Дело № 2-107/2014
Р Е Ш Е Н ИЕ
Именем Российской Федерации
Половинский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Куликовой Н.П.,
при секретаре Пуховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Половинное Половинского района Курганской области «11» июня 2014г. материалы гражданского дела по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах к Администрации Чулошненского сельсовета о признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора,
У С Т А Н О В И Л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном и Звериноголовском районах обратился в судс исковым заявлением к Администрации Чулошненского сельсоветао признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора, расположенной в <Адрес скрыт>.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном и Звериноголовском районах Соколов А.Н. измененные исковые требования поддержал, суду пояснил, что в результате проведенной экспертизы территории населенных мест Администрации Чулошненского сельсовета обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в <Адрес скрыт> (бумага, жестяные банки, пищевые упаковки, пластиковые бутылки, фрагменты стекла, полиэтиленовые пакеты). Свалка расположена на территории Чулошненского сельского совета. Указанная территория не предназначена для складирования и хранения твердых бытовых отходов, не обслуживаются управляющими организациями, площадка для сбора и временного хранения не оборудована. Дальнейшее размещение свалки может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения Чулошненского сельсовета, а также к возгоранию мусора, что неразрывно связано с выбросами в атмосферу продуктов горения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье населения и окружающую природную среду. Кроме того, попадание отходов в источники питьевого водоснабжения может представлять непосредственную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.Пунктом 18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131 от 06.10.2003г., п.19 ч.1 ст.6 Устава Чулошненского сельсовета установлено, что вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к компетенции Чулошненского сельсовета. Просил суд признать незаконным бездействие Администрации Чулошненского сельсовета в части неосуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, обязать Администрацию Чулошненского сельсовета организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора, расположенной в <Адрес скрыт>.
Представитель ответчика – Администрации Чулошненскогосельсовета Злыднева О.В. исковые требования признала. Суду пояснила, на территории с<Адрес скрыт>, за селом находится место временного складирования твёрдых бытовых отходов, земельный участок которого отмечен на карте Плана землепользования и застройки Чулошненского сельсовета как специальное место для временного хранения ТБО. В связи с тем, что денежные средства в бюджет Чулошненского сельсовета поступают в основном от уплаты налогов за землю и первые поступления ожидаются в октябре месяце, начало выполнения работ по межеванию земельного участка под площадку ТБО в с. Чулошном.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № <Номер скрыт> от 09.07.2012г. и в соответствии со ст.46 ГПК РФ, как орган государственной власти, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц.
Администрация Чулошненского сельсовета является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (серия <Номер скрыт>), Уставом Чулошненского сельсовета, зарегистрированного в установленном порядке в Управлении Министерства юстиции РФ.
Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003года предусмотрено, что местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с п.п.18 и 23 ч.1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.3 ст.39Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999года соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 8 ч.1 Федерального закона РФ №ФЗ-89 от 24 июня 1998г «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Администрация Чулошненского сельсовета не полностью выполняет возложенные на нее законами обязанности по устранению несанкционированных свалок мусора. На день рассмотрения дела в суде несанкционированная свалка бытовых отходов, расположенная в <Адрес скрыт> не ликвидирована.
Данное обстоятельство подтверждается представленной в дело экспертной оценкой объекта, проведенной Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах» №<Номер скрыт> от 22.04.2014г., согласно которой в <Адрес скрыт> обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (бумага, жестяные банки, пищевые упаковки, пластиковые бутылки, фрагменты стекла, полиэтиленовые пакеты), что является нарушениемсанитарного законодательства (п.1.2. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», показаниями представителей истца и ответчика в судебном заседании, актом проверки Управления Россельхознадзора по Курганской области №<Номер скрыт> от 13.03.2014г.
В соответствии со ст.ст.12,13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»№ 89-ФЗ от 24.06.1998г., а также п.2 «Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твёрдых бытовых отходов» СанПиН 2.1.7.1038-01. утвержденных Постановлением Главного государственного врача РФ №16 от 30.05.2001г., вывоз отходов производства и потребления допускается только на специальные полигоны твёрдых бытовых отходов. Таким образом, вывоз указанных отходов на несанкционированные свалки не допускается, и они подлежат ликвидации. Органы местного самоуправления обязаны регулярно проводить очистку территории от мусора с вывозом его на санкционированные полигоны.
Согласно п. 24 ч.1 ст.16 Федеральною закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г., п. 19 ч. 1 ст.6 Устава Чулошненского сельсовета вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к компетенции Чулошненского сельсовета.
Указанные полномочия Администрацией Чулошненского сельсовета не реализуются. Вместе с этим нарушаются конституционные права граждан неопределённого круга лиц, жителей <Адрес скрыт> на благоприятную природную среду в связи с несанкционированным размещением отходов.
В связи с тем, что Администрацией Чулошненского сельсовета надлежащих и своевременных мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <Адрес скрыт>, предпринято не было, доказательствнадлежащего исполнения обязанности по организации сбора и вывоза мусора администрацией сельсовета не представлено, суд приходит к выводу о том, нарушение администрацией Чулошненского сельсовета действующего законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории поселения является бездействием, которым нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания и санитарную безопасность.
При таких обстоятельствах, суд находит требования Территориального управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах к Администрации Чулошненского сельсовета о признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Половинском, Притобольном, Звериноголовском районах в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Чулошненскогосельсовета о признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, возложении обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Чулошненского сельсовета в части неосуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов по адресу: <Адрес скрыт>.
Возложить обязанность на Администрацию Чулошненского сельсовета организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки мусора, расположеннойпо адресу: <Адрес скрыт>.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца через Половинский районный суд Курганской области.
Судья: Н.П.Куликова