Дело № 2- 447/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации27 декабря 2017 года п. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Щепкиной Е.О.,
с участием помощника прокурора Пограничного района Приморского края Ким А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пограничного района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Пограничного муниципального района», Администрации Пограничного муниципального района, МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений Пограничного муниципального района» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест в МБОУ дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Пограничного муниципального района», возложении обязанности профинансировать мероприятия по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест в МБОУ дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Пограничного муниципального района»,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Пограничного района Приморского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ответчикам о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест в МБОУ дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Пограничного муниципального района», возложении обязанности профинансировать мероприятия по проведению специальной оценки условий труда 30 рабочих мест в МБОУ дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей Пограничного муниципального района» в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013г.№426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований прокурор указал, в рамках осуществления прокурорского надзора исполнения трудового законодательства прокуратурой установлено, что в МБОУ ДОД «ЦДОД ПМР» имеется 30 рабочих мест. В нарушение действующего законодательства, а именно ст. 22, ст. 212, ст. 219, ст.221 Трудового кодекса РФ, ФЗ № 426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» в МБОУ ДОД «ЦДОД ПМР не проведена специальная оценка условий труда в отношении 22, 44 рабочих мест, чем нарушаются права работников учреждения на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и права на получение гарантий и компенсаций работниками на основании результатов такой оценки. МБОУ ДОД «ЦДОД ПМР» в соответствии с Уставом, осуществляет деятельность по оказанию образовательных услуг.
Прокурор просит обязать провести ответчика провести в учреждении специальную оценку условий труда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ким А.С. на удовлетворении исковых требований настаивал. Просил суд обязать ответчиков провести специальную оценку условий труда рабочих мест в школе в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и возложить обязанность на администрацию Пограничного муниципального района и МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений Пограничного муниципального района» профинансировать мероприятия по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест в данном учреждении, пояснив, что в настоящее время в данном учреждении с 2013 года в полном объеме не проводилась специальная оценка условий труда, чем нарушаются права работников учреждения на труд, на охрану здоровья в условиях, отвечающих требованиям безопасности и права на получение гарантий и компенсаций работниками на основании результатов такой оценки
Представитель ответчика - директор МБОУ ДОД «ЦДОД ПМР» Диденко Е.В. с исковыми требованиями согласилась в полном объеме. Пояснила, что в 2018 г запланировано проведение специальной оценки условий труда.
В судебном заседании представитель ответчика - Администрации Пограничного муниципального района Жалнина И.В. по доверенности иск признала и пояснила, что действительно финансированием из районного бюджета занимается администрация района, однако главным распорядителем бюджетных средств, контролирующим органом в части распределения денежных средств между образовательными учреждениями района является МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений Пограничного муниципального района».
Представитель соответчика МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений Пограничного муниципального района» Покрашенко А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Пояснил, что контролирующим органом в части распределения денежных средств между образовательными учреждениями района является МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений Пограничного муниципального района». В феврале 2018 года Думой Пограничного района будет рассматриваться вопрос о выделении денежных средств на проведение специальной оценки труда в образовательных учреждениях, им подана заявка. Уже определена организация, которая будет проводить спец. оценку труда. Возможно, решение суда будет исполнено в шестимесячный срок, со дня вступления в законную силу.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, в случае нарушения трудовых (служебных) прав работников и их законных интересов.
В силу ст. 212 ТК РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в т.ч. обязанности по организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками индивидуальной и коллективной защиты; проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, а также обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Пунктом 3 ст. 37 Конституции РФ предусмотрено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со штатным расписанием в МБОУ ДОД «ЦДОД ПМР насчитывается 30 рабочих мест, из них не проведена специальная оценка условий труда 22,4 единиц рабочих мест.
Своих денежных средств для по проведению специальной оценки в полном объеме у работодателя нет, вместе с тем финансовое обеспечение муниципальных учреждений осуществляется в рамках муниципального задания путем доведения до учреждения установленных объемов субсидий, которые в настоящем споре возлагаются в рамках финансирования на администрацию Пограничного муниципального района и МКУ «Центр обеспечения деятельности муниципальных образовательных учреждений Пограничного муниципального района».
В соответствии со ст.ст. 21, 219 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, полную достоверную информацию об условиях труда и требованиям охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда, обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя, гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым законодательством, при осуществлении трудовой деятельности на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно п.9 ч.2 ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией и организацией работ по охране труда возложена на работодателя.
В связи с изданием ФЗ № 426 от 28.12.2013г « О специальной оценке условий труда» с 01.01.2014г вместо аттестации рабочих мест по условиям труда введена специальная оценка условий труда.
В силу ч.4 ст. 8 и 17 ФЗ от 28.12.2013г № 426-ФЗ оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой проверки. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013г, использоваться не могут. (п.2 Письма Минтруда России от 13.03.2014г № 17-3/В-113).
В соответствии с ч.4 ст. 27 Федерального закона № 426 ФЗ от 28.12.2013г «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу указанного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течении 5 лет со дня завершения данной аттестации. Если результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, были оформлены до 1 января 2014г, то специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест работодатель может не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, в соответствии с которыми определяются средства индивидуальной и коллективной защиты, компенсации необходимые работнику за работу на работе с вредными и (или) опасными условиями труда, а также, по результатам специальной оценки условий труда определяются мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников.
Учитывая, что аттестация рабочих мест МБОУ ДОД «ЦДОД ПМР не проводилась, основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут являться лишь результаты проведения специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах. До настоящего времени учреждение не исполнило обязанность по проведению специальной оценки условий труда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 426-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.12.2017
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░