ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-32399/2023
УИД23RS0002-01-2021-010134-39
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
4 октября 2023 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А.,
судей Руденко Ф.Г., Мартыновой Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Адлерского внутригородского района <адрес> края, администрации <адрес> о признании права на оказание единовременной финансовой помощи,
по кассационной жалобе администрации <адрес> края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО7 А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> (далее-администрация <адрес>) администрации Адлерского внутригородского района <адрес> (далее-администрация <адрес>) о признании права на оказание единовременной финансовой помощи.
В обоснование исковых требований указано, что в июле 2021 года дом, расположенный по адресу <адрес>, в котором проживает семья истца, попал в зону чрезвычайной ситуации.
В результате подтопления домовладения семья частично лишилась имущества первой необходимости. Всеми членами семьи, зарегистрированными и проживавшими на тот момент в доме, были поданы в администрацию <адрес> заявления об оказании материальной помощи в связи с частичной утратой имущества.
Комиссия отдела ГО и ЧС <адрес> на месте установила факт частичного повреждения имущества, о чем был составлен акт комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, во включении в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, отказано, ввиду отсутствия документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации.
Между тем, документы, подтверждающие проживание истца и членов его семьи в доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеются.
Истец полагает решение ответчика незаконным.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ответчиков внести ФИО7 А.В., его сына и дочь в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи при ЧС и исполнить в полном объеме часть 4 пункта 4 постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате ЧС, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> 4-ДД.ММ.ГГГГ».
Решением Адлерского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО7 А.А. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Адлерского районного суда <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ изменено. Суд постановил возложить на администрацию муниципального образования <адрес> края обязанность внести ФИО7 А.В., ФИО7 Ю.А., ФИО7 Г.А. в списки нуждающихся в оказании финансовой помощи при ЧС и исполнить в полном объеме часть 4 пункта 4 постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате ЧС, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> 4-ДД.ММ.ГГГГ.
В кассационной жалобе представитель администрации <адрес> просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, хотя о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 Г.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 129,2 кв.м., расположенный по адресу: г Сочи, <адрес>.
Согласно справке МУП <адрес> «Городской информационно- вычислительный центр» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Вместе с ним по вышеуказанному адресу зарегистрированы: ФИО2, ФИО3 (дочь), ФИО4 (сын) ФИО5 (жена).
В то же время в паспорте, выданном ФИО7 А.В., он значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес> кор.2, Такой же адрес регистрации был указани в паспорте дочери ФИО7 Ю.А. В паспорте ФИО7 Г.А. указано о его регистрации по адресу: <адрес>.
Согласно справке ГУ МВД России по <адрес> УВД по <адрес> ОП (<адрес>), граждане: ФИО1, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ проживают по адресу: <адрес> 2009 года по настоящее время.
В соответствии с актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате ЧС на территории Сочи, составленным по адресу: <адрес>, пострадавшие ФИО2 и члены её семьи ФИО1, ФИО2, ФИО3 ФИО8 ФИО4, согласно заключению комиссии утратили имущество частично, сумма финансовой помощи составляет 50 тысяч рублей.
Всеми членами семьи, зарегистрированными и проживающими на тот момент в доме, поданы в администрацию <адрес> заявления об оказании материальной помощи в связи с частичной утратой имущества.
Решением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления, в связи с отсутствием документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства.
В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (далее Правила от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно подпункту «г» пункта 4 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № трансферты на финансовое обеспечение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера предоставляются на следующие цели; г) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости 100 тыс. рублей на человека).
Согласно пунктам 10, 11 Правил предоставление трансфертов из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, проводимых в целях, предусмотренных пунктами «в» и «г» пункта 4 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении условий:
а) в отношении оказания гражданам единовременной материальной помощи:
- проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
б) в отношении оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости:
- проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части имущества, находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
В соответствии с пунктом 14 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № порядок и условия оказания соответствующих видов помощи гражданам и юридическим лицам устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом положений, предусмотренных настоящими Правилами.
Условия и порядок оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории <адрес> регламентированы постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории <адрес>».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости граждан Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город- курорт <адрес> 4-ДД.ММ.ГГГГ» установлены процедура и условия оказания единовременной материальной и финансовой помощи гражданам Российской Федерации, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В пункте 3 Порядка указано, что предоставление пострадавшим гражданам Российской Федерации единовременной материальной помощи осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Предоставление пострадавшим гражданам единовременной финансовой помощи, в связи с утратой ими имущества первой необходимости, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации следующих условий:
- постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства;
- утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Из вышеприведенных норм права следует, что право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
Главой 2 Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений.
Учитывая данные рекомендации, следуя положениям статьи 2, 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, необходимо отметить, что право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных зонах. При этом, выводы суда о наличии факта постоянного проживания лица в определенном жилом помещении должны быть представлены в судебном постановлении самым убедительным образом, со ссылками на доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости и достоверности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ввиду выпадения обильных осадков в период с 4 по ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>, произошло подтопление жилых домов, объектов социальной сферы и культуры, размытие автомобильных дорог муниципального и краевого значения, создалась угроза жизни и здоровью людей, проживающих в городе Сочи, в связи с чем, постановлением главы муниципального образования городской округ город- курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима функционирования «чрезвычайная ситуация» на территории муниципального образования городской округ город-курорт <адрес>» введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО7 А.В., суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается факт постоянного проживания ФИО7 А.В., ФИО7 Ю.А., ФИО7 Г.А. по адресу: <адрес>, в связи с чем они имеют право на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
Суд установил, что в результате чрезвычайной ситуации - подтопления на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период 4-ДД.ММ.ГГГГ указанному домовладению и находящемуся в нем имуществу причинены повреждения.
Суд апелляционной инстанции согласился выводами суда первой инстанции, однако счел необходимым привести иные мотивы, в части возложения на администрацию <адрес> обязанности включить истцов в списки нуждающихся для оказания финансовой помощи. Судебная коллегия указала о необходимости возложения обязанности внести истца и членов его семьи в списки нуждающихся в оказании финансовой и материальной помощи при ЧС и исполнить в полном объеме пункт 4 части 4 постановления администрации муниципального образования городской округ город-курорт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждение порядка оказания единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате ЧС, вызванной подтоплением жилых домов вследствие выпадения обильных осадков на территории муниципального образования городской округ город- курорт <адрес> 4-ДД.ММ.ГГГГ» на администрацию <адрес>, поскольку в соответствии с названным постановлением списки граждан нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи формируют администрации внутригородских районов.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО6 кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, так как они основаны на правильном толковании норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что истец и члены его семьи не имеют права на получение мер социальной поддержки, так как их место регистрации по месту жительства не совпадает с адресом жилого помещения, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, а доказательства постоянного проживания истцов на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении по адресу: <адрес> отсутствуют, являлись предметом оценки судов нижестоящих инстанций, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, оснований для чего не имеется.
В целом, выражая несогласие с обжалуемыми судебными постановлениями, заявитель, по сути, приводит доводы, которые получили правовую оценку при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанции, и по существу направлены на неверное толкование закона и переоценку выводов судов, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации <адрес> края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи