Дело № 12-1-8/2020
РЕШЕНИЕ
22 января 2020 года город Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области жалобу Сидорова Виталия Викторовича на постановление от 24 декабря 2019 года, вынесенное административной комиссией г. Мценска по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 года № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения»,
установил:
постановлением административной комиссии при администрации Мценского района от 24 декабря 2019 года Сидоров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 года № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
Административное правонарушение, вменяемое Сидорову В.В. заключается в том, что 28 ноября 2019 года в 13 часов 37 минут он осуществил стоянку транспортного средства специального автокрана УРАЛ КС 3574, государственный регистрационный № на городской территории напротив дома <адрес>», чем нарушил требования подпункта 5 части 1 статьи 37 Правил благоустройства территории г. Мценска.
Сидоров В.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене. Указывает на то, что административная ответственность предусмотренная субъектом Российской Федерации не может рассматриваться в качестве законной основы для привлечения к административной ответственности, поскольку она установлена за нарушение требований, урегулированных федеральным законодательством. Правилами дорожного движения Российской Федерации не предусмотрен запрет остановки и стоянки транспортных средств в месте, в котором он осуществил стоянку, в связи с этим в его действиях отсутствует состав вменного ему правонарушения.
В судебном заседании Сидоров В.В. поддержал доводы жалобы по основаниям в ней изложенным. Просил жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.
Представитель административной комиссии г. Мценска по доверенности Петрова Л.С. в судебном заседании поддержала письменный отзыв относительно доводов жалобы, просила оставить жалобу без удовлетворения, указав на законность вынесенного постановления и доказанность вины Сидорова В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области «Об ответственности за административные правонарушения», устанавливающую ответственность за административные правонарушения в области благоустройства, совершенное с использованием строительной техники.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив жалобу, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Сидорова В.В., поддержавшего жалобу, возражения на жалобу представителя коллегиального органа Петровой Л.С., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.
Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Полномочие субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления предусмотрено также пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяющая содержание правил благоустройства территорий муниципальных образований, утверждаемых представительным органом соответствующего муниципального образования, содержит предписание о праве органа местного самоуправления регулировать наряду с другими вопросами требования к содержанию территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями (часть 1 пункт 1 части 2).
Вместе с тем это не освобождает законодателя субъекта Российской Федерации при установлении административной ответственности за нарушения в названной сфере общественных отношений не соблюдать требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Федеральный законодатель, раскрывая в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие административного правонарушения, использовал три юридических признака: противоправность, виновность, совершение действий (бездействия), предусмотренных нормами Особенной части названного кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности.
Приведенные нормы в их системном единстве свидетельствуют о том, что законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая административную ответственность за те или иные административные правонарушения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального регулирования, следовательно, региональным законом административная ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Орловской области в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, институтов государственной власти Орловской области, установленного порядка осуществления местного самоуправления в Орловской области, общественного порядка и общественной безопасности, собственности Орловской области и муниципальной собственности, а также предупреждения административных правонарушений принят Орловским областным Советом народных депутатов Закон Орловской области от 6 июня 2013 года № 1490-ОЗ "Об ответственности за административные правонарушения» (далее - закон № 1490-ОЗ).
Частью 1 статьи 6.2 закона № 1490-ОЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правилами благоустройства территорий муниципальных образований Орловской области требований к содержанию территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями.
Решением Мценского городского Совета народных депутатов 21 сентября 2017 года № приняты Правила благоустройства территории города Мценска (с последними изменениями в редакции от 20 июня 2019 года №).
Статьей 37 названных Правил благоустройства регламентировано содержание территорий индивидуального жилого сектора.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 37 этих же Правил собственники, владельцы, пользователи и арендаторы объектов индивидуального жилого сектора обязаны не допускать складирования стройматериалов на прилегающей к домовладению городской территории без соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке в Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Мценска, а также размещать разукомплектованные транспортные средства, иную технику и оборудования в палисадниках, на улицах, в переулках и тупиках (в т.ч. перед домами, в промежутках между домами и иными постройками).
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Сидорова В.В. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой закона Орловской области № 1490-ОЗ, послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что Сидоровым В.В. не соблюдено положение подпункта 5 части 1 статьи 37 Правил благоустройства города Мценска, установлен факт стоянки принадлежащего ему транспортного средства напротив дома <адрес>.
По мнению Сидорова В.В., общественные отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы на федеральном уровне федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, в частности Правилам дорожного движения Российской Федерации, которые не содержат запрет остановки транспортного средства на правой стороне дороги на обочине.
Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» вопросы обеспечения безопасности дорожного движения находятся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, согласно пункта 1 статьи 6 этого Федерального закона, формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения дорожного движения, установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации.
Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил дорожного движения Российской Федерации и не противоречить им (пункт 1.1 данных Правил).
Пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации определено, что дорога – эта обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Остановка - это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, а стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Парковка (парковочное место) - это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Такие действия как размещение, парковка, осуществление стоянки и (или) хранение транспортных средств, по своей сути представляют собой остановку или стоянку транспортного средства в зависимости от продолжительности осуществления этих действий.
Также Правила дорожного движения Российской Федерации в пункте 1.2 определяют, что такие территории, как дворы, жилые массивы и тому подобные территории, непосредственно прилегающие к дороге и не предназначенные для сквозного движения транспортных средств, относят к прилегающей территории, движение по которой осуществляется в соответствии с данными Правилами.
Остановка и стоянка транспортных средств регламентирована разделом 12 Правил дорожного движения. Кроме этого, разделом 17 этих же Правил регламентировано движение в жилых зонах.
Ответственность за нарушение требований норм данных разделов установлена статьей 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений Федерального закона "О безопасности дорожного движения", Правил дорожного движения Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отношения, связанные с размещением транспортных средств, урегулированы федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, а ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может быть установлена лишь федеральным законом.
Правила дорожного движения Российской Федерации не запрещают стоянку транспортных средств на улицах, в т.ч. перед домами. Более того, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года №170 только в пункте 3.9.2 запрещают проезд и стоянку автомашин, мотоциклов и других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта) на озелененных территориях.
В связи с этим в деянии вменяемому Сидорову В.В. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения».
Указание представителем коллегиального органа, что строительная техника Сидоровым В.В. не была размещена у края дороги не нашло своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая указанные выше обстоятельства, постановление административной комиссии г. Мценска от 24 декабря 2019 года в отношении Сидорова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.2 Закона Орловской области от 6 июня 2013 года № 1490-ОЗ «Об ответственности за административные правонарушения» подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 6.2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░ 2013 ░░░░ № 1490-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░