Решение по делу № 2-121/2018 от 17.05.2018

                                                                                                              Дело № 2-121/2018

                                                           РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чухлома                                                                                                       21 июня 2018 года

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Юхман Л.С.,

с участием истца Ксенофонтовой Е.А.,

представителя ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Галиче Костромской области (межрайонное) Яковлевой В.Б., предоставившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Смирновой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ксенофонтовой Е.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Ксенофонтова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Свои требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику, в Клиентскую службу по Чухломскому району ГУ-Управление ПФ РФ в г. Галиче Костромской области (межрайонное) за назначением досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 части 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным должностным лицом УПФ РФ в

г. Галиче Костромской области, в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано.

В соответствии с указанным решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в ее льготный стаж не были включены следующие периоды:

- курсы повышения квалификации с 21.11.2005 г. по 03.12.2005 г.;

      - период работы с 15.08.1990 г. по 20.01.1991 г. в должности старшей пионервожатой в Сандогорской средней школе;

       -период работы с 21.08.1991 г. по 30.03.2002 г. - в должности методиста Чухломского дома пионеров, переименованного в Дом творчества юных;

     - период работы с 01.04.2002 г. по 31.08.2003 г. - в должности заведующей музеем ГОУ НПО ПЛ №23 ;

     - период работы с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. - в должности преподавателя ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова»,

       - период работы с 31.08.2010 г. по 20.01.2011 г. в должности и.о. директора, а с 21.01.2011 г. по настоящее время - в должности директора ГОУНПО «Профессиональный лицей №23
им. Ф.В.Чижова».

В общей сложности, согласно Протоколу, продолжительность ее специального (льготного) стажа составила <данные изъяты>, при требуемом специальном стаже не менее 25 лет. Общий страховой стаж согласно Протоколу составил <данные изъяты>.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работу.

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, выводы ответчика о не допустимости включения в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, не соответствуют вышеназванным положениям закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. В связи с тем, что законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления СМ РСФСР за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Считает, что ответчиком были проигнорированы основополагающие положения Перечня учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения, сельского хозяйства» позволяющий включить в специальный стаж работы в должности штатных пионервожатых, на территории Российской Федерации до 01 октября 1993 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953, при

соблюдении следующих условий: наличие в периоды до 1 октября 1993 года работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет; наличие не менее 2/3 требуемого стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию.

Кроме того, она в период работы в должности и.о. директора и директора ГОУ НПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова», преподавала учащимся историю в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).

Считает решение ГУ-Управление ПФР в г. Галиче Костромской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, нарушающим ее права на пенсионное обеспечение, гарантированное ст.ст.7,39 Конституции РФ.

          Просит суд :

1. Решение от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа включения в ее льготный специальный трудовой стаж следующих периодов: курсы повышения квалификации с 21.11.2005 г. по 03.12.2005 г., период работы с 15.08.1990 г. по 20.01.1991 г. в должности старшей пионервожатой в Сандогорской средней школе, период работы с 21.08.1991 г. по 30.03.2002 г. - в должности методиста Чухломского дома пионеров, переименованного в Дом творчества юных, период работы с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. - в должности преподавателя ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова», период работы с 31.08.2010 г. по 20.01.2011 г. в должности и.о. директора, а с 21.01.2011 г. по настоящее время - в должности директора ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова», признать незаконным.

2. Признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотренной пп.19 п.1 ст.30 Федерального Закона «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от 28.12.2013 г.

  1. Обязать ответчика, ГУ-Управление ПФР в г. Галиче Костромской области
    (межрайонное) включить в      специальный стаж, необходимый для досрочного
    назначения страховой пенсии по старости, период нахождения на курсах повышения
    квалификации с 21.11.2005 г. по 03.12.2005 г. (13 дней), период работы с 15.08.1990 г. по 20.01.1991 г. в должности старшей пионервожатой в Сандогорской средней школе (5 месяцев 5 дней), период работы с 21.08.1991 г. по 30.03.2002 г. - в должности методиста Чухломского дома пионеров, переименованного в Дом творчества юных (10 лет 7 месяцев 10 дней), период работы с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. - в должности преподавателя ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова» (1 год), период работы с 31.08.2010 г. по 20.01.2011 г. в должности и.о. директора (4     месяца 21 дней),а с 21.01.2011 г. по 17.07.2017 г. - в должности директора ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова» (6 лет 6 месяцев 28 дней), а всего - 19 лет и 17 календарных дней.
  2. Обязать ответчика, ГУ-Управление ПФР в г. Галиче Костромской области(межрайонное) назначить ей досрочно страховую пенсию по старости, предусмотренную пп.19 п.1 ст.30 Федерального Закона
    «О страховых пенсиях в РФ» №400-ФЗ от 28.12.2013 г., в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от возраста, с момента обращения в Клиентскую службу по Чухломскому району ГУ-Управление ПФР в г. Галиче Костромской области (межрайонное) за назначением досрочной пенсии по старости, а именно с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Ксенофонтова Е.А. исковые требования поддержала. Дополнительно пояснила, что в период работы в должности старшей пионервожатой она преподавала ИЗО 3 часа в неделю и историю 4 часа в неделю; работая методистом в Чухломском доме пионеров она, как педагог дополнительного образования, руководила драматическим кружком с нагрузкой 46 часов в месяц; в 2003-2004 учебном году как педагог дополнительного образования руководила театральной студией с нагрузкой 12 часов в месяц в течение 10 учебных месяцев; работая в должности и.о. директора и директора ГОУ НПО Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова преподавала историю и другие предметы, но поскольку группы были малокомплектные, то часы теории им объединяли. Как педагогический работник один раз в 5 лет она ездила на курсы повышения квалификации. В эти периоды за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд.

Представитель ответчика- ведущий специалист-эксперт Клиентской службы (на правах отдела) в Чухломском районе ГУ УПФР в г. Галиче Костромской области (межрайонное) Яковлева В.Б., действующая на основании доверенности, исковые требования Ксенофонтовой Е.А. не признала,считая, что права на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у истца не имеется из-за отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о назначении льготной пенсии. На день обращения ей было зачтено в специальный стаж <данные изъяты>, при требуемом - 25 лет.

Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, по ее мнению, не могут быть включены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, поскольку в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в специальный страховой стаж включаются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, и периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Период работы в должности старшей пионерской вожатой Сандогорской средней школы возможно засчитать в специальный стаж при условии наличия 2/3 стажа на соответствующих видах работ, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с законодательством, действующим на день установления указанной пенсии. Справки о том, что в указанный период истец преподавала изо и историю на момент обращения Ксенофонтовой Е.А. с заявлением о назначении пенсии представлено не было.

Должность методиста Чухломского дома пионеров не предусмотрена «Списками должностей и учреждений, работников образования, педагогическая деятельность в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью»,утвержденные постановлением Совета Министров от 17.12.1959 г. № 1397, постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 г. № 463, от 22.09.1999 года № 1067, от 29.10.2002 г. №781

Кроме того согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, за периоды начиная с 01.01.2001 г. засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Период работы в должности преподавателя Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова в 2003-2004 годах не подлежит включению в специальный стаж, в связи с тем, что с 01.09.2000 г. работа в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Педагогическая нагрузка Ксенофонтовой Е.А. в указанный период составила 661 час, при требуемой 720 часов в год.

Работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.9 раздела «Наименование учреждений» списка за период до 01.09.2000 г. засчитывается в стаж работы независимо от ведения преподавательской работы, а начиная с 01.09.2000г. - при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год). Данное условие не было соблюдено.

Считает отказ пенсионного фонда в назначении Ксенофонтовой Е.А. досрочной страховой пенсии законным и обоснованным. Просила в иске Ксенофонтовой Е.А. отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы выплатного дела, суд считает, что исковые требования Ксенофонтовой Е.А. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из ст.19 Конституции РФ, равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.

В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей лежат равенство всех перед законом, равенство прав на социальное обеспечение, равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала.

Частью 1 статьи 39 Конституции РФ установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В силу статьи 55 Конституции РФ ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина допустимо только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственного здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В связи со вступлением в законную силу 01 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону №400-ФЗ.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

В соответствии с подп. "м" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Ксенофонтова Е.А. обратилась в отдел ПФР по Чухломскому району (БОЮЛ) - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ и решения руководителя ГУ -УПФР в г. Галиче Костромской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. По мнению ответчика, на момент обращения Ксенофонтовой Е.А. за назначением пенсии страховой стаж составил 26 лет 10 месяцев 15 дней, а специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, составил 6 лет 5 месяцев 9 дней, при требуемом 25 лет.

Из представленных в суд документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ксенофонтовой Е.А. исполнилось 50 лет.

Согласно записям в трудовой книжке, 15.08.1990 года Ксенофонтова Е.А. назначена старшей пионерской вожатой Сандогорской средней школы Костромского района, 20.01.1991 года освобождена от работы в связи с перераспределением в распоряжение Чухломского района. 11.02.1991 года принята на работу в качестве учителя истории и литературы в Вигскую среднюю школу, 29.07.1991 года освобождена от работы по собственному желанию. 22.08.1991 года принята методистом в Чухломский Дом пионеров с 21 августа 1991 года, 30.03.2002 года уволена с занимаемой должности в порядке перевода в лицей ПЛ-23 им. Чижова. 01.04.2002 года принята на работу в ГОУ НПО ПЛ-23 им. Чижова Ф.В. заведующей музеем, 01.09.2003 года переведена преподавателем по 11 разряду. 01.09.2005 года переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе и социальным вопросам. 31.08.2010 года назначена исполняющей обязанности директора ГОУ НПО Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова, 21.01.2011 года назначена на должность директора ГОУ НПО Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова.(л.д.9-13).

Данные обстоятельства подтверждаются справками, уточняющими занятость в соответствующих должностях и в учреждениях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, выданными МКОУ Вигская средняя общеобразовательная школа Чухломского муниципального района Костромской области № 39 от 29.08.2016 года, Управлением образованием Чухломского муниципального района № 766 от 19.09.2016 года, МКУ ДО дом детства и юношества «Дар» Чухломского муниципального района Костромской области № 1 от 09.01.2017 года, ОГБПОУ «Чухломский лесопромышленный техникум имени Ф.В. Чижова Костромской области» № 303 от 17.07.2017 года.

Порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ для назначения досрочной пенсии по основаниям, предусмотренным п.п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, и разъяснением Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 в части, не противоречащей указанным Правилам.

Как усматривается из п.п. 4,5,9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516:

в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков;

не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).

Из материалов выплатного дела следует, что в специальный стаж Ксенофонтовой Е.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, ответчиком были зачтены следующие периоды её работы:

в должности учителя Вигской средней школы с 11.02.1991 года по 29.07.1991 года,

в должности преподавателя ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова» с 01.09.2004 года по 31.08.2005 года,

за исключением прочих отвлечений с 22.06.2005 года по 23.06.2005 года,

в должности заместителя директора по воспитательной работе и социальным вопросам ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова» с 01.09.2005 года по 30.08.2010 года,

за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 21.11.2005 года по 03.12.2005 года, и прочих отвлечений с 21.12.2005 года по 22.12.2005 года,

а всего 6 лет 5 месяцев 9 дней.

Помимо вышеуказанного периода нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не были зачтены следующие периоды работы:

с 15.08.1990 г. по 20.01.1991 г. в должности старшей пионерской вожатой Сандогорской средней школы, так как периоды в должности пионервожатой, в том числе старшей, имевшие место до 01.10.1993г. (дата отмены постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397) возможно засчитать в специальный стаж при условии наличия 2/3 стажа на соответствующих видах работ, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с законодательством, действующим на день установления указанной пенсии.

с 21.08.1991 г. по 30.03.2002 г. - в должности методиста Чухломского дома пионеров, переименованного в Дом творчества юных, в связи с тем, что занимаемая должность не предусмотрена «Списками должностей и учреждений, работников образования, педагогическая деятельность в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью», утвержденные постановлением Совета Министров от 17.12.1959 г. № 1397, постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 г. № 463, от 22.09.1999 года № 1067 и от 29.10.2002 г. № 781., а также работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, за периоды начиная с 01.01.2001г. засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. (Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781)

с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. - в должности преподавателя Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова, в связи с тем, что с 01.09.2000 г. работа в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитывается в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной) оклад.

с 31.08.2010г. по 20.01.2011г. - в должности исполняющей обязанности директора и с 21.01.2011г. по настоящее время в должности директора Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова, так как работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.9 раздела «Наименование учреждений» списка за период до 01.09.2000 г. засчитывается в стаж работы независимо от ведения преподавательской работы, а начиная с 01.09.2000г. - при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).

Период нахождения на курсах повышения квалификации.

С выводом комиссии об исключении из спецстажа Ксенофонтовой Е.А. периода нахождения на курсах повышения квалификации суд не согласен.

           Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст.27 и ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 (в редакции Постановления Правительства от 25.03.2013 года № 257), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Понятие служебной командировки раскрывается в статье 166 ТК РФ, в соответствии с которой служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определённый срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Исходя из ст.167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

На основании ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с ч.4 и ч.5 ст.196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Таким образом, как считает суд, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлено, что Ксенофонтова Е.А. по распоряжению работодателя находилась на курсах повышения квалификации: с 21.11.2005 года по 03.12.2005 года (приказ № 40 от 11.11.2005 года).

В оспариваемый период Ксенофонтова Е.А. работала в должности заместителя директора по воспитательной работе и социальным вопросам ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова». Работа в данной должности включена в стаж, предоставляющий право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Учитывая, что действующим трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности, при этом место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы сохраняются за работником, направленным работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, на основе имеющихся в деле доказательств суд приходит к выводу о том, что направление Ксенофонтовой Е.А. для прохождения курсов повышения квалификации было вызвано необходимостью профессиональной переподготовки и оформлено приказом работодателя; за истцом в спорные периоды сохранялись как место работы и должность, так и средний заработок, из которого производились предусмотренные законом удержания во внебюджетные фонды единого социального страхования (в том числе в Пенсионный фонд).

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что период нахождения Ксенофонтовой Е.А. на курсах повышения квалификации с 21.11.2005 года по 03.12.2005 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Период работы в должности старшей пионерской вожатой.

Разрешая требования истца Ксенофонтовой Е.А. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы в должности старшей пионерской вожатой Садогорской средней школы, суд приходит к следующему.

В спорный период с 15.08.1990 года по 20.01.1991 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".

Согласно п. 2 указанного положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:

работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Согласно пункту 4 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

В ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт того, что истица работала в должности старшей пионерской вожатой Сандогорской средней школы с 15.08.1990 года по 20.01.1991 года.

Постановление Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 года признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953 с 01.10.1993 года.

Изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П, введение Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" с 01.01.2002 года нового правового регулирования, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). В отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не выработала 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии не могут быть приняты во внимание.

Постановление Совета Министров СССР N 1397 от 17.12.1959 года признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953 с 01.10.1993 года, истец осуществляла педагогическую деятельность до 20.01.1991 года. Изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 2-П от 29.01.2004 года, согласно которой гражданам, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства действовавшего на момент приобретения права, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию.

Кроме того, согласно справки Управления образования администрации Костромского муниципального района Костромской области от 20.06.2018 года № 71 в указанный период Ксенофонтова (Чистякова) Е.А. преподавала 3 часа ИЗО в 4-8 классах и 4 часа истории в 9-10 (11) классах.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, зачитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

При изложенных обстоятельствах у ответчика отсутствовали основания для отказа во включении в педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от № 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях в РФ", периодов работы истицы старшей пионерской вожатой Сандогорской средней школы с 15.08.1990 года по 20.01.1991 года в связи с чем, исковые требования в данной части также подлежат удовлетворению.

Период работы в должности методиста Чухломского дома пионеров.

Разрешая требования истца Ксенофонтовой Е.А. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы в должности методиста Чухломского дома пионеров, переименованного в Дом творчества юных, с 21.08.1991 года по 30.03.2002 года, суд приходит к следующему.

До 1 октября 1993 года действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно пункта 1 указанного Положения в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.

Согласно п. 2 указанного положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:

работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3.2 Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", принятом в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. К внешкольным детским учреждениям относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др. К работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.

При этом согласно разделу 1 Перечня учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в стаж педагогической работы работников просвещения, являющегося приложением N 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников учебных заведений профессионально-технического образования, утвержденной Госпрофобром СССР 31 декабря 1976 года, в числе "наименования должностей" содержится должность " методисты", в числе "наименования учебных заведений, учреждений, организации" содержится - "внешкольные детские учреждения".

Номенклатурами внешкольных учреждений, утвержденных приказами Министра просвещения СССР от 12 января 1976 года № 10, Министерства Просвещения СССР от 14 ноября 1986 года N 227, Примерным Перечнем внешкольных учреждений, утвержденным Приказом Государственного Комитета СССР по народному образованию от 23 апреля 1990 года N 280, Дом пионеров относился к внешкольным учреждениям.

Кроме того, данное обстоятельство нашло отражение в Типовом положении о Доме пионеров, утвержденном Министром просвещения СССР по согласованию с ЦК ВЛКСМ и Министерством финансов СССР 21 октября 1976 года, согласно которому Дом пионеров являлся внешкольным учреждением.

Согласно Постановлению Госкомитета Совмина СССР по труду и социальным вопросам от 07 января 1977 года N 3 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников детских дошкольных и внешкольных учреждений" должность «методист внешкольного учреждения» является педагогической.

Согласно Перечням учебных заведений, учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в стаж педагогической работы работников просвещения из Приложений № 5 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденных Приказом Министерства просвещения СССР от 5 января 1977 г. N 2 и приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 N 400, работа в должности методиста во внешкольных детских учреждениях засчитывалась в стаж педагогической работы.

В период с 21.08.1991 года по 30.03.2002 года истица работала во внешкольном детском учреждении в должности методиста Чухломского дома пионеров.

Одновременно в указанный период Ксенофонтова Е.А. осуществляла руководство драматическим кружком, что подтверждается представленными ею копиями приказов.

В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, наименование должности «методист» в учреждениях дополнительного образования не значится.

Однако в указанном Списке в разделе "Должности" предусмотрена должность "педагога дополнительного образования", а в разделе «Учреждения дополнительного образования детей» содержится наименование «Дом пионеров и школьников».

Будучи руководителем кружка Ксенофонтова Е.А. исполняла функции и должностные обязанности педагога дополнительного образования.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ от 25 января 1993 года № 21 одновременно с введением Единой тарифной сетки по оплате труда для работников образовательных учреждений, должность «руководитель кружка» переименована в должность «педагог дополнительного образования», что свидетельствует о тождественности должностей.

Конституционный Суд РФ в определении от 18 июня 2004 года № 197- О указал, что тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.

Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по мотиву отсутствия в Перечне наименования должности «методист» и «руководитель кружка» порождает неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое ведет к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение. Указанная позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Ксенофонтова Е.А., будучи руководителем кружка, осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, её должностные обязанности были тождественны должностным обязанностям, установленным для педагогов дополнительного образования.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что период работы истца в должности методиста во внешкольном детском учреждении - Доме пионеров является работой по специальности.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, зачитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

На основании изложенного, суд полагает необходимым зачесть в специальный стаж Ксенофонтовой Е.А. период работы в должности методиста Чухломского дома пионеров с 21.08.1991 года по 31.08.2000 года, а во включении в специальный стаж периода работы с 01.09.2000 года по 30.03.2002 года - отказать.

Довод ответчика о том, что спорный период работы истицы не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, поскольку должность «методист» не предусмотрена Списками, утвержденными Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, от 22.09.1999 г. №1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, являются необоснованными, поскольку придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Ссылка представителя ответчика на п. 4 Положения, согласно которого время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, является необоснованным.

Данное условие применялось для исчисления и назначения досрочной трудовой пенсия лицам, приобретших такое право, в период действия данного Постановления, а не для выработки 2/3 специального стажа к моменту прекращения действия данного Постановления.

С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории РФ с этой даты вышеуказанного Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года.

Период работы в должности преподавателя

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова».

С 01.09.2003 года по 31.08.2004 года Ксенофонтова Е.А. работала в должности преподавателя ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 23 им. Ф.В. Чижова».

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 поименована должность преподаватель и учреждения начального профессионального образования (п.1.9): училища всех видов и наименований, в том числе училище-интернат; лицей.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) составляет 720 часов - преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования.

Согласно Справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях и учреждениях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, выданной ГОУ НПО «Чухломский лесопромышленный техникум имени Ф.В. Чижова» Костромской области от 07.07.2017 года учебная (педагогическая) нагрузка Ксенофонтовой Е.А. за 2003-2004 учебный год, одна ставка, составила 661 час, 2004-2005 учебный год, одна ставка- 915 часов

Период с 01.09.2004 года по 31.08.2005 года засчитан ответчиком в педагогический стаж Ксенофонтовой Е.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а во включении в педагогический стаж периода работы с 01.09.2003 года по 31.08.2004 года отказано.

В судебном заседании установлено, что в указанный период Ксенофонтова Е.А. также руководила театральной студией, что подтверждается приказом № 199 от 01.09.2002 года о возложении на нее обязанностей педагога дополнительного образования на период с 01.09.2003 года по 01.07.2004 года с оплатой по 11 разряду (минимум 12 часов).

Таким образом, всю выполненную истцом учебную нагрузку следует рассматривать как учебную нагрузку в ГОУ НПО «Чухломский лесопромышленный техникум имени Ф.В. Чижова» Костромской области.

Поскольку при сложении нагрузок учебная нагрузка Ксенофонтовой Е.А. в год составляла 661 час +120 часов (12 часов в месяц х 10 учебных месяцев) = 781 час., что превышает нормативную, указанный период работы следует зачесть в специальный стаж истца.

Период работы в должности исполняющей обязанности директора и директора ГОУ НПО «Профессиональный лицей им. Ф.В. Чижова

С 31.08.2010 года по 20.01.2011 года Ксенофонтова Е.А. работала в должности исполняющей обязанности директора ГОУ НПО «Профессиональный лицей им. Ф.В. Чижова», а с 21.01.2011 года по настоящее время- там же - в должности директора.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 поименована должность учитель, заместитель директора, директор, деятельность которого связана с образовательным процессом и учреждения начального                                   профессионального образования (п.1.9): училища всех видов и                                  наименований, в том числе училище-интернат; лицей.

Пункт 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что в стаж работы засчитывается: работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1,1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7,1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

Согласно Справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях и учреждениях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, выданной ГОУ НПО «Чухломский лесопромышленный техникум имени Ф.В. Чижова» Костромской области от 07.07.2017 года учебная (педагогическая) нагрузка Ксенофонтовой Е.А. после 01.09.2000 года составила:

2010-2011 уч.год-одна ставка, пед. нагрузка - 208 часов,

2011-2012 уч.год-одна ставка, пед. нагрузка - 158 часов,

2012-2013 уч.год-одна ставка, пед. нагрузка - 83 часа,

2013-2014 уч.год-одна ставка, пед. нагрузка - 141 час,

2014-2015 уч.год-одна ставка, пед. нагрузка - 141 час,

2015-2016 уч.год-одна ставка, пед. нагрузка - 200 часов,

2016-2017 уч.год-одна ставка, пед. нагрузка - 189 часов,

С учетом системного толкования приведенных выше норм, периоды работы истицы в должности исполняющей обязанности директора и директора включению в педагогический стаж Ксенофонтовой Е.А. не подлежат.

Суд полагает, что данные периоды работы ответчиком обоснованно были исключены из подсчета стажа, который может рассматриваться при определении права на досрочную страховую пенсию.

Суду не представлено каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих те обстоятельства, что в названный период Ксенофонтова Е.А. имела требуемую установленную педагогическую нагрузку не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

Исходя из приведённых выше норм законодательства, сведений содержащихся в уточняющих справках, суд считает, что в специальный стаж Ксенофонтовой Е.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следует включить следующие периоды её работы, не включённые Пенсионным фондом при подсчёте её льготного стажа:

с 15.08.1990 г. по 20.01.1991 г. -работа в должности старшей пионервожатой в Сандогорской средней школы-5 месяцев 5 дней,

с 21.08.1991 г. по 31.08.2000 г. - работа в должности методиста Чухломского дома пионеров- 9 лет 10 дней,

с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. - работа в должности преподавателя ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова»- 1 год,

с 21.11.2005 года по 03.12.2005 года- период нахождения на курсах повышения квалификации - 13 дней

Согласно пункту 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015, исчисление продолжительности периодов работы производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.

    В соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» специальный стаж Ксенофонтовой Е.А. для назначения льготной пенсии должен составлять не менее 25 лет.

Суд считает, что специальный стаж работы истца на дату подачи заявления о назначении пенсии -17.07.2017 года - составляет 16 лет 11 месяцев 07 дней (6 лет 5 месяцев 9 дней, засчитанных ответчиком, + 10 лет 5 месяцев 28 дней, которые следует засчитать настоящим решением).

Таким образом, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у Ксенофонтовой Е.А. не возникает.

При изложенных обстоятельствах в иске Ксенофонтовой Е.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) о признании за ней права и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности следует отказать.

Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу положений ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом требований.

Исходя из содержания ст. ст. 88, ч. 5 ст. 198 ГПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются судом, которым рассмотрено дело по существу, одновременно при вынесении решения.

При подаче искового заявления в суд Ксенофонтова Е.А. уплатила государственную пошлину в размере 300 рублей.

Поскольку истец обратился в суд с исковым заявлением неимущественного характера, не подлежащего оценке, а его требования были удовлетворены частично с ответчика подлежат взысканию в пользу истца расходы по уплате госпошлине в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,88,94,98,100,198 ГПК РФ,

    решил:

Исковые требования Ксенофонтовой Е.А. удовлетворить частично.

Решение государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в части невключения Ксенофонтовой Е.А. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов :

с 15.08.1990 г. по 20.01.1991 г. -работа в должности старшей пионервожатой в Сандогорской средней школе,

с 21.08.1991 г. по 31.08.2000 г. - работа в должности методиста Чухломского дома пионеров,

с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. - работа в должности преподавателя ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова»,

с 21.11.2005 года по 03.12.2005 года- нахождения на курсах повышения квалификации, признать неправомерным.

Включить в специальный стаж Ксенофонтовой Е.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды:

с 15.08.1990 г. по 20.01.1991 г. -работа в должности старшей пионервожатой в Сандогорской средней школе-5 месяцев 5 дней,

с 21.08.1991 г. по 31.08.2000 г. - работа в должности методиста Чухломского дома пионеров- 9 лет 10 дней,

с 01.09.2003 г. по 31.08.2004 г. - работа в должности преподавателя ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова»- 1 год,

с 21.11.2005 года по 03.12.2005 года- период нахождения на курсах повышения квалификации - 13 дней

а всего 10 лет 5 месяцев 28 дней.

В иске Ксенофонтовой Е.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы

с 01.09.2000 года по 30.03.2002 года - в должности старшей пионервожатой Чухломского дома пионеров,

с 31.08.2010 г. по 20.01.2011 г. в должности и.о. директора, а с 21.01.2011 г. по 17.07.2017 года - в должности директора ГОУНПО «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова»,

а также о признании за ней права и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года отказать.

Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Галиче Костромской области (межрайонное) в пользу Ксенофонтовой Е.А. расходы, понесённые на оплату государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                                              Юхман Л.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.06.2018 года.

2-121/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ксенофонтова Елена Александровна
Ответчики
ГУ -Управление ПФР в Галиче Костросмкой области (межрайонное)
Другие
Яковлева Валентина Борисовна
Суд
Чухломский районный суд Костромской области
Дело на сайте суда
chuhlomsky.kst.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.04.2020Передача материалов судье
13.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2020Предварительное судебное заседание
13.04.2020Судебное заседание
13.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2020Дело оформлено
13.04.2020Дело передано в архив
21.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее