Решение по делу № 2а-251/2020 от 25.03.2020

Дело №2а-251/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка                             1 июня 2020 года                    

Александровский районный суд в составе председательствующего судьи Топильчук И.С.,

при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,

с участием истца Селиванова И.В.,

представителя истца - старшего помощника прокурора Александровского района Фомина М.П.,

представителя ответчика – администрации Александровского района Оренбургской области Филипповского Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах Селиванова Игоря Владимировича, Селивановой Любови Васильевны к администрации Александровского района Оренбургской области о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете и обеспечить жилым помещением специализированного жилого фонда по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Селиванова И.В., Селивановой Л.В. с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что Селиванов И.В. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «ветеран боевых действий» в период с 12 декабря 2011 года по 13 февраля 2019 года и с 19 июля 2019 года по 30 января 2020 года. Постановлением администрации Александровского района № 78-п от 31 января 2020 года Селиванов И.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи 2 человек. Основанием для принятия указанного постановления послужила утрата основания, дающего право на получение жилого помещения по договору социального найма. Считает, что в силу норм Закона «О ветеранах», Жилищного кодекса Российской Федерации постановление о снятии семьи Селиванова И.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является незаконным.

Просил суд с учетом изменений исковых требований:

- признать незаконным постановление администрации Александровского района Оренбургской     области № 73-п от 31 января 2020 года «О снятии с учета Селиванова И.В. в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории ветеран боевых действий», вынесенное на основании решения жилищной комиссии при администрации Александровского района от 30 января 2020 года № 9;

- обязать администрацию Александровского района Оренбургской области восстановить Селиванова И.В. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории ветеран боевых действий в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда;

- обязать администрацию Александровского района Оренбургской области обеспечить Селиванова И.В. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, не ниже установленных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории муниципального образования Александровский район Оренбургской области.

Определениями суда от 21 апреля и 14 мая 2020 года к уастию в деле в каестве заинтересованнх лиц привлечены Министрество соиального развития Оренбургской области и Жилищная комиссия при администрации Александровского района Оренбургской области.

В судебном заседании истец Селиванов И.В. исковые требования поддержал, привел довод аналогичные изложенным в административном иске.

Представитель истца Селиванова И.В. – старший помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Фомин М.П. заявление требования административного иска поддержал.

Административный истец Селиванова Л.В. в судебное заседание не явилась. О времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Александровский район Оренбургской области (далее- администрация МО Александровский район) и заинтересованного лица Жилищной комиссии при администрации Александровского района Оренбургской области – Филипповский Н.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, поскольку оспариваемое постановление вынесено надлежащим лицом в рамках предоставленных ему полномочий с соблюдением процессуальных сроков и формы.

Представитель заинтересованного лица Министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд рассмотрел дело при состоявшейся явке лиц.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются категории ветеранов, к которым относятся, в том числе ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 3, 3.1 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Селиванов И.В. имеет права и льготы, установленные ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии от 2 декабря 2004 года.

26 ноября 2011 года Селиванов И.В. обратился в администрацию муниципального образования Зеленорощинский сельсовет с заявлением о предоставлении ему жилой площади, как участнику боевых действий, ввиду отсутствия в его собственности жилого помещения.

Постановлением администрации Зеленорощинского сельсовета Александровского района Оренбургской области № 39-п от 12 декабря 2011 года Селиванов И.В. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении.

19 июля 2014 года Селиванов И.В. и ФИО8 заключили брак, о чем в отделе ЗАГС администрации Александровского района Оренбургской области составлена запись акта о заключении брака № 33. После регистрации брака жене присвоена фамилия Селиванова.

13 апреля 2015 года постановлением администрации Зеленорщинского сельсовета Александровского района Оренбургской области № 19-п внесены изменения в постановление администрации Зеленорощинского сельсовета Александровского района № 39-п от 12 декабря 2011 года, согласно которым Селиванов И.В. в составе семьи 2 человек поставлен на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства как принимавший участие в боевых действиях.

Администрацией Александровского района в соответствии с соглашением от 29 декабря 2018 года приняты полномочия Администрации Зеленорощинского сельсовета по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях граждан в части ведения в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

13 февраля 2019 года постановлением администрации Александровского района Оренбургской области Оренбургской области № 136-п Селиванов И.В. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории ветеран боевых действий, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (увеличение площади жилого помещения).

Не согласившись с указанным постановлением, Селиванов И.В. обратился в Александровский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением с целью восстановления своих социальных прав.

Решением Александровского районного суда Оренбургской области от 21 мая 2019 года, вступившим в законную силу 22 июня 2019 года, постановление администрации Александровского района Оренбургской области от 13 сентября 2019 года № 136-п признано незаконным, на администрацию Александровского района и жилищную комиссию при администрации Александровского района Оренбургской области возложена обязанность восстановить семью Селиванова И.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи.

19 июля 2019 года постановлением администрации Александровского района и Оренбургской области № 641-п отменено постановление администрации Александровского района Оренбургской области от 13 февраля 2019 года № 136-п, семья Селиванова И.В. восстановлена на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.Постановлением администрации Александровского района Оренбургской области от 31 января 2020 года № 73-п семья Селиванова И.В. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Основанием для принятия указанного решения явился тот факт, что Селивановым И.В. были совершены намеренные действия с целью ухудшения своих жилищных условий. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 кодекса). В силу пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, согласно которой ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.Разрешая данный спор, судом установлено, что при постановке Селиванова И.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, последний был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>, где после регистрации была зарегистрирована и проживала его супруга. Селиванов И.В. 12 июля 2019 года зарегистрировался по месту пребывания по адресу: <адрес>. 14 июля 2019 года Селиванов И.В. совместно с супругой Селивановой Л.В. заключили договор с ФИО9 о найме жилого помещения во временное пользование и проживание по адресу: <адрес>, на срок 12 июля 2019 года по 12 января 2020 года. 15 июля 2019 года Селиванов И.В. снялся с регистрационного учета по <адрес> <адрес>, Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика, что данные действия административного истца относятся к действиям, повлекшим ухудшение его жилищных условий. 30 июля 2019 года вновь зарегистрировался по месту жительства по прежнему адресу: <адрес>. Вместе с тем, согласно акту обследования жилищных условий от 9 августа 2019 года жилого помещения по <адрес>, по указанному адресу на площади 38 кв.м. проживали Селиванов И.В., Селиванова Л.В. и ФИО9 Проживание Селиванова И.В. с супругой после 30 июля 2020 года по <адрес> подтверждается справкой администрации Александровского сельсовета от 9 августа 2020 года № 02-24-2023. Доводы Селиванова И.В. о том, что вышеназванные действия связаны с тем, что он работает в с. Александровка, отклоняются судом, поскольку Селиванов И.В. более 11 лет, фактически проживания в с. Зеленая Роща Александровского района Оренбургской области, работает в с. Александровка Александровского района Оренбургской области, при этом в судебном заседании Селиванов И.В. не смог объяснить необходимость снятия с регистрационного учета в с. Зеленая Роща. Суд также не соглашается доводами представителя административного истца, что названные выше действия административного истца связаны с незнанием закона, поскольку данное обстоятельство не может быть положено в основу правомерности действий Селиванова И.В., который работает в правоохранительных органах. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Селиванов И.В. действительно первоначально снялся с регистрационного учета <адрес> <адрес> и зарегистрировался по <адрес> целью ухудшения жилищных условий, а после того, как ему стало известно, что он восстановлен на учете в качестве нуждающегося, вновь зарегистрировался по адресу: <адрес>.Кроме того, в судебном заседании было достоверно установлено, что в собственности отца Селиванова И.В. – ФИО13 помимо жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.), также находится в собственности иное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (площадью <данные изъяты> кв.м.).Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства. Доводы административного истца в части, что он не является членом семьи своего отца, суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства.Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 11 Постановления от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации" членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Таким образом, жилищным законодательством Российской Федерации возможность признания гражданина членом семьи нанимателя или собственника жилого помещения связана с установлением самого факта вселения в принадлежащее собственнику жилое помещение и факта совместного проживания в этом помещении. В судебном заседании установлено, что Селиванов И.В. с супругой проживают с родителями, ведут общее хозяйство, какие-либо договоры относительно пользования жилым посещением не заключались. Доказательств обратного административным истцом не представлено. Таким образом, суд полагает, что жилые помещения, принадлежащие на праве собственности отцу административного истца, подлежат учету при определении нормы жилой площади. Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для снятия административного истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вместе с тем, административный истец не представил доказательств того, что он относится к лицам, которые согласно действующему законодательству нуждаются в улучшении жилищных условий, поскольку он обеспечен жильем более учетной нормы.

Действующим законодательством обязанность доказывания о нарушении прав, свобод и законных интересов решением, действием (бездействием), соблюдение сроков обращения в суд, не соответствие решения закону и нормативным правовым актам возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Административным истцом не представлено суду доказательств, с достоверностью подтверждающих, что были нарушены его права и свободы. Не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству. Не нашел данный факт подтверждения и в ходе судебного разбирательства

Решение принято органом, имеющим полномочия, в сроки, установленные ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, с соблюдением требований действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, исключение из списка нуждающихся в жилых помещениях в силу утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не препятствует обращению с новым заявлением в орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. ст. 178 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах Селиванова Игоря Владимировича, Селивановой Любови Васильевны к администрации Александровского района Оренбургской области о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить на учете и обеспечить жилым помещением специализированного жилого фонда по договору социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Топильчук И.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2020 года

25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее