Судья Кривчук В.А. дело № 33а-1201/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 апреля 2018 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Волынчук Н.В., Филенковой С.В.,
при секретаре Прозоровой Я.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области к Заботину Дмитрию Владимировичу об установлении административного надзора по апелляционному представлению Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 02 февраля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения прокурора Павленко Н.В., поддержавшей апелляционное представление, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (далее - ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области) обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Заботина Д.В.., поскольку он осужден за совершение тяжких преступлений, является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с административными ограничениями в виде: являться для регистрации 4 раза в месяц в орган внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания;; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 6 часов утра следующего дня, кроме случаев связанных с работой; не выезжать за пределы муниципального образования выбранного местом жительства или пребывания.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области участия не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Административный ответчик Заботин Д.В., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в нем не участвовал, в связи с признанием его явки в суд необязательной.
Помощник прокурора Никонова А.В. в заключении указала на возможность частичного удовлетворения административного иска.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 02 февраля 2018 г. установлен административный надзор в отношении Заботина Д.В. сроком на один год с даты постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания и установлены административные ограничения: запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 22 часов до 06 часов утра следующего дня, кроме случаев, связанных с работой; обязанность являться один раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрет выезда за пределы территории муниципального образования, выбранного местом жительства или пребывания без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного.
В апелляционном представлении прокурор просит изменить решение суда в части установленного ограничения в виде запрета выезда за пределы территории муниципального образования, ссылаясь на то, что в соответствии с разъяснениями, данными в п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора. До осуждения Заботин Д.В. проживал в г. Москва. Данные обстоятельства судом при вынесении решения не учтены.
Заботин Д.В., надлежаще извещенный, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ
«Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
Пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу статьи 4 Закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Согласно части 3 статьи 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Из материалов дела следует, что приговором Симоновского районного суда г.Москвы от 05.03.2015 г. Заботин Д.В. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «а, в» ч.2 ст.161 УК РФ (в ред. ФЗ № 420 от 07.12.2011), ч. 2 ст. 228 УК РФ (в ред. ФЗ № 18 от 01.03.2012) и окончательно ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Постановлением врио начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Смоленской области от 05 сентября 2016 г. Заботин Д.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
18 февраля 2018 года у Заботина Д.В. оканчивается срок отбывания наказания.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия основания, предусмотренного законом для установления административного надзора, поскольку Заботин Д.В., являясь лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющий непогашенную судимость, за совершение тяжких преступлений, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Виды установленных ограничений определены в соответствии с требованиями закона и направлены на обеспечение предупреждения совершения Заботиным Д.В. новых преступлений и других правонарушений, оказание на него воспитательного, профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также способствование его социальной адаптации, что полностью соответствует задачам и целям Федерального закона и прав поднадзорного не нарушает.
Срок административного надзора установлен судом в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ – на срок до трех лет и не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Вышеуказанные выводы суда мотивированы, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы апелляционного представления прокурора о необходимости изменения решения суда в части, установленного Заботину Д.В. ограничения в виде запрет выезда за пределы территории муниципального образования, выбранного местом жительства или пребывания без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, исходя из того, что формулировки административных ограничений, установленных судом и указанных в резолютивной части решения, должны быть конкретными, четко определенными.
Согласно разъяснениям, данным в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Из материалов дела следует, что Заботин Д.В. до привлечения его к уголовной ответственности проживал по адресу: .... Согласно справке из личного дела Заботина Д.В. после отбытия наказания по 22 февраля 2018 г., он убыл к месту своего жительства в г. Москву (л.д. 31).
Определяя данный вид административного ограничения, судебная коллегия исходит из того, что г. Москва состоит из нескольких муниципальных образований, и выезд за пределы одного из муниципального образования в городе федерального значения может быть обусловлен как работой, так и необходимостью реализации иных прав и обязанностей поднадзорного лица, что ограничит права Заботина Д.В., прежде всего на свободу передвижения в пределах территории одного населенного пункта, которым является г. Москва.
Кроме того, в силу пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона срок административного надзора в данном случае исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Следовательно, решение суда в части указания на срок исчисления административного надзора следует дополнить словами «фактического нахождения».
С учетом требований п.5 ч.1 ст.4 Федерального закона административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации устанавливается не только по месту жительства, пребывания, но и по месту фактического нахождения поднадзорного, на что судом в резолютивной части решения не указано.
При указанных обстоятельствах апелляционное представление прокурора следует удовлетворить. Решение суда в части формулировки указанных выше административных ограничений подлежит изменению с определением территории, за пределы которой в период установленного административного надзора Заботину Д.В. запрещается выезжать без разрешения органа внутренних дел: территории г. Москвы, а также указанием обязательной явки в орган внутренних дел для регистрации, в том числе, и по месту фактического нахождения поднадзорного.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 02 февраля 2018 года изменить.
Абзац третий резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции: обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
Абзац пятый резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
запретить выезд за пределы г. Москвы без разрешения органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Абзац шестой резолютивной части решения суда после слов «или пребывания» дополнить словами «фактического нахождения».
В остальной части решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 02 февраля 2018 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: