Дело № 2-1356/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
09 июня 2018 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Мельникова Р.Р’.
при секретаре Гареевой Р.В.
с участием представителя истца Александрова В.Г.
судебного пристава исполнителя отдела судебных приставовпо
г.Нефтеюганску и Нефтеюганскому районуРябковой Е.Б.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Рбрагимова РльязаРсмагилевича Рє Федеральной службе судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё, Отделу судебных приставов РїРѕ Рі. Нефтеюганску Рё Нефтеюганскому районуУФССП РїРѕ РҐРњРђРћ-Югре Рѕ возмещении убытков, компенсации морального вреда, причиненных РІ результате совершения исполнительных действий
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Рбрагимов Р.Р. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Отделу судебных приставов РїРѕ
Рі.Нефтеюганску Рё Нефтеюганскому району УФССП РїРѕ РҐРњРђРћ-Югре, СЃ учетом уточнения исковых требований Рє Федеральной службе судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ возмещении убытков, ссылаясь РЅР° то, что исполнительное производство в„– 103615/17/86009-РРџ возбужденное РЅР° основании судебного приказа РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РЎРЈ в„– 4Сургутского судебного района Рѕ взыскании задолженности РїРѕ кредитному РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ, РІ рамках которого РЅР° него было наложено временное ограничение РїРѕ выезду РёР· Р Р¤, 13 РёСЋРЅСЏ 2017 РіРѕРґР° было окончено РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ исполнением исполнительного документа должником.
Указывает, что в рамках указанного исполнительного производства без его ведома в отношении него судебный пристав-исполнитель вынес постановление об ограничении выезда за пределы РФ, с которым он ознакомлен не был. Указанное постановление было направлено для исполнения в Департамент пограничного контроля пограничной службы ФСБ РФ. Полагая, что ограничения в отношении него в рамках исполнительного производства отсутствуют, он 03.10.2017г. забронировал на себя и супругу тур с вылетом из аэропорта (адрес) 20 октября 2017 года во (адрес) стоимостью 92 000 рублей. Однако при прохождении контрольно-пропускного пункта «(иные данные)» пограничная служба УФСБ России не пропустила его на посадку в самолет со ссылкойна ограничения службы судебных приставов.Супруга также не смогла вылететь к месту отдыха, в связи с чем полагает, что ответчиками не выполнены их прямые обязанности, предусмотренные ст. 47 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», что причинило ему убытки в виде стоимости оплаченного тура в размере 83 973,28 руб. за вычетом возврата за тур пакет в размере 8026,72руб., в связи с чем, на ответчиков должна быть возложена обязанность по возмещению ему указанных убытков, а также с учетом уточнения исковых требований, по возмещению морального вреда в размере 50000руб., судебных расходов связанных с оплатой услуг адвоката 35000 руб., услуг нотариуса 2200 руб., с оплатой госпошлины при подаче иска в суд 3019 руб.
Рстец Рбрагимов Р.Р., третье лицо Рбрагимова (Р¤РРћ12) Рќ.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явились, ходатайствует Рѕ рассмотрении дела РІ РёС… отсутствие.
Представитель истца Александров В.Г. в судебном заседании исковые требования к вышеуказанным ответчикам поддержал, суду пояснил, что истцом последний платеж по исполнительному производству в рамках исполнения судебного приказа был внесен 12.05.2017 года, постановление же о временном ограничении на выезд было вынесено 18 мая 2017 года, а постановление об окончании исполнительного производства было вынесено лишь 13.06.2017 года.При этом, после исполнения исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель бездействовалв течение пять месяцев и не сообщил впограничную службу ФСБ РФ об отмене установленного ограничения в отношении истца и прекращении производств исполнительного производства, хотя истец, как он утверждает, перед выездом в отделе судебных приставов по г. Нефтеюганску получил информацию о том, что иных исполнительных производств в отношении него не имелось и не имеется, поэтому он был уверен, что препятствий для покупки туристической путевки и выезда за границу не будет.
Утверждает, что в результате бездействия судебного пристава он (истец) не смог вылететь в запланированное с супругой( уже будучи беременной) в свадебное путешествие во (адрес).
Считает, что убытки, возникшие у истца, за минусом 8 026,72 руб. возвращенных туроператором, должныбыть возмещеныза счет казны РФ.
Представитель ФССП России,Отдела судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району УФССП по ХМАО-Югре извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились по причинам признанным судом неуважительными.
РЎРџР Р СЏР±РєРѕРІР° Р•.Р‘., Отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Нефтеюганску Рё Нефтеюганскому району, СЃ исковыми требованиями РІ судебном заседании РЅРµ согласилась, РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что постановление судебного пристава РІ отношении должника Рбрагимова Р.Р.Рѕ снятии ограничений РЅР° выезд РёР· Р Р¤ было вынесено, РІ рамках электронного документооборота было направлено РІ пограничную службу ФСБ Р Р¤, Рѕ чем свидетельствует СЃРїРёСЃРѕРє рассылки
уведомлений, в виде скриншота с АиС, и данных о том, что указанная информация не была принята, не имеется.
Полагает, что супруга истца была вправе воспользоваться возможностью выехать за границу РФ, соответственно, размер ущерба не может быть взыскан с учетом ее ( супруги истца ) интересов.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям:
Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий осуществляется по правилам главы 17 Закона об исполнительном производстве, но не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (статья 1069 ГК РФ)( п.80).
При этом, согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьей 119 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов подлежат возмещению Российской Федерацией.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом в своем Постановлении Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, чтопо делам о возмещении вреда суд должен установить факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя и причинением вреда( п.82).
Таким образом суд отмечает, что лицо, требующее возмещение причиненных ему убытков, должно доказать нарушение судебным приставом-исполнителем возложенных на него обязанностей, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков. Кроме того, оно также должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков.
Р’ судебном заседании установлено, что РЅР° основании судебного приказа РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё РЎРЈ в„– 4Сургутского судебного района Рѕ взыскании кредитной задолженности РѕС‚ 08.07.2016 РіРѕРґР° РІ отделе судебных приставов РїРѕ Рі. Нефтеюганску Рё Нефтеюганскому району было возбуждено исполнительное производство в„– 103615/17/86009-РРџРІ отношении должника Рбрагимова Р.Р., РІ рамках которого Постановлением РЎРџР РѕС‚ 18.05.2017 Рі. РЅР° него было наложено временное ограничениена выезд РёР· Р Р¤ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ непогашением задолженности РІ установленный СЃСЂРѕРє.
Вместе СЃ тем, исполнительное производство СПРотдела судебных приставов РїРѕ Рі. Нефтеюганску Рё Нефтеюганскому району было окончено РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ фактическим погашением должником задолженности 13 РёСЋРЅСЏ 2017 РіРѕРґР°, Рѕ чем было вынесено постановление судебным приставом-исполнителем Филипповой Рў.РЎ., РїСЂРё этом СЃ Рбрагимова Р.Р. РІСЃРµ установленные для должника ограничения были сняты еще 22.05.2017 РіРѕРґР°, РєРѕРіРґР° было вынесено соответствующее постановление Рё отправлено электронно вуправление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ Р РѕСЃСЃРёРё.
РџСЂРё этом СЃСѓРґ отмечает, что обращаясь РІ СЃСѓРґ СЃ указанным РёСЃРєРѕРј, Рбрагимов Р.Р. указывает РЅР° причинение ему убытков РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ненадлежащим исполнением судебным приставом отдела судебных приставов РїРѕ Рі. Нефтеюганску Рё Нефтеюганскому району СЃРІРѕРёС… должностных обязанностей РїРѕ снятию ограничений РЅР° выезд РёР· Р Р¤.
РџСЂРё этом согласно РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ реализации туристического продукта РїРѕ поручению туриста в„– 03/10/2-17-403.10.2017 РіРѕРґР° Рбрагимов Р.Р. забронировал выездные документы для осуществления туристической поездки РІРѕ (адрес) для себя Рё члена своей семьи РїРѕ маршруту (адрес) СЃРѕ20.10.2017Рі. РїРѕ 01.11.2017Рі. стоимостью 92000 рублей, что также подтверждается квитанцией в„– 2579 Рё электронным билетом.
Р’ соответствии СЃРѕ сведениями ФСБ Р РѕСЃСЃРёРё 20 октября 2017 РіРѕРґР° Рбрагимов Р.Р. РЅРµ был пропущен через государственную границу Р Р¤ РІ пункте РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° РІ международном аэропорту (адрес) РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением РІ отношении него поручения РѕР± ограничении его права РЅР° выезд РёР· Р Р¤.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что в силу ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-фз исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе, и в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.
При этом порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации утвержден Приказом ФССП РФ и ФСБ РФ № 100/157 от 10.04.2009 "Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации".
Согласно п. 1 указанного Порядка судебный пристав-исполнитель структурного подразделения территориального органа ФССП России после вынесения постановления об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации не позднее следующего дня со дня вынесения указанного постановления направляет его копии должнику, в соответствующий территориальный орган ФМС России и начальнику структурного подразделения территориального органа ФССП России - старшему судебному приставу для формирования реестров должников, в отношении которых установлены (отменены) временные ограничения на выезд из Российской Федерации.
Пункт 2 указанного Порядка устанавливает, что начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав обеспечивает обработку и формирование реестров, а также контроль за соответствием постановлений об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и установленных в них сроков законодательству об исполнительном производстве. Копии указанных постановлений еженедельно направляются с сопроводительным письмом и приложением копии реестра в территориальный орган ФССП России.
Ответственность за достоверность и своевременность представления сведений несет начальник структурного подразделения территориального органа ФССП России - старший судебный пристав.
Территориальный орган ФССП России обеспечивает сбор, обработку, а также контроль за достоверностью сведений, представленных структурными подразделениями, и еженедельно по понедельникам направляет с сопроводительным письмом копии постановлений судебных приставов-исполнителей об установлении (отмене) временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации с приложением копий реестров в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России (пункт 3).
Руководитель территориального органа ФССП России - главный судебный пристав субъекта Российской Федерации обеспечивает еженедельное (по понедельникам) представление в Управление организации исполнительного производства ФССП России информации (сопроводительных писем с приложением реестров) в электронном виде с последующим ее направлением на бумажном носителе (пункт 4).
В соответствии с п. 5 вышеназванного Порядка Управление организации исполнительного производства ФССП России осуществляет сбор и обработку поступающей информации и еженедельно по средам передает нарочным в управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обобщенную информацию в электронном виде и на бумажном носителе.
Согласно пункту 7 Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России обрабатывает поступившую информацию и направляет ее в пограничные органы для внесения изменений в соответствующие учеты.Пунктом 8 предусмотрен срок внесения изменений в учеты, который не должен превышать пяти суток со дня поступления информации в Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России.
Безусловно, законом «Об исполнительном производстве» не прописаны сроки в течение которого СПРобязан вынести постановление об окончании исполнительного производства.
В рамках исполнительного производства последний платеж истцом был произведен 12.05.2017 года, исполнительное производство СПРотдела судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому району было окончено в связи с фактическим погашением должником задолженности 13.06.2017 года.
РџСЂРё этом СЃСѓРґ учитывает, что Приказом Минюста Р Р¤ РѕС‚ 29.09.2017Рі. в„– 187 утверждены РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё СЃСЂРѕРєРё обмена РІ электронном РІРёРґРµ информацией Рѕ применении Рё снятии временного ограничения РЅР° выезд должника РёР· Р Р¤ между СПРструктурного подразделения территориального органа ФССП, СПРструктурного подразделения ФССП Рё ФСБ Р Р¤.Согласно указанного приказа РїСЂРё вынесении постановления Рѕ снятии временного ограничения РЅР° выезд должника РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, установленного судебным приставом-исполнителем структурного подразделения территориального органа ФССП Р РѕСЃСЃРёРё, РЅР° основании информации РѕР± уплате задолженности РїРѕ исполнительному документу, размещенной РІ Государственной информационной системе Рѕ государственных Рё муниципальных платежах, судебный пристав- исполнитель структурного подразделения ФССП Р РѕСЃСЃРёРё незамедлительно направляет его экземпляр судебному приставу-исполнителю структурного подразделения территориального органа ФССП Р РѕСЃСЃРёРё посредством РђРРЎ ФССП Р РѕСЃСЃРёРё. Постановления Рѕ временном ограничении (снятии временного ограничения) РЅР° выезд должников РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации направляются РёР· РђРРЎ ФССП Р РѕСЃСЃРёРё посредством РЎРњРР’, Р° через систему РњРРпринимается информация, необходимая Рё достаточная для идентификации должников РІ пунктах РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° через Государственную границу Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, которая включает РІ себя сведения Рѕ фамилии, имени, отчестве (РїСЂРё наличии), дате рождения Рё месте рождения должника, право РЅР° выездкоторого РёР· Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации временно ограничено. Взаимодействие РђРРЎ ФССП Р РѕСЃСЃРёРё Рё системы РњРРосуществляется РІ соответствии СЃ протоколом, устанавливающим технические требования Рє информационному обмену, подписанным уполномоченными подразделениями ФССП Р РѕСЃСЃРёРё Рё ФСБ Р РѕСЃСЃРёРё.
Уведомление Рѕ принятии Рє исполнению информации или уведомление РѕР± ошибке обработки информации СЃ указанием причины отказа направляется через систему РњРР РІ РђРРЎ ФССП Р РѕСЃСЃРёРё посредством РЎРњРР’ РЅРµ позднее РґРЅСЏ, следующего Р·Р° днем получения информации.
При отсутствии возможности передачи информации с использованием систем, указанных в пункте 2 Порядка, информация передается на отчуждаемом машинном носителе информации. При ошибке обработки и отказе в постановке на учет информации, полученной в соответствии с пунктом 9 Порядка, Департамент пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России не позднее трех рабочих дней после получения информации направляет в ФССП России сведения с указанием причины отказа. При невозможности передачи информации способами, указанными в Порядке, информирование Департамента пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России о временном ограничении (снятии временного ограничения) на выезд должников из Российской Федерации производится ФССП России на основании мотивированного письма руководителя территориального органа ФССП России - главного судебного пристава субъекта (субъектов) Российской Федерации.
Анализируя имеющиеся РїРѕ данному делу доказательства РІ РёС… совокупности, разрешая заявленные РїРѕ данному делу требования, СЃСѓРґ учитывает, что информация Рѕ снятии временного ограничения РЅР° выезд должника РёР· РФСПРбыла направлена посредством РђРРЎ ФССП Р РѕСЃСЃРёРёРІ Департамент пограничного контроля Пограничной службы ФСБ Р РѕСЃСЃРёРё.
Вместе СЃ тем, РЅРё СПРотделасудебных приставов РїРѕ Рі. Нефтеюганску Рё Нефтеюганскому району, РЅРё судебный пристав-исполнительУФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РҐРњРђРћ-Югре РЅРµ убедились РІ том, что указанная информация была получена Пограничной службы ФСБ Р РѕСЃСЃРёРё, поскольку РЅРµ представлено доказательств как Рѕ получении уведомления Рѕ принятии Рє исполнению информации, так Рё уведомления Пограничной службы ФСБ Р РѕСЃСЃРёРё РѕР± ошибке обработки информации СЃ указанием причины отказа, поскольку РЅРµ доказано РёРЅРѕРіРѕ. РџСЂРё этом РЎРџРотдела судебных приставов РїРѕ Рі. Нефтеюганску Рё Нефтеюганскому району РЅРµ передал информацию Рѕ снятии ограничения РЅР° выезд РІ отношении истца РЅР° машинном носителе, Р° главный судебный пристав УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РҐРњРђРћ-Югре РЅРµ направил мотивированное РїРёСЃСЊРјРѕ Рѕ снятии ограничения РІ отношении истца РІ Департамент пограничного контроля Пограничной службы ФСБ Р РѕСЃСЃРёРё.
Таким образом,в результате неправомерного бездействия уполномоченного должностного лица УФССП России по ХМАО истцу причинен как материальный ущерб в виде стоимости туристической путевки, так и моральный вред, который выразился в незаконном ограничении.
Возникшие убытки РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отказом РІ пересечении государственной границы Рбрагимову Р.Р., находятся РІ РїСЂСЏРјРѕР№ причинно-следственной СЃРІСЏР·Рё СЃ ненадлежащим исполнением уполномоченным должностным лицом УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ РҐРњРђРћ СЃРІРѕРёС… должностных обязанностей.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Разрешая требование истца, заявленные к указанным ответчикам, суд учитывает, что в соответствии с положением, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, при этом финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета(п. 11).Принимая во внимание положенияст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в которой указано, что представителем в суде по искам к Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, а также то, что вышеуказанным Приказом Президента РФ на ФССП России возложены функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата ФССП России и территориальных органов, а также на реализацию возложенныхна нее функций, при этом в своем ПостановленииПленум Верховного суда Российской Федерации в своем от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - ФССП России (пункт 3 статьи 125, статья 1071 ГК РФ, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ) (п.81), следовательно, Отдел судебных приставов по г. Нефтеюганску и Нефтеюганскому районуУФССП по ХМАО-Югре, как орган не обладающей правоспособностью (ст.49 Гражданского кодекса РФ) и не наделенный ответственностью отвечать по своим обязательствам ( ст.56 Гражданского кодекса РФ), не является по делу надлежащим ответчиком, то исковые требования к нему не могут быть удовлетворены.
Доводы РЎРџР Рѕ том, что СЃСѓРїСЂСѓРіР° истца была вправе воспользоваться возможностью выехать Р·Р° границу Р Р¤, соответственно, размер ущерба РЅРµ может быть взыскан СЃ учетом ее ( СЃСѓРїСЂСѓРіРё истца ) интересов, СЃСѓРґ РЅРµ принимает РІРѕ внимание, поскольку РЅРµ смотря РЅР° то, что меры ограничительного характера РІ отношении Рбрагимовой (Р¤РРћ13) Рќ.Р’. приняты РЅРµ были, РѕРЅР° также РЅРµ смогла воспользоваться туристическим продуктом, поскольку былалишена возможности выехать совместно СЃРѕ СЃРІРѕРёРј СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРј РїРѕ туристической путевке Р·Р° пределы Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Рбрагимов Р.Р. как лицо, право которого РЅР° компенсацию вреда, причиненного РІ результате незаконных действий судебного пристава-исполнителя, подтверждено доказательствами РїРѕ делу, вправе требовать его возмещения РІ полном объеме, С‚.Рµ. РІ размере стоимости всех понесенных затрат РЅР° приобретение туристической путевки, как для себя, так Рё для своей СЃСѓРїСЂСѓРіРё, поскольку целью заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РЅР° оказание туристических услуг являлся именно семейный отдых, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем юридически значимым РїРѕ делу обстоятельством является факт невозможности совместного выезда СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРІ, РЅР° цели которого истцом Рё приобреталась путевка РЅР° личные денежные средства.
Признавая за истцом право на компенсацию морального вреда, суд исходит из требования разумности и справедливости, а также характера нравственных страданий истца.
Поскольку незаконным бездействием должностных лиц УФССП России было ограничено конституционное право истца на свободу передвижения, соответственно, нарушено личное неимущественное право, чем причинены нравственные страдания, то истец в праве требовать компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом с учетом принципа разумности и справедливости в сумме20 000 рублей.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ стороны истца относительно размера заявленных РєРѕ взысканию судебных расходов СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно положениям ст. ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Указанная норма предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя.
Согласно правовой позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ Определениях РѕС‚ 17 июля 2007 РіРѕРґР° N 382-Рћ-Рћ, РѕС‚ 22.03.2011 N 361-Рћ-Рћ, обязанность СЃСѓРґР° взыскивать расходы РЅР° оплату услуг представителя, понесенные лицом, РІ пользу которого РїСЂРёРЅСЏС‚ судебный акт, СЃ РґСЂСѓРіРѕРіРѕ лица, участвующего РІ деле, РІ разумных пределах является РѕРґРЅРёРј РёР· предусмотренных законом правовых СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя Рё тем самым - РЅР° реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, согласно которой осуществление прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина РЅРµ должно нарушать права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹ РґСЂСѓРіРёС… лиц. Рменно поэтому РІ части первой статьи 100 ГПК Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации речь идет, РїРѕ существу, РѕР± обязанности СЃСѓРґР° установить баланс между правами лиц, участвующих РІ деле.
С учетом изложенного, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер и объем проделанной представителем работы, его участие на стадии обращения в суд, при подготовке дела, в судебном заседании, с учетом конкретных обстоятельств дела и его сложности, категории дела, сложившегося единообразия судебной практики по данной категории дел, размер подлежащих возмещению расходов на оплату услуг представителя судом определяется в размере 10 000 рублей, чтосоответствует требованиям разумности, установленным ст. 100 ГПК РФ. Также возмещению подлежат расходы по оплате госпошлины как по требованию имущественного и неимущественного характера.
При этом суд учитывает, что в своем Постановлении Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 разъяснил, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу( п.2).
Учитывая, что доверенность была выдана на имя представителя не только от имени истца, но и от имени третьего лица, при этом на представление их интересов не только в суде общей юрисдикции, но и в иных государственных органах, то суд не находит основания для возмещения расходов связанных с оплатой услуг нотариуса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 15,16,1069 Гражданского Кодекса РФ, ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, ст.56, 194,195, 199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Рбрагимова РльязаРсмагилевича Рѕ возмещении убытков удовлетворить частично.
Взыскать СЃ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ лице Федеральной службы судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё Р·Р° счет средств казны Р Р¤ РІ пользу Рсмагилова РльязаРсмагилевича РІ возмещение причиненных убытков 83 973 рубля 28 копеек, компенсацию морального вреда РІ размере 20 000 рублей, Р° также РІ возмещение судебных расходов РїРѕ оплате услуг представителя 10 000 рублей, РїРѕ оплате госпошлины РІ размере 3019,20 рублей, всего 116 992 рубля 48 копеек.
В остальной части исковых требований отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд.
Председательствующий: подпись
Верно: СЃСѓРґСЊСЏ Р.Р’ Мельников
Секретарь: Р.В. Гареева
Подлинник находится вНефтеюганском районном суде, в деле № 2- 1356/2018
Решение в законную силу не вступило.
Решение изготовлено 14.06.2018 года.