Дело № 2а-1-158/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Собинка 23 марта 2018 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Кондратьевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Демидовой И.А.,
с участием ответчика Арефьева П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области к Арефьеву П.В. о взыскании страховых взносов, пени,
Установил:
Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области обратилась с административным исковым заявлением в суд к Арефьеву П.В. о взыскании страховых взносов, пени в сумме 89488 руб. 99 коп. В обоснование заявленных требований указано, что ответчик Арефьев П.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области с присвоенным ИНН NN. По состоянию на 13.11.2017 года за ним образовалась задолженность по уплате налогов, пени в бюджеты разных уровней в сумме 89488 руб. 99 коп., состоящая из страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года в размере 9132 руб. 32 коп.; пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 года в размере 2856 руб. 67 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 года в размере 2393 руб. 92 коп; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2013 года в размере 1628 руб. 77 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 года в размере 9215 руб. 40 коп.; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, исходя из стоимости страхового года, на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2013 года 5090 руб. 37 коп.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, в размере 7495 руб. 20 коп.; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии, в размере 1903 руб. 52 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 40915 руб. 02 коп.; пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в размере 8857 руб. 80 коп. Меры принудительного взыскания задолженности к налогоплательщику не применялись, МИФНС России № 12 утратила возможность взыскания задолженности, в связи с истечением срока взыскания. Просят суд взыскать с ответчика задолженность по оплате страховых взносов, пени в размере 89488 руб. 99 коп.
Одновременно административный истец представил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с административным иском, поскольку срок пропущен по уважительной причине, в связи с предпринимаемыми попытками по привлечению налогоплательщика к добровольной уплате задолженности.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Арефьев П.В. в суде возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что открыл ИП, однако как индивидуальный предприниматель не работал. Доходов не получал. Намерен был осуществлять грузовые перевозки, однако Газель сломалась, и он не работал. Не знал о том, что нужно было закрыться как индивидуальному предпринимателю. Налоговая инспекция к нему претензий не предъявляла, а пенсионным фондом с него решением суда были взысканы какие-то денежные средства, но сумму он не знает. Возражал против восстановления налоговому органу срока на обращение в суд.
Представитель заинтересованного лица ГУ УПФР в Собинском районе в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав административного ответчика по делу, исследовав письменные доказательства, суд признает административный иск необоснованным, не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.
Согласно подп."б" п. 1 ст.5 указанного федерального закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.
В силу ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и уплачиваются в сроки, определенные частью 2 названной статьи. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
Согласно п. 4.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Пункт 1 ст.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", предусматривал, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В силу пункта 2 статьи 18 указанного Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производилось взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, функции по взысканию и администрированию страховых взносов в связи с упразднением данных функций у Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 января 2017 года переданы налоговым органам.
В соответствии с представленной административным истцом выпиской из ЕГРИП по состоянию на 20 ноября 2017 года ответчик Арефьев П.В., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, поставленный в качестве такового на учет в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ, снят с налогового учета ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день в ЕГРИП внесена запись о прекращении ответчиком деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 14-17).
При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч.2 ст. 16 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ Арефьев П.В. был обязан оплатить страховые взносы за период с 2009 по 2014 годы, а при прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - не позднее 15 декабря 2014 года.
Как следует из административного иска, указанную обязанность ответчик в период регистрации в качестве ИП и после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в полном объеме не исполнил, в связи с чем предъявлен иск.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 21 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при разрешении вопроса о взыскании с должника недоимки по страховым взносам является факт направления ему требования на оплату данной недоимки, дата его направления и дата, установленная требованием для оплаты недоимки.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны, в том числе, наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке; сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций. К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1, 2, 5 ст. 22 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 указанной статьи. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Исходя из периода деятельности ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, такие требования подлежали направлению ответчику в 2009-2015 годах.
В материалы дела административным истцом представлены следующие требования, выписанные на имя Арефьева П.В.:
-от 18 марта 2013 года на 18899,53 рублей со сроком оплаты до 6 апреля 2013 года;
-от 14 марта 2014 года на 39280,54 рублей со сроком оплаты до 4 апреля 2014 года;
-от 8 декабря 2014 года на 23032,69 рублей со сроком оплаты до 27 декабря 2014 года (л.д.28-35).
Указанные требования были направлены ответчику, что подтверждается реестрами отправлений и квитанциями от 18 марта 2013 года, от 14 марта 2014 года, от 8 декабря 2014 года (л.д.29, 32, 35).
Доказательств взыскания недоимки по указанным требованиям суду не представлено.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Полномочия по взысканию недоимки по требованию от 18.03.2013 года истекли 6 октября 2013 года, по требованию от 14 марта 2014 года – 4 октября 2014 года, по требованию от 8 декабря 2014 года – 27 июня 2015 года.
Предъявлению административного иска о взыскании указанной недоимки должно было предшествовать обращение административного истца за судебным приказом о взыскании недоимки и пени.
Данные об обращении к мировому судье за взысканием недоимки и пени по этим требованиям, о выдаче судебных приказов и отмене судебных приказов суду не представлены.
Уважительные причины, по которым ГУ УПФР в Собинском районе в срок до 31 декабря 2016 года и МИФНС РФ № 12, наделенная полномочиями на взыскание задолженности с 1 января 2017 года, не обратились за судебными приказами о взыскании недоимки по страховым взносам, отсутствуют.
Ссылка в заявлении о восстановлении пропущенного процессуального срока на привлечение налогоплательщика к добровольной уплате задолженности является бездоказательной.
УПФ РФ в лице его территориальных органов и МИФНС РФ № 12 по Владимирской области являются юридическими лицами, имеют необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию страховых взносов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что на 30 ноября 2017 года административным истцом пропущен срок на обращение в суд с административным иском о взыскании недоимки и пени по страховым взносам, основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют.
На основании изложенного, суд признает необходимым в удовлетворении административного иска отказать.
В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 180-185, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 12 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░░░░