Решение по делу № 2-546/2020 от 29.06.2020

04RS0-

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2020 г. с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятии в составе председательствующего судьи Редикальцевой Н.Н.,

при секретаре Мижитовой М.А.,

при участии помощника судьи Чернышевой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Алексеев А.Б., Асеев А.И., Асеев А.А., Асеева А.И., Бабалаев Ч.А., Бадмаев Б.Г., Бадматарова Б.М., Балданов Г.В., Балтахинов В.Н., Бальчугов Е.И., Бардамов С.И., Бердников О.А., Борисов Б.О., Борисова И.В., Бурлаков Е.И., Бурлаков О.Н., Буянтуев А.В., Вебер Е.Н., Воробьев А.А., Гаврилов В.Т., Гомбоев В.Ф., Гомбоева Т.В., Гомбожапова Д.О., Гребенщиков Е.А., Гуськовак Т.Е., Дамбаева Е.Б., ФИО141, Дамбаевой О.Ж., Дамшаева Л.К., Егорова А.А., Ербановой Э.И., Еремнченко А.М., Жигжитова А.В., Игнатенко К.Ю., Ишигенова (Дамбаева) А.Ж., КибалинаН.А., Кокориной О.В., Косенко М.И., Дармаев (Кыргыс) Ю.Е., Лемешева А.А., Манутова Ю.Д., Матишина Т.А., Мельников А.А., Минеева В.В., Миронова Ю.Г., Непомнящих Р.А., Никитиной Татьяны Григорьевны, Ничко Л.П., Ничко Л.П., Номинова Б.П., Нохошкеевой О.О., ФИО146, Парьянов А.Ж., Пахомова Е.А., Пашков И.В., Перебова А.Г., Пироговской Е.Н., Пискунова К.Г., Попова А.В., Разуваева Е.А., Ринчинова И.В., Санжапова Н.Ю., Сафонова А.М., Спасова Э.С., Силкин А.А., Силкин М.А., Сокуева И.В., Солдатов Д.И., Солтанова Р.И., Сондонова С.Л., Танхаевой (Цыремпиловой) Т.З., Тимофеева Н.И., Ускеева М.Д., Цоктоев Е.Н., Цыбанов С.В., Цыбенова Василия Ринчиновича, Цыбикова Доржи Дмитриевича, Цыбиков Р.С., ФИО142, Цымпилов С.А., Цыремпиловой ФИО148 Шевченко-Гриднева Е.Н., Шелепова И.С., Эрдынеева С.Б., Эрдынеева С.Б. к ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья", Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о расторжении договоров найма жилых помещений специализированного жилого фонда, восстановлении в очереди на получение жилого помещения, обязании предоставить иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по месту регистрации,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с исковым заявлением, истцы просили признать договоры найма жилых помещений специализированного жилого фонда, заключенные между ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» и истцами о предоставлении помещений специализированного жилого фонда в <адрес> недействительными в связи с предоставлением непригодного для проживания жилья; применить последствия недействительности и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» предоставить истцам иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по месту регистрации.

Требования мотивированы тем, что в 2014-2016 годах Минстрой Республики Бурятия объявил торги на приобретение жилья для детей-сирот вс. <адрес> Республики Бурятия, по результатам которых между Минстроем РБ и ИП <данные изъяты>, ИП <данные изъяты> были заключены государственные контракты на покупку жилых помещений для детей-сирот. Акты приема-передачи жилого помещения, подписанные председателем Комиссии Рыбальченко С.Н., утвердил и.о. министра строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Рузавин. Таким образом, контроль за приемом жилья в собственность Республики Бурятия, его качеством и свойствами был формальным, без соблюдения интересов детей-сирот. В дальнейшем между истцами и ответчиком ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» были заключены договоры специализированного жилого помещения специализированного жилого фонда, в соответствии с которыми истцам были переданы построенные по госконтрактам жилые помещения в <адрес>. Дефекты в предоставленных жилых помещениях стали выявляться сразу после заселения, о чем истцы информировали центр «Семья», обращались в средства массовой информации. <адрес> расположен в окружении рыбзавода, мусорного полигона <адрес>, авторазборки, а также непосредственно находится на территории бывшей птицефабрики, что позволяет говорить об отсутствии санитарной безопасности для проживания в нем. По факту предоставления непригодных для проживания жилых помещений было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Минстроя РБ, застройщиков микрорайона Молодежный, бывшего руководителя <адрес> РБ. При расследовании уголовного дела установлено, что разрешения на строительство домов для детей-сирот в мкрн. Молодежный <адрес> РБ официально не выдавались, следовательно весь мкрн. Молодежный <адрес> является самовольно возведенным. По уголовному делу была проведена судебная экспертиза, которая установила, что предоставленные истцам жилые помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. На основании изложенного, в связи с предоставлением жилых помещений, построенных без разрешения на строительство, с грубыми дефектами, отсутствием сертификатов и иных документов на строительные материалы, нарушением требований по приемке жилых помещений в собственность Республики Бурятия, истцы заявляют отказ от полученных по договорам найма жилых помещений.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом принято уточнение исковых требований от представителя истцов Бадеева К.Н., действующего в интересах истцов на основании доверенностей, согласно которому просил расторгнуть договоры найма жилых помещений специализированного жилого фонда, заключенные между истцами и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» о предоставлении помещений специализированного жилого фонда в <адрес> в связи с предоставлением жилых помещений, построенных без разрешений на строительство, построенных с существенными нарушениями строительных норм и правил, с существенным удешевлением строительных материалов, на которые отсутствуют сертификаты и иные документы, принятые с нарушением требований по приемке жилых помещений в собственность Республики Бурятия без проведения требуемой экспертизы, восстановить истцов в очереди на жилое помещение по категории «детей-сирот» и обязать ответчиков предоставить истцам иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по месту регистрации истцов в <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части заявленных исковых требований Максимовой А.А. и Ускеевой С.Г. прекращено в связи с отказом от иска, производство по делу в части заявленных исковых требований Коркиной В.Г. прекращено в связи со смертью истца Коркиной В.Г.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заочное решение по данному делу отменено, производство по делу возобновлено.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части заявленных исковых требований Булдаевой (Тугутовой) С.О. прекращено в связи со смертью истца Булдаевой (Тугутовой) С.О.

В судебном заседании представитель истцов Бадеев К.Н., действующий в интересах истцов на основании доверенностей, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истцы в судебное заседание не явились, от истцов имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчиков Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» ФИО114 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Представители третьих лиц Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя истцов ФИО113 и представителя ответчиков ФИО114, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что исковые требования подлежит удовлетворению на основании следующего.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.9 ст.8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ЖК РФ предусмотрены нормы о специализированном жилищном фонде для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом из названного Кодекса исключены нормы о внеочередном предоставлении гражданам указанной категории жилых помещений по договорам социального найма.

Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий и мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в <адрес> регламентированы Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 2897-IV "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>".

В названном законе определены дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со ст. 6 названного закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 102 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2 указанного положения в редакции, действующей на момент рассмотрения дела, уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

В п. 3 этого же нормативного акта указано, что жилые помещения закрепляются на праве оперативного управления за государственным бюджетным учреждением Республики Бурятия "Республиканский ресурсный центр "Семья".

На момент рассмотрения дела вступил в законную силу Закон Республики Бурятия отДД.ММ.ГГГГ.N 678-VI "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Статья 13 данного закона предусматривает, что исполнение судебных решений, обязывающих обеспечить лиц, указанных в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения Республики Бурятия.

Таким органом является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, что следует из Положения о Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 88 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия".

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

Судом установлено, что истцы относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данное обстоятельство следует из материалов дела, не оспаривалось в судебном заседании участниками судебного разбирательства.

В период с 2015 год по 2016 год ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» заключил с истцами договоры найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, расположенных в <адрес> Республики Бурятия по следующим адресам: <адрес>

Из материалов дела следует, что указанные жилые помещения приобретены Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от имени Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд на основании государственных контрактов/К-206/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП ФИО117, /К-2-16/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП <данные изъяты>., /К-2016/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП <данные изъяты> ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с ИП <данные изъяты> /К-2016/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП <данные изъяты>., /К-2016/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ИП <данные изъяты>.

Предметом данных государственных контрактов является поставка жилых помещений на первичном рынке вс. <адрес> Республики Бурятия в целях формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Условиями контракта предусмотрено, что финансирование контрактов осуществляется из средств республиканского бюджета в рамках подпрограммы «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года).

Контрактами определено, что акт приема-передачи жилых помещений составляется сторонами по форме, установленной приложением к контракту после осмотра жилых помещений, проведенного в порядке, установленном регламентом осмотра жилых помещений, приобретаемых в государственную собственность Республики Бурятия и на основании акта осмотра жилых помещений, в соответствии с формой согласно приложению 3 к контракту и устанавливающего соответствие жилых помещений установленным санитарным и техническим требованиям, а также условиям заключенного контракта (раздел 5 контрактов).

Приложением к государственным контрактам является Регламент осмотра жилого помещения, приобретаемого в государственную собственность Республики Бурятия, Акты осмотра жилого помещения и Акты приема-передачи жилого помещения.

Указанные выше жилые помещения приняты Комиссией по приемке жилых помещений, приобретаемых в собственность Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на основании актов приема-передачи жилого помещения, подписанных поставщиком индивидуальным предпринимателем <данные изъяты> и ИП <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено уголовное дело по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ в отношении <данные изъяты> по факту незаконного выдачи разрешений на строительство объекта "Малоэтажная жилая застройка в <адрес> РБ", на основании которых впоследствии были выданы разрешения на ввод объектов эксплуатацию. В ходе расследования по указанному делу установлено, что при указанных выше обстоятельствах в период с 2015-2016 годов Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия приобрело для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по государственным контрактам у ИП <данные изъяты> 254 жилых помещения в <адрес> РБ, как установлено непригодных для проживания. Все жилые помещения переданы детям-сиротам по договорам социального найма. В этот же период, <данные изъяты> фактически осуществлявший свою деятельность от имени ИП <данные изъяты>., ИП <данные изъяты>, ИП <данные изъяты>., действуя группой лиц предварительному сговору с неустановленными лицами, не имея надлежащей проектной документации, без осуществления авторского и строительного контроля, с удешевлением строительных и отделочных материалов, построил 254 жилых помещения, которые фактически из-за умышленно допущенных при строительстве нарушений строительных нормативов, имели критические и значительные дефекты, не позволяющие их использование для проживания.

Истцы просят расторгнуть договора найма жилых помещений специализированного жилого фонда, заключенные между истцами и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» о предоставлении помещений специализированного жилого фонда в <адрес> в связи с предоставлением жилых помещений, построенных без разрешений на строительство, построенных с существенными нарушениями строительных норм и правил, с существенным удешевлением строительных материалов, на которые отсутствуют сертификаты и иные документы, принятые с нарушением требований по приемке жилых помещений в собственность Республики Бурятия без проведения требуемой экспертизы, восстановить их в очереди на жилое помещение по категории «детей-сирот» и обязать ответчиков предоставить истцам иные иные благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по месту регистрации.

В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", согласно п.4 которого жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ст. 687 ГК РФ, договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния.

В материалах дела имеются строительно – технические экспертные заключения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выполненные экспертами экспертно-криминалитического отдела СУ СК России по <адрес>, <данные изъяты>., <данные изъяты> <данные изъяты>., <данные изъяты>., и от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное экспертом <данные изъяты> в отношении жилых помещений истцов.

Эксперты пришли к выводам, что жилые помещения не соответствуют требованиям строительных норм, сводам, правилам и другим нормативно – правовым актам. Эксперт в заключениях указывает на следующие нарушения Сводов правил и СНиП, допущенных при строительстве домов: отсутствует гидроизоляция между монолитным фундаментом и кладкой из газобетонных блоков; перемычки в стенах из газобетонных блоков выполнены из двух арматур, в то время как по Правилам, должно быть не менее трех и выполняется перемычка по опалубке в слое раствора толщиной 30 мм.; кладка несущих стен выполнена из газобетонных блоков более низкой плотности, чем предусмотрено Правилами; пароизоляция чердачного перекрытия выполнена по доскам подшивки с разрывами между балками перекрытия, в связи с чем не обеспечивается его непрерывность и защита теплоизоляционного слоя от увлажнения парообразной влаги; примыкание листов шифера к вертикальным стенкам слуховых окон с помощью угловых деталей отсутствует, примыкание к дымовым трубам поперек ската менее длины волны шифера; стропильная система не имеет раскосов между стойками и прогон в поперечном и продольном направлении; величина выступа карниза от плоскости наружной стены не превышает 600 мм.; в результате проведенных поверочных расчетов установлена недостаточная несущая способность конструктивных элементов кровли жилого дома; по результатам осмотра жилого дома при поверочном расчете приведенного сопротивления теплопередачи ограждающих конструкций стен, пола и чердачного перекрытия, установлено нарушение требований п. 5.1 СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий" и требований ст. 13 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ. Вышеуказанные нарушения норм и правил не являются последствием неправильной эксплуатации жилых помещений, а является следствием нарушения правил строительства жилых домов.

Перечень нормативных документов, нарушенных застройщиком при строительстве домов, указан в экспертном заключении.

По мнению экспертов, жилые дома с расположенными в них жилыми помещениями (помещениями, предоставленными истцам) в связи с несущими и ограждающими конструкциями жилого дома, имеющих категорию технического состояния "недопустимое состояние" не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и имеются основания для признания указанных жилых помещений непригодными для проживания согласно "Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащими сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

Оценив указанные выше экспертные заключения, суд приходит к выводу об их допустимости, поскольку они отвечают требованиям статьи 86 ГПК РФ, выводы эксперта носят исчерпывающий характер, обстоятельств, свидетельствующих о заинтересованности эксперта в исходе дела, не установлено. Суд не усматривает оснований не доверять вышеуказанным заключениям экспертов, поскольку они составлены экспертами, имеющими соответствующую квалификацию, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит исследовательскую часть, со ссылками на методическую литературу.

Представленными в дело заключениями экспертиз установлено, что жилые помещения, предоставленные истцам, являются непригодными для проживания, доказательств, подтверждающих, что в период после проведения указанных экспертиз ответчиком были каким-либо образом исправлены выявленные недостатки, не представлено.

Доводы представителя ответчиков о том, что предоставленные истцам по договорам найма жилые помещения непригодными для проживания в установленном законом порядке межведомственной комиссией не признаны, к исключительной компетенции которой и относится вопрос признания жилых помещений непригодными для проживания, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Так, возможность расторжения договора найма жилого помещения в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре по основаниям непригодности жилого помещения для проживания, а также в случае его аварийного состояния прямо предусмотрена ч. 3 ст. 687 ГК РФ.

С учетом того, что данный вопрос Жилищным кодексом не урегулирован, имеются все основания для применения ст. 687 ГК РФ в случаях обращения граждан о расторжении договора специализированного найма по причине непригодности жилого помещения для проживания.

Обращаясь в суд, истцы просят расторгнуть договоры найма специализированных жилых помещений по основаниям их непригодности для проживания, чем нарушаются жилищные права каждого истца.

Проанализировав и оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено доказательств предоставления истцам жилых помещений по договору специализированного найма, пригодных для проживания, что является нарушением жилищных прав истцов, в связи с чем, суд считает необходимым восстановить нарушенные права всех истцов.

Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается непригодность жилых помещениях по адресам <адрес> по следующим адресам: <адрес>, предоставленных истцам по договорам найма жилых помещений, для проживания как на момент их предоставления, так и на момент рассмотрения дела судом, суд приходит к выводу о наличии оснований для расторжения заключенных в отношении них договоров найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, установлен факт незаконных действий Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в части признания жилых помещений, расположенных в <адрес> Республики Бурятия, предоставленных истцам по делу , пригодными для постоянного проживания, совершенные путем их принятия во исполнение государственных контрактов - ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, /К-2016/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, /К-2016/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ, /К-2016/ПДС от ДД.ММ.ГГГГ

Принимая во внимание, что право истцов на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, было установлено ранее, на ответчика следует возложить обязанность предоставить истцам взамен непригодных для проживания благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в <адрес> Республики Бурятия (с учетом положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ) пригодные для постоянного проживания, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям.

Рассмотрев требования о восстановлении истцом в очереди на жилое помещение по категории «детей-сирот» суд, исходя из установленных по делу обстоятельств, подтверждающих предоставление истцам непригодных для проживания жилых помещений, считает необходимым восстановить истцов в очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, поскольку право каждого истца на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" осталось нереализованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Алексеев А.Б., Асеев А.И., Асеев А.А., Асеева А.И., Бабалаев Ч.А., Бадмаев Б.Г., Бадматарова Б.М., Балданов Г.В., Балтахинов В.Н., Бальчугов Е.И., Бардамов С.И., Бердников О.А., Борисов Б.О., Борисова И.В., Бурлаков Е.И., Бурлаков О.Н., Буянтуев А.В., Вебер Е.Н., Воробьев А.А., Гаврилов В.Т., Гомбоев В.Ф., Гомбоева Т.В., Гомбожапова Д.О., Гребенщиков Е.А., Гуськовак Т.Е., Дамбаева Е.Б., ФИО145, Дамбаевой О.Ж., Дамшаева Л.К., Егорова А.А., Ербановой Э.И., Еремнченко А.М., Жигжитова А.В., Игнатенко К.Ю., Ишигенова (Дамбаева) А.Ж., КибалинаН.А., Кокориной О.В., Косенко М.И., Дармаев (Кыргыс) Ю.Е., Лемешева А.А., Манутова Ю.Д., Матишина Т.А., Мельников А.А., Минеева В.В., Миронова Ю.Г., Непомнящих Р.А., Никитиной Татьяны Григорьевны, Ничко Л.П., Ничко Л.П., Номинова Б.П., Нохошкеевой О.О., ФИО146, Парьянов А.Ж., Пахомова Е.А., Пашков И.В., Перебова А.Г., Пироговской Е.Н., Пискунова К.Г., Попова А.В., Разуваева Е.А., Ринчинова И.В., Санжапова Н.Ю., Сафонова А.М., Спасова Э.С., Силкин А.А., Силкин М.А., Сокуева И.В., Солдатов Д.И., Солтанова Р.И., Сондонова С.Л., Танхаевой (Цыремпиловой) Т.З., Тимофеева Н.И., Ускеева М.Д., Цоктоев Е.Н., Цыбанов С.В., Цыбенова Василия Ринчиновича, Цыбикова Доржи Дмитриевича, Цыбиков Р.С., ФИО140, Цымпилов С.А., Цыремпилова Д.В., Цыренжапов Б.Д., Челендаева А.С., Таскаева(чиркова) М.С., Шарапова Г.А., Шевченко-Гриднева Е.Н., Шелепова И.С., Эрдынеева С.Б., Эрдынеева С.Б. удовлетворить.

Расторгнуть договоры найма жилых помещений специализированного жилого фонда, заключенные между истцами и ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья» о предоставлении помещений специализированного жилого фонда в <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 28.12.2016г., от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 24.11.2015г., от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Восстановить истцов в очереди на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда и обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставитьАлексеев А.Б., Асеев А.И., Асеев А.А., Асеева А.И., Бабалаев Ч.А., Бадмаев Б.Г., Бадматарову Б.М., Балданов Г.В., Балтахинов В.Н., Бальчугов Е.И., Бардамов С.И., Бердников О.А., Борисов Б.О., Борисова И.В., Бурлаков Е.И., Бурлаков О.Н., Буянтуев А.В., Вебер Е.Н., Воробьев А.А., Гаврилов В.Т., Гомбоев В.Ф., Гомбоева Т.В., Гомбожаповой Д.О., Гребенщиков Е.А., Гуськовак Т.Е., Дамбаева Е.Б., ФИО143, Дамбаевой О.Ж., Дамшаева Л.К., Егорова А.А., Ербановой Э.И., Еремнченко А.М., Жигжитова А.В., Игнатенко К.Ю., Ишигенова (Дамбаева) А.Ж., КибалинаН.А., Кокориной О.В., Косенко М.И., Дармаев (Кыргыс) Ю.Е., Лемешева А.А., Манутова Ю.Д., Матишина Т.А., Мельников А.А., Минеева В.В., Миронова Ю.Г., Непомнящих Р.А., ФИО147, Ничко Л.П., Ничко Л.П., Номинову Б.П., Нохошкеевой О.О., Очиров А.А., Парьянов А.Ж., Пахомова Е.А., Пашков И.В., Перебова А.Г., Пироговской Е.Н., Пискунова К.Г., Попова А.В., Разуваева Е.А., Ринчинова И.В., Санжапова Н.Ю., Сафонова А.М., Спасова Э.С., Силкин А.А., Силкин М.А., Сокуева И.В., Солдатов Д.И., Солтанова Р.И., Сондонова С.Л., Танхаевой (Цыремпиловой) Т.З., Тимофеева Н.И., Ускеева М.Д., Цоктоев Е.Н., Цыбанов С.В., Цыбанов В.Р., Цыбикову Доржи Дмитриевичу, Цыбиков Р.С., ФИО144, Цымпилов С.А., Цыремпилова Д.В., Цыренжапов Б.Д., Челендаева А.С., Таскаева(чиркова) М.С., Шарапова Г.А., Шевченко-Гриднева Е.Н., Шелепов И.А., Эрдынееву С.Б., Эрдынееву С.Б. благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм по месту жительства в <адрес> Республики Бурятия взамен непригодных для проживания.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца через Иволгинский районный суд Республики Бурятия.

Судья: Редикальцева Н.Н.

В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-546/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Еремченко Андрей Михайлович
Игнатенко Кристина Юрьевна
Коркина Валентина Геннадьевна
Максимова Алена Алексеевна
Воробьев Альберт Александрович
Ишигенова (Дамбаева) Алина Жаргаловна
Шевченко-Гриднев Евгений Николаевич
Нохошкеева Орюна Олеговна
Миронова Юлия Геннадьевна
Пахомова Елена Александровна
Жигжитова Арюна Валерьевна
Цыбиков Ринчин Сампилович
Челандаев Александ Сергеевич
Силкин Александр Андреевич
Цыренжапов Бато Дамдинович
Вебер Евгения Николаевна
Бадмаев Булат Гомбосурунович
Асеева Анна Ивановна
Дамбаева ЕвгенияБадмажаповна
Эрдынеев Самбу Бэликтуевич
Попова Александра Викторовна
Гомбоев Василий Федорович
Гомбожапова Дарима Очировна
Никитина Татьяна Григорьевна
Дармаев (Кыргыс) Юрий Евгеньевич
Гуськова Татьяна Евгеньевна
Бадматаров Бато Мункуевич
Ербанов Элбэк Иннокентьевич
Балданов Геннадий Владимирович
Борисов Батор Очирович
Борисова Ирина Васильевна
Матишина Татьяна Александровна
Силкин Максим Андреевич
Сафонова Алена Михайловна
Лемешева Анна Александровна
Минеева Варвара Васильевна
Дамшаева Людмила Кимовна
Солдатов Денис Иванович
Кибалин Николай Александрович
Дамбаева Оюна Жаргаловна
Цоктоев Евгений Николаевич
Ничко Леонид Павлович
Цыбенов Василий Ринчинович
Пискунова Кристина Георгиевна
Бурлаков Олег Николаевич
Таскаева (Чиркова) Мария Сергеевна
Дамбаева Лия Дмитриевна
Асеев Алексей Иванович
Булдаева (Тугутова) Соёлма Олеговна
Бардамов Станислав Иннокентьевич
Бурлаков Евгений Игоревич
Кокорина Олеся Владимировна
Манутова Юлия Дмитриевна
Цыбанов Станислав Валерьевич
Гребенщиков Евгений Анатольевич
Непомнящих Роман Александрович
Гаврилова Валентина Тумэновна
Егорова Алена Анатольевна
Танхаева (Цыремпилова Татьяна Зоригтоевна
Алексеев Александр Баторович
Шарапова Гульнара Айдаровна
Номинов Баир Пурбоевич
Буянтуев Артур Васильевич
Ускеева Мария Доржиевна
Асеев Александр Иванович
Санжанова Наталья Юрьевна
Эрдынеев Санжи Бэликтуевич
Мельников Александр Андреевич
Солтанова Рада Илаловна
Бердников Олег Андреевич
Балтахинов Валерий Николаевич
Пашков Иван Владимирович
Спасова Энгельсина Сергеевна
Сондонова Светлана Лопсоновна
Цыденжапов Бато-Мунко Бадмацыренович
Очиров Андрей Андреевич
Ринчинова Ирина Васильевна
Сокуева Ирина Викторовна
Тимофеева Нина Ивановна
Перебоева Анастасия Геннадьевна
Шелепов Игорь Алексеевич
Цыбиков Доржи Дмитриевич
Ускеева Саида Гомбоевна
Гомбоева Татьяна Валерьевна
Ничко Любовь Павловна
Парьянов Алдар Жапович
Пироговская Елена Николаевна
Косенко Максим Иванович
Цымпилов Сергей Александрович
Цыремпилова Дарья Васильевна
Разуваева Елена Александровна
Бальчугов Евгений Иванович
Бабалаев Чингис Аркадьевич
Ответчики
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
ГБУ РБ "Республиканский ресурсный центр "Семья"
Другие
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Редикальцева Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
ivolginsky.bur.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
30.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.06.2020Судебное заседание
29.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее