Дело №а-2724/2018
РЕШЕНИ Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2018 года Ачинский городской суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя административного истца Чиханчиной Е.Ю.,
при секретаре Костенко Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ачинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горного сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения требований безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Горного сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным, понуждении к устранению выявленных нарушений требований безопасности дорожного движения. Требования мотивированы тем, что Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» проведена проверка исполнения администрацией <адрес> требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, касающихся дорожно-знаковой информации, расположенной рядом с МБОУ «Горная средняя школа» по адресу: <адрес>, стр. 18. Маршрут движения детей из образовательной организации и обратно осуществляется через пересечение проезжей части <адрес> тем, в нарушение ГОСТ Р 52289-2004 знак 1.23 «Дети» и повторный знак с табличкой 8.2.1 перед участком дороги, проходящим вдоль территории детского учреждения не установлены. Выявленные нарушения могут повлечь повышение аварийности, причинение имущественного ущерба автовладельцам, а также создать реальную угрозу жизни и здоровью обучающихся в МБОУ «Горная средняя школа». Просит признать незаконным бездействие администрации Горного сельсовета <адрес> по принятию мер по установке основного дорожного знака 1.23 «Дети», повторного знака с табличкой 8.2.1 в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 на участке дороги в районе МБОУ «Горная средняя школа» по <адрес> в <адрес>, обязать ответчика устранить выявленные нарушения путем установки указанных знаков (л.д. 2-4).
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Чиханчина Е.Ю. поддержала требования по основаниям, изложенным в административном иске, просила обязать административного ответчика устранить выявленные нарушения в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика Администрации Горного сельсовета <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие (л.д.13), в отзыве против удовлетворения иска не возражал, просил предоставить время для выполнения работ по установке дорожных знаков до ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.15).
Представитель заинтересованного лица МКОУ «Горная средняя школа»надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, представил письменное заявление, согласно которому дело просил рассмотреть в отсутствии представителя (л.д.14, 17, 18).
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела (л.д.19), в суд не явился, отзыв не представил.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации
Согласно ст. 3, 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статья 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" определяет, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения.
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Часть 1 ст. 21 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекса организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.
Пункт 1 ст. 46 Федерального закона 184-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О техническом регулировании" устанавливает, что со дня вступления в силу указанного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственными стандартами Российской Федерации - ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" и ГОСТ Р 52289-2004 - Национальный стандарт Российской Федерации «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 предусмотрено, что Знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.
Повторный знак устанавливают с табличкой 8.2.1, на которой указывают протяженность участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения или часто пересекаемого детьми.
В населенных пунктах основной знак 1.23 устанавливают на расстоянии 90 - 100 м, повторный - на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
Как следует из п. 5.1.8 ГОСТ Р 52289-2004, расстояние от нижнего края знака (без учета знаков 1.4.1 - 1.4.6 и табличек) до поверхности дорожного покрытия (высота установки), кроме случаев, специально оговоренных настоящим стандартом, должно быть:- от 2,0 до 4,0 м при установке сбоку от проезжей части в населенных пунктах (рисунок В.1б);Высоту установки знаков, расположенных сбоку от проезжей части, определяют от поверхности дорожного покрытия на краю проезжей части.На протяжении одной дороги высота установки знаков должна быть по возможности одинаковой.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Ачинской межрайонной прокуратурой совместно с ОГИБДД МО МВД России «Ачинский» проверки исполнения Администрацией Горного сельсовета <адрес> требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения выявлены нарушения требований ГОСТ Р 52289-2004 в виде отсутствия на <адрес> рядом с МБОУ «Горная средняя школа» дорожного знака 1.23 «Дети» и повторного знака, о чем составлен акт (л.д.5-6).
Факт выявленных нарушений стороной административного ответчика не оспаривался. Доказательств, опровергающих доводы прокурора и свидетельствующих о законности бездействия представитель ответчикасуду не представил.
Выявленные нарушения создают угрозу безопасности неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, учитывая, чтодеятельность, в том числе по установке дорожных знаков вблизи образовательных и иных детских организаций в границах населенного пункта муниципального образования относится к компетенции Администрации Горного сельсовета, что выявленные недостатки не устранены на момент рассмотрения дела в суде, допущенное бездействие администрации Горного сельсовета не соответствует требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, непосредственно детей, иных лиц, находящихся в <адрес>, суд считает необходимым исковые требования Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Суд полагает в силу ст. 178 КАС РФ, принимая во внимание, что мероприятия по установке дорожных знаков, требующие затрат бюджетных средств, заключение контракта, определить срок для исполнения решения суда администрацией Горного сельсовета <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ачинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Горного сельсовета <адрес> по принятию мер по установке основного дорожного знака 1.23 «Дети», повторного знака с табличкой 8.2.1, в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 на участке дороги в районе МБОУ «Горная средняя школа», расположенного по <адрес>, стр.18, <адрес>.
Обязать Администрацию Горного сельсовета <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу установить основной дорожный знак 1.23 «Дети», повторный знак с табличкой 8.2.1, в соответствии с требованиями п. ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 52289-2004 на участке дороги в районе МБОУ «Горная средняя школа», расположенного по <адрес>, стр. 18, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко