Решение по делу № 2а-347/2019 ~ М-309/2019 от 26.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Кошки

Самарской области                                                             23 июля 2019 года

Кошкинский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ельчанинова А.С.,

представителя прокуратуры Кошкинского района Самарской области Умнаева А.И.,

при секретаре Оларь К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-347/2019 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие администрации, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района Кошкинский самарской области о признании незаконным бездействие администрации, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в <адрес>, в котором указывает следующее.

<адрес> во исполнение указания прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» проверено исполнение администрацией сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района Кошкинский требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды. По результатам проверки установлено, что на земельном участке, площадью около 15000,00 кв. метров, расположенном в сельском поселении Нижняя Быковка, по крайним координатам: широта 54,1119, долгота 50,7113, широта 54,1112, долгота 50,37102, широта 54,1114, долгота 50,7039, широта 54,1120, долгота 50,7110 размещена свалка бытовых и строительных отходов. Указанная свалка в государственный реестр объектов размещения отходов по <адрес> не включена, что свидетельствует о нарушении администрацией сельского поселения Нижняя Быковка требований федерального законодательства. Из объяснений главы сельского поселения Нижняя Быковка следует, что администрацией сельского поселения Нижняя Быковка несанкционированная свалка не ликвидирована в виду отсутствия денежных средств в бюджете сельского поселения. Администрация в силу статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Бездействие ответчика в данном случае нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывает негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение. Эксплуатация несанкционированной свалки создает угрозу причинения вреда здоровью граждан. Просил суд признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, площадью около 15000 кв. метров, в сельском поселении Нижняя Быковка муниципального района <адрес>. Возложить на администрацию сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес> обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке площадью 15000 кв. метров в сельском поселении Нижняя Быковка муниципального района <адрес> по крайним координатам: широта 54,1119, долгота 50,7113, широта 54,1112, долгота 50,37102, широта 54,1114, долгота 50,7039, широта 54,1120, долгота 50,7110и приведению данного земельного участка в состояние, пригодное для использования в соответствии с разрешенным использованием, выполнить необходимые работы по рекультивации земельных участков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес>ФИО2 заявленные требования поддержал аналогичными доводами, просил суд удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик – администрация сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес> в лице представителя ФИО3, действующей на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований прокурора. Считает, что администрация сельского поселения не бездействовала, посколку в июне 2019 года свалка, расположенная в <адрес> была ликвидирована, однако населением сельского поселения вновь были завезены отходы жизнедеятельности (ТКО), тем самым вновь образовав несанкционированную свалку. В настоящее время администрацией сельского поселения принимаются меры по устранению несанкционированной свалки в <адрес>. В удовлетворении административного искового заявления прокурора просила отказать.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Благоприятная окружающая среда в силу означенной нормы Закона - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природноантропогенных объектов.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей природной среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

Полномочия органов местного самоуправления поселений в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ. В соответствии с данной нормой Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

С учетом положений пунктов 18, 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселения <адрес>» к полномочиям администрации сельского поселения отнесено:

- участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;

- утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов обозначены в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На основании части 5 статьи 12 и части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, в лесопарковых зонах; территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанЩН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03.

Согласно п. 3.2 Правил временное складирование отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В нарушение п. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ на земельном участке в д. Белоозерная, используемом под свалку, допускается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Статья 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ предусматривает специальные требования к расположению и эксплуатации объектов размещения отходов.

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В частности, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Положения статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ согласуются со статьей 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды», обязывающей осуществление субъектами хозяйственной деятельности осуществлять производственный экологический контроль и представлять его результаты в органы государственного надзора.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (ч. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ).

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении рекультивации и консервации земель» утвержден порядок проведения рекультивации.

Рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве одного из принципов охраны окружающей природной среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность участия в деятельности по охране окружающей природной среды.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой <адрес> во исполнение указания прокурора области от ДД.ММ.ГГГГ «Об активизации надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования» проверено исполнение администрацией сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района Кошкинский требований федерального законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды.

По результатам проверки было установлено, что на земельном участке, площадью около 15000,00 кв. метров, расположенном в сельском поселении Нижняя <адрес>, по крайним координатам: широта 54,1119, долгота 50,7113, широта 54,1112, долгота 50,37102, широта 54,1114, долгота 50,7039, широта 54,1120, долгота 50,7110 размещена свалка бытовых и строительных отходов, что подтверждается протоколом осмотра О МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13).

Указанная свалка в государственный реестр объектов размещения отходов по <адрес> не включена, что свидетельствует о нарушении администрацией сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес> требований федерального законодательства.

Из объяснений главы сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес>ФИО4 следует, что администрацией сельского поселения Нижняя Быковка несанкционированная свалка не ликвидирована в виду отсутствия денежных средств в бюджете сельского поселения (л.д.14-15).

Администрация в силу статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 входит в структуру органов местного самоуправления, является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что администрацией сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района Кошкинский нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение.

Таким образом, имеются все основания для удовлетворения заявленных требований прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к к администрации сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие администрации, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, площадью около 15000 кв. метров, в сельском поселении Нижняя Быковка муниципального района <адрес>.

Возложить на администрацию сельского поселения Нижняя Быковка муниципального района <адрес> обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке площадью 15000 кв. метров в сельском поселении Нижняя Быковка муниципального района <адрес> по крайним координатам: широта 54,1119, долгота 50,7113, широта 54,1112, долгота 50,37102, широта 54,1114, долгота 50,7039, широта 54,1120, долгота 50,7110 и приведению данного земельного участка в состояние, пригодное для использования в соответствии с разрешенным использованием, выполнить необходимые работы по рекультивации земельных участков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кошкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение является подлинником и отпечатано судьей в совещательной комнате.

Председательствующий                             А.С.Ельчанинов

2а-347/2019 ~ М-309/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Кошкинского района
Ответчики
администрация сельское поселение Нижняя Быковка
Суд
Кошкинский районный суд
Судья
Ельчанинов А. С.
26.06.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
26.06.2019[Адм.] Передача материалов судье
26.06.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2019[Адм.] Судебное заседание
23.07.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее