№ 2а-195/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 января 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
председательствующего судьи Кукленко С.В.,
при секретаре судебного заседания Закарян С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляевой ЛА, Зибина АВ, Железняковой МФ к административному ответчику ДИЗО г. Ростова-на-Дону, заинтересованные лица: Кооператив владельцев индивидуальных гаражей «Октябрь», Департамент архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону об оспаривании действий, обязании заключить договоры купли-продажи земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в суд с иском к административному ответчику с настоящими требованиями, обосновывая их следующим. Административные истцы подали в ДИЗО г. Ростова-на-Дону 02.07.2019 заявления о предварительном согласовании предоставления земельных участков, образованных из земельного участка с КН № расположенного по адресу: <адрес> для строительства наземных гаражей. Приложением к данному заявлению явилась схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Исходный земельный участок с КН №, выдан КВИГ «Октябрь» в постоянное (бессрочное) пользование согласно государственному акту на право пользования на землю РО-44 № 09561. На указанных земельных участках расположены капитальные гаражи, принадлежащие административным истцам на праве собственности: бокс № 250 принадлежащий Беляевой Л.А., расположенный в границах земельного участка с условным номером на схеме №; бокс № 316, принадлежащий Железняковой М.Ф., расположенный в границах земельного участка с условным номером на схеме №, принадлежащий Зибину А.В., расположенный в границах земельного участка с условным номером на схеме №. 30.07.2019 административными истцами были получены письменные отказы ДИЗО г. Ростова-на-Дону на указанные заявления. Основанием отказов послужили доводы о том, что на участке с № находится единое здание, которое пересекается границами образуемых участков. Кроме того, земельные участки расположены в коммунальной, производственной, инженерно-транспортной территориальной зоне (ПКТ/5/430), испрашиваемый вид «для строительства наземных гаражей» в соответствующей формулировке не предусмотрен. Кроме того, административный ответчик ссылается на нахождение участков в зонах с особыми использованиями территорий. Также ДИЗО г. Ростова-на-Дону указывает на то, что исходный земельный участок с № снят с кадастрового учета 21.05.2019. Административные истцы не согласны с отказами административного ответчика. Так в 2014 году часть собственников гаражей в указанных выше боксах провели межевание и получили кадастровые паспорта на земельные участки, а именно, собственники боксов №№ №. Из указанных гаражей впоследствии собственники оформили выкуп и зарегистрировали право собственности на земельные участки под гаражами: №№ № На стадии исполнения решения судов находятся владельцы гаражей: №№ № При этом, земельный участок, образуемый под боксом № № находится прямо между боксами № 315 и № 317, земельные участки под которыми поставлены на кадастровый учет. Земельный участок, образуемый под боксом № № примыкает к земельному участку с № расположенному бод боксом № № и находящемуся в частной собственности. Земельный участок, образуемый под боксом № № примыкает к земельному участку с №, расположенному под боксом № № и находящемуся в частной собственности, причем собственником является Беляев А.Ю., приходящийся сыном истцу Беляевой Л.А. Об отсутствии пересечения границ испрашиваемых участков и соседних гаражей также нет сведений из обжалуемого отказа административного ответчика, который указывает лишь на невозможность выделения земельного участка под блоком гаражей.
На основании изложенного просят признать незаконными отказы ДИЗО г. Ростова-на-Дону от 30.07.2019 в предварительном согласовании предоставления Беляевой Л.А., в собственность земельного участка по адресу: <адрес>; Желязняковой М.Ф. земельного участка по адресу: №; Зибину А.В., земельного участка по адресу: г№; Обязать административного ответчика заключить с административными ситцами договоры купли-продажи испрашиваемых земельных участков.
Административные истцы, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Представитель административных истцов – Никольская Е.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Бутко С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
При таком положении, дело в отношении неявившихся лиц рассматривается в порядке ст.ст. 150, 226 КАС РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1)проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ.
Упомянутый порядок включает, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пп. 3 п. 1 ст. 39.14).
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В соответствии с п. 8 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 - 4 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в утверждении данной схемы, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона).
Судом установлено, что административные истцы являются собственниками гаражных боксов, Беляева Л.А. - № №, Железнякова М.Ф. - № №, Зибин А.В. - № №, расположенного по адресу: <адрес>.
02.07.2019 административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, образуемых путем выдела из земельного участка с №, для эксплуатации гаража.
По результатам рассмотрения заявления, ДИЗО г. Ростова-на-Дону был установлено, что согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, утверждёнными решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2018 № 605, рассматриваемый земельный участок расположен в коммунальной, производственной, инженерно-транспортной территориальной зоне (ПКТ/5/43), градостроительным регламентом которой предусмотрены основные виды разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков «2.7.1 Объекты гаражного назначения», «4.9 Обслуживание автотранспорта (постоянные или временные гаражи с несколькими стояночными местами, стоянки (парковки), гаражи, в том числе многоярусные».
Вместе с тем, по результатам обследования специалистом Департамента, в соответствии с топографическими материалами установлено, что на испрашиваемом земельном участке в ряду кирпичных гаражных боксов расположены боксы, принадлежащие административным истцам, границы земельных участков пересекают объекты недвижимости.
В соответствии с приказом Минэкономразвития от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе», в схеме расположения земельного участка приводится список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при проведении государственного кадастра недвижимости.
Согласно представленным заявлениям и схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образование испрашиваемых земельных участков осуществляется путем раздела земельного участка с №. Однако, согласно сведениям, полученным из ЕГРН, земельный участок с № снят с кадастрового учета 21.05.2019.
По сведениям ГИСОД, образуемые земельные участки расположены на земельном участке с №. Сведения о данном земельном участке, имеющем адресный ориентир: <адрес>, внесены в ЕГРН 02.06.2014 и имеют статус «временные».
Кроме того, рассматриваемый земельный участок располагается в зоне с особыми условиями использования территорий – в приаэродромной территории аэродрома «Ростов-на-Дону (Центральный)», в подзоне № 3 (коническая поверхность) и в подзоне № 6 приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Ростов-на-Дону «Северный».
В соответствии с п. 1 ст. 11.1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области», пересечение границами земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, объектов капитального строительства является основанием для отказа в утверждении схемы расположения, наряду с основаниями, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
Исследовав обстоятельства дела и оценив доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о законности принятого ДИЗО г. Ростова-на-Дону решения, изложенного в оспариваемом письме об отказе административным истцам в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 48Г, занятого гаражным боксом № 16.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Кроме того, административным ответчиком заявлено о пропуске административными истцами срока для обращения с данным исковым заявлением в суд, поскольку отказ ДИЗО г. Ростова-на-Дону принят 30.07.2019.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд
Суд не может согласиться с данной позицией административного ответчика, поскольку с данным административным иском административные истцы обратились в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону 30.10.2019 посредствам почтовой связи, т.е. в последний день трехмесячного срока для обращения в суд.
С учетом изложенных выше норм права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 27 января 2020 года.
Судья Кукленко С.В.