 1 ст. 51 Федерального закона от <ДАТА> N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с решением начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от <ДАТА> в целях организации определения степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий, увечья), полученных добровольцами штурмовых рот в связи с участием в специальной военной операции командующим войсками военных округов, руководителям центральных органов военного управления было поручено организовать ряд мероприятий, в том числе выдачу справок о ранении для указанной категории лиц.
В приложении N 1 к указаниям заместителя Министра обороны Российской Федерации от <ДАТА> N 106/4377дсп установлена форма справки о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), полученного добровольцем штурмовой роты "«Z»".
Принимая во внимание, что ФИО1 А.Д. являлся добровольцем штурмовой роты "«Z»", он не имеет права на единовременную выплату, установленную Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА> N 98.
Вместе с тем решением Министра обороны Российской Федерации от <ДАТА> установлен размер социальных, страховых и иных выплат гражданам, привлекаемых к участию в выполнении задач СВО в составе штурмовых рот.
Указанная выплата с учетом степени тяжести ранения полученного ФИО1 А.Д. составила 50000 руб. и выплачена ему в полном объеме.
Факт произведенных истцу выплат подтверждается расчетными листами, выписками по счетам, ответами войсковой части № от <ДАТА> №/Ю/319 дсп.
Иных выплат ФИО1 А.Д. как лицу, с которым было заключено соглашение и привлеченному к участию в выполнении задач СВО в составе штурмовых рот «Z» не предусмотрено.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований о признании за ФИО1 А.Д. права получение единовременной выплаты предусмотренной Указом Президента Российской Федерации № от <ДАТА> в размере 3000000 рублей, признании за ФИО1 А.Д. права на истребование оговоренной пунктом 4.1.3 Контракта на участие в СВО на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей и Украины, не выплаченной ему материальной помощи в размере 1230000 рублей, суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Министерству Обороны Российской Федерации, войсковой части №, войсковой части № МО РФ (финансовая служба - штаба 8 Армии), ФКУ Войсковая часть 45807 МО РФ (финансовый орган) о признании факта трудовых отношений в рамках проведения специальной военной операции, признании контракта заключенным, возложении обязанности, признании права на наличие статуса военнослужащего и участника специальной военной операции, признание права на получение единоразовой выплаты в связи с получением ранения, признании права на получение материальной помощи, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 09.08.2024
Судья /подпись/ Л.В. Павлова
«КОПИЯ ВЕРНА»Судья Павлова Л.В._____________Секретарь судебного заседания Кировского районного суда <адрес> ФИО7_____________________<ДАТА> |
подлинник документа находится в
Кировском районном суде города Волгограда
в материалах дела № 2-1244/2024
УИД: 34RS0003-01-2024-001381-22