РЕШЕНИЕ
г. Железногорск-Илимский 23 марта 2018 года
Судья Нижнеилимского районного суда Иркутской области Кужель О.А., с участием начальника территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству У. и защитника П. рассмотрев в судебном заседании жалобу директора *** Вахрушева С.В. на постановление № 001-38-03/18 от 29 января 2018 года, вынесенное главным государственным лесным инспектором, начальником территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству У. о назначении административного наказания Вахрушева С.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству У. от 29 января 2018 года № 001-38-03/18, директор ***» Вахрушева С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление У. пояснила, что при выполнении Государственного задания по заготовке древесины Игирминским лесхозом были нарушены обязательные требования лесного законодательства, выразившееся в невыполнении работ по очистке лесосеки, а именно- в том, что порубочные остатки на лесосеке не уложены в кучи с целью их дальнейшего сжигания в пожаробезопасный период, чем нарушены требования, предусмотренные ст. 53 Лесного кодекса РФ, и пункт 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года N 417.
Защитник лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания П. пояснила суду, что в соответствии с государственным заданием № 11 от 30.12.2016 года *** должен был произвести заготовку древесины в объеме 67942 куб.м. в срок с 01 января 2017 года до 31 декабря 2017 года. Подготовку и оформление документов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с государственным заданием № 11, уполномочены осуществлять специалисты ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству. Такие документы были подготовлены в различные сроки, вплоть до ноября 2017 года, в связи с чем лесхоз изначально был поставлен в условия невозможности выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий в установленный срок. Древесина была срублена с корня, вывезена на площадки, раскряжевана и уложена в штабели. Нехватка времени и погодные условия (морозы, большое количество осадков в виде снега) не позволили вывезти заготовленную древесину и сложить порубочные остатки в кучи. В настоящее время эти недостатки устраняются.
Выслушав должностное лицо, вынесшее постановление У., защитника лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания П., изучив материалы дела, а так же дополнительно представленные материалы, прихожу к следующим выводам
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
Пунктом 16 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 установлено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:
а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;
б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;
в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 38 Правил).
Как следует из материалов дела, в целях исполнения государственного задания № 11 от 30 декабря 2016 года ОГАУ «Игирминскому лесхозу» для заготовки древесины были переданы лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в том числе- на основании договоров купли-продажи лесных насаждений № 6И, от 17 марта 2017 года, № 7И от 17 марта 2017 года, № 23 И от 24 октября 2017 года, № 26 И от 24 октября 2017 года на общей площади 34,5 га в выделах 38, 45, 10, 12, 6, 7 квартала 100 Березняковской дачи, Игирминского участкового лесничества, согласно которому *** должен был производить заготовку древесины путем сплошной санитарной рубки.
Данными договорами оговорены, в том числе, условия заготовки древесины покупателем в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ.
Согласно п. 8 договоров - очистка лесосеки от порубочных остатков должна осуществляться одновременно с заготовкой древесины следующим способом: в срок до 31 декабря 2017 года порубочные остатки необходимо собрать в кучи и валы с последующим сжиганием их в не пожароопасный период.
По результатам произведенного 29.12.2017 года осмотра мест рубок в выделе 38, 45, 10, 12, 6, 7 кварталов 100 Березняковской дачи, Игирминского участкового лесничества главным специалистом-экспертом Рудногорского участкового лесничества Б., была выявлена неудовлетворительная очистка места рубки и наличие не вывезенной в срок древесины.
В связи с выявленными нарушениями, в этот же день - 29 декабря 2017 года в адрес *** было направлено 4 требования в срок до 01 февраля 2018 года вывезти с лесосек заготовленную древесину и произвести очистку лесосек от порубочных остатков.
12 января 2018 года комиссией в составе: начальника ТУ МЛК ИО по Нижнеилимскому лесничеству У., заместителя начальника Д., главного специалиста-эксперта *** Б., в присутствии директора *** Вахрушева С.В. была проведена приемка работ по проведению сплошной санитарной рубки в выделах 38, 45, 10, 12, 6, 7 квартала 100 Березняковской дачи, Игирминского участкового лесничества, в ходе которой был так же составлен акт, из содержания которого усматривается, что в ходе осмотра данной территории были выявлены указанные выше нарушения: неудовлетворительная очистка места рубки; древесина в установленный срок не вывезена.
В связи с выявленными 12 января 2018 года нарушениями, 25 января 2018 года государственным лесным инспектором К. в отношении директора Вахрушева С.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ, в дальнейшем- постановлением от 29.01.2018 года назначено административное наказание.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы установлено, что на основании Распоряжения № 91 от 28.12.2017 года в период с 12 января 2018 года была проведена проверка выполнения государственного задания *** не только в выделе 38, 45, 10, 12, 6, 7 квартала 100 Березняковской дачи, ***, а еще на четырех участках лесосек.
В ходе проведения проверки и на остальных четырех участках были выявлены аналогичные нарушения п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, допущенные ***», и в итоге - в отношении директора Вахрушева С.В. было составлено пять протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, а затем вынесено пять постановлений о назначении ему административного наказания.
Однако, все нарушения, указанные в постановлениях об административных правонарушениях, выявлены в ходе единой проверки, допущены одним и тем же должностным лицом в ходе выполнения одного Государственного задания, и данные нарушения независимо от количества мест заготовки древесины в виде делян, выделов, границ лесосек образуют единый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в связи с чем, правовых оснований для составления пяти протоколов и вынесения по каждому из них постановления по делу об административном правонарушении, не имелось.
В связи с этим должностное лицо - главный государственный лесной инспектор, к которому одновременно поступило 5 протоколов об административных правонарушениях, должно было вынести одно постановление о назначении административного наказания в порядке ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ за выявленные нарушения Правил пожарной безопасности в лесах.
Рассмотрение в отдельном производстве фактов нарушений, допущенных Вахрушева С.В., искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.
При указанных обстоятельствах, постановление от 29 января 2018 года № 001-38-03/18, признать законным нельзя, при рассмотрении настоящего дела были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, что на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет отмену постановления.
Поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.6 Кодексом РФ об административных правонарушениях не истекли, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление № 001-38-03/18 от 29 января 2018 года, вынесенное главным государственным лесным инспектором, начальником территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству У. о назначении административного наказания директору ***» Вахрушева С.В.,- отменить.
Дело об административном правонарушении- возвратить на новое рассмотрение главному государственному лесному инспектору, начальнику территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству У.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в Иркутский областной суд в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья: О.А. Кужель