УИД 29RS0005-01-2022-001757-45
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 г. г.Архангельск
Исакогорский районный суд г.Архангельска
в составе председательствующего судьи Шкарубской Т.С.,
при секретаре Баскаковой Н.М.,
с участием представителей истца Распопова И.Ю., Сивцова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Кокшаровой Е. В. к Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Провиденское» о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,
у с т а н о в и л:
Кокшарова Е.В. обратилась в суд с указанным иском к Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Провиденское» (далее - МОтд МВД России «Провиденское») о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск. Свои требования обосновала тем, что на основании контракта проходила службу в органах внутренних дел. Приказом МОтд МВД России «Провиденское» от 22.03.2022 ей был предоставлен отпуск с 11.04.2022 с последующим расторжением контракта и увольнением из органов внутренних дел 08.08.2022. В период с 10 по 23 июня 2022 года ей была установлена временная нетрудоспособность, в подтверждение чего был выдан листок освобождения от исполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № 2 от 10.06.2022. Она обратилась 27.06.2022 с рапортом к ответчику о принятии вышеуказанного листка освобождения к учету и принятии решения о продлении отпуска на период временной нетрудоспособности, а в случае невозможности в «натуральной» форме такого продления осуществить равнозначную компенсацию за неиспользованные дни отпуска. Ответчик в письме от 16.08.2022 отказал в выплате компенсации, указав на возникновение нетрудоспособности после начала отпуска с последующим увольнением. Данное письмо получено 07.10.2022. Данный отказ она считает незаконным и просит взыскать компенсацию за дни неиспользованного отпуска вследствие нетрудоспособности за период с 10 по 23 июня 2022 года в размере 58496 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е.Волосевич», УМВД России по Чукотскому автономному округу, ФКУЗ МСЧ МВД России по Чукотскому автономному округу.
Истец Кокшарова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, направила своих представителей Распопова И.Ю., Сивцова М.Ю., которые в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в нем. Также указали на то, что истец не получила служебное удостоверение, в связи с чем не имела возможности обратиться за медицинской помощью в медицинское учреждение по линии МВД.
Ответчик, третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
В возражениях на исковое заявление ответчик указал на то, что истцом нарушен порядок получения листа освобождения от исполнения служебных обязанностей, поскольку в поликлинике МВД по месту ее жительства имелись необходимые истцу в связи с ее заболеванием врачи, однако она обратилась за медицинской помощью в нарушение установленного порядка в ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е.Волосевич».
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Правовой статус сотрудников органов внутренних дел регламентирован нормами Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 2 ст. 3 указанного Закона в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии с п. 11 ст. 56 Федерального закона № 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 2 ст. 82 данного Федерального закона, по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.
В силу ч. 1 ст. 59 того же Федерального закона предоставленный сотруднику органов внутренних дел отпуск по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя продлевается либо переносится на другой срок, определяемый руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, в том числе, в случае временной нетрудоспособности сотрудника.
Аналогичное положение, согласно которому ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника, содержится в ст. 124 ТК РФ.
Поскольку нормами специального законодательства не урегулирован порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел, принявшему решение об увольнении по собственной инициативе, отпуска с последующим увольнением, к данным правоотношениям применимы нормы трудового законодательства, в частности, положения ст. 127 ТК РФ.
Согласно ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.
При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Роструда от 24.12.2007 № 5277-6-1, согласно которым за время болезни в период отпуска с последующим увольнением работнику выплачивается пособие по временной нетрудоспособности, однако в отличие от общих правил (ст. 124 ТК РФ), отпуск на число дней болезни не продлевается.
Таким образом, из положений действующего законодательства следует, что у лиц, работающих по трудовому договору, которым предоставлен отпуск с последующим увольнением, в случае их болезни в период отпуска не возникает ни права на перенос неиспользованных дней отпуска, ни права на выплату компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку сохраняемый средний заработок за период отпуска (ст. 114 ТК РФ) в такой ситуации получен ими в полном объеме, при этом за период временной нетрудоспособности им дополнительно подлежит выплате соответствующее пособие, предусмотренное Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд приходит к выводу о том, что сотрудники органов внутренних дел, которые не подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с вышеназванным Законом, в аналогичной ситуации, в случае отказа им в выплате компенсации за неиспользованный отпуск, фактически лишались бы возможности реализовать право на оплачиваемый отпуск, поскольку право на получение денежного довольствия за период временной нетрудоспособности для них установлено п. 24 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ. Указанная выплата не может одновременно признаваться оплатой отпуска, в то время как права на получение пособия по временной нетрудоспособности эти лица не имеют.
Однако уровень социальных гарантий для сотрудников органов внутренних дел в части их права на оплачиваемый отпуск, в том числе в ситуации, когда он не может быть использован вследствие временной нетрудоспособности, не может быть ниже, чем у лиц, работающих по трудовому договору, для которых такие гарантии вытекают из ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующей лицам, работающим по трудовому договору, оплачиваемый ежегодный отпуск, и из положений ч. 2 ст. 6 и ст. 11 Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках» (Женева, 24 июня 1970 г.), запрещающих зачет периодов нетрудоспособности, вызываемых болезнью или несчастным случаем, в качестве части минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, и гарантирующих работнику после прекращения трудовых отношений предоставление неиспользованного отпуска или выплату денежной компенсации.
Из материалов дела следует, что Кокшарова Е.В. в период с 25.06.2021 по 08.08.2022 проходила службу в органах внутренних дел МОтд МВД России «Провиденское» УМВД России по Чукотскому автономному округу.
Приказом начальника МОтд МВД России «Провиденское» от 22.03.2022 № 46л/с Кокшаровой Е.В. предоставлен отпуск с 11.04.2022 в количестве 92 дней с последующим расторжением контракта и увольнением со службы в органах внутренних дей Российской Федерации 27.07.2022. Приказом этого же должностного лица от 04.04.2022 № 55л/с внесены изменения в приказ от 22.03.2022 № 46л/с в части количества дней отпуска, а также последнего дня отпуска (считать последним днем отпуска – 08.08.2022).
27.06.2022 Кокшарова Е.В. обратилась к врио начальнику МОтд МВД России «Провиденское» с рапортом о выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 14 дней в связи с временно нетрудоспособностью в период с 10 по 23 июня 2022 года (период нахождения в отпуске). К данном рапорту истцом был приложен листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности № 2, выданный 10.06.2022 ГБУЗ АО «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич». Согласно данному листку Кокшарова Е.В. проходила амбулаторное лечение с 10.06.2022 по 23.06.2022.
На данный рапорт врио начальника МОтд МВД России «Провиденское» в ответе от 16.08.2022 указал на отсутствие оснований для выплаты компенсации в связи с тем, что трудовые отношения с истцом были прекращены с момента начала отпуска, в то время как нетрудоспособность наступила после начала отпуска с последующим увольнением.
Довод ответчика о том, что фактически трудовые отношения с работником прекращаются с момента начала отпуска, является необоснованным, поскольку, как указывалась ранее, в случае предоставления работнику отпуска с последующим увольнением последний день работы и день увольнения, как это происходит при увольнении в других случаях, не совпадают. При предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением последний день работы работника приходится на последний день исполнения им трудовых обязанностей, то есть на день, предшествующий дню отпуска, однако, днем увольнения такого работника также как и в других случаях увольнения является последний день отпуска, когда и прекращаются трудовые отношения между сторонами. Ссылка представителя ответчика на Определение Конституционного Суда РФ от 25 января 2007 года № 131-О-О является несостоятельной, поскольку в указанном Определении сделан вывод о том, что право отозвать заявление об увольнении по собственному желанию может быть реализовано работником только до окончательного прекращения работы в связи с использованием отпуска и последующим увольнением. Вместе с тем, это не означает, что трудовые отношения между сторонами в таких случаях прекращаются в день, предшествующий дню начала отпуска.
Сотрудники органов внутренних дел имеют право на медицинское обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 18 статьи 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» также предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такой медицинской организации по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Приказом МВД России от 24.04.2019 № 275 утверждена Инструкция об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 21 указанной Инструкции определено, что после закрытия документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность сотрудника, выданные медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в день, когда сотрудник приступает к выполнению служебных обязанностей, визируются у его непосредственного начальника и в течение трех рабочих дней представляются сотрудником в поликлинику по месту прикрепления сотрудника на медицинское обеспечение для регистрации в целях учета и анализа заболеваемости.
Согласно пункту 22 данной Инструкции при оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудником в поликлинику по месту прикрепления его на медицинское обеспечение одновременно с документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность, представляется выписка из медицинской карты (из медицинской карты стационарного больного) с указанием диагноза, сведений о состоянии здоровья, результатах проведенного медицинского обследования и лечения, рекомендаций по дальнейшему наблюдению у врачей-специалистов в целях обеспечения преемственности в лечении.
В случае удаленности места службы сотрудника от поликлиники, к которой он прикреплен на медицинское обеспечение, выписка из медицинской карты (из медицинской карты стационарного больного) в течение пяти рабочих дней (с даты выхода сотрудника на службу) направляется сотрудником любым способом, обеспечивающим доставку указанного документа в поликлинику (пункт 23 Инструкции).
Соответствующие правовые позиции содержатся в пункте 5 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017.
Согласно пунктам 1, 4 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организаций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1563, в случаях отсутствия по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи, предусмотрено направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации государственной или муниципальной системы здравоохранения медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников.
Из приведенных нормативных положений следует, что отношения по медицинскому обслуживанию, по освобождению сотрудников органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью регулируются специальным законодательством. Особенностями правоохранительной службы и специальным правовым статусом сотрудников органов внутренних дел обусловлено установление им как социальных гарантий, обеспечивающих повышенную социальную защиту, так и дополнительных ограничений, обязанностей и запретов.
В частности, в соответствии с частью 24 статьи 2 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае освобождения сотрудника от выполнения должностных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью ему выплачивается денежное довольствие за весь период временной нетрудоспособности в полном размере.
Вместе с тем на сотрудника органов внутренних дел возложена обязанность в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей (пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ). При этом механизм реализации сотрудником органов внутренних дел права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью установлен специальными правовыми нормами - частью 1 статьи 65 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, пунктом 21 Инструкция об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, требования которых в силу пункта 1 части 1 статьи 12 этого же закона сотрудник обязан соблюдать.
Таким образом, временная нетрудоспособность сотрудника органов внутренних дел подтверждается документами, выданными медицинскими учреждениями системы МВД России, к которым прикреплен сотрудник, либо документами, выданными иными медицинскими учреждениями, но зарегистрированными в медицинском учреждении системы МВД России по месту прикрепления на медицинское обслуживание.
Как следует из материалов дела, листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности выдан истцу ГБУЗ АО «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич», т.е. не медицинским учреждением системы МВД России и не по направлению данного учреждения.
Из заключенного между ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области» и ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» договора № 219 от 18.11.2020 следует, что основанием для приема медицинской организацией сотрудника для оказания медицинской помощи в плановой форме является представление сотрудником выданного ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области» направления, заверенного гербовой печатью.
Довод представителей истца о том, что истец обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. Е.Е. Волосевич» в виду отсутствия у нее служебного удостоверения, является несостоятельным, поскольку, как следует из материалов дела, служебное удостоверение было направлен по месту службы истца 19.01.2022, однако получено ею не было в виду нахождения в отпуске. Более того, с момента начала службы у ответчика (25.06.2021) истец не обращалась с заявлением о выдаче ей удостоверения, данный вопрос также не поднимался ее представителем Распоповым И.Ю., занимавшим в указанный период должность старшего инспектора направления по работе с личным составом МОТД МВД России «Провиденское». В судебном заседании представитель истца Распопов И.Ю. пояснял, что истец не намеревалась обращаться за медицинской помощью в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области», а обратилась сразу же в поликлинику по месту своего жительства (ГБУЗ АО «Первая ГКБ им. Е.Е. Волосевич»).
Из письма ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области» от 07.06.2023 следует, что оказание медицинской помощи сотруднику органов внутренних дел возможно и при предъявлении выписки из приказа территориального органа МВД России при нахождении сотрудника в отпуске или о наличии права на пенсионное обслуживание. Экстренная медицинская помощь оказывается при обращении всем пациентам независимо от наличия у них удостоверяющих документов. В регистратуре ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области» имеется медицинская карта пациента № 6326 на имя Кокшаровой Е.В., сведений о выдаче данной карты не зарегистрировано, что опровергает довод истца о том, что она не прикреплена на медицинское обеспечение к поликлинике ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>»..
Довод истца о том, что ранее листки освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности принимались работодателем к учету в другие периоды и в отношении других работников, не может быть принят, поскольку указанные действия ответчика не относятся к предмету настоящего спора.
Праву истца на получение медицинской помощи в любом медицинском учреждении не корреспондирует обязанность ответчика принимать к учету листки освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности любого медицинского учреждения с выплатой соответствующей компенсации.
Запрета для сотрудников органов внутренних дел на обращение за медицинской помощью в любые медицинские организации действующим законодательством в спорный период предусмотрено не было, однако законодателем установлены обязательные для исполнения такими сотрудниками общие правила оформления документов, подтверждающих временную нетрудоспособность и освобождающих их в связи с этим от исполнения служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что в спорный период истец проходила лечение у ******. Наличие данного врача в поликлинике ФКУЗ «МСЧ МВД России по Архангельской области» в период с 10 по 23 июня 2022 года подтверждено соответствующим письмом от 23.03.2023
С учетом того, что служба в системе органов внутренних дел России является специальным видом государственной службы, которая устанавливает особые обязательства и ограничения, о которых ответчик обязана была знать и соблюдать их, наличием в спорный период врача-невролога, нарушением порядка обращения за медицинской помощью, которым установлено, что лишь при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение компенсации на период его освобождения от исполнения служебных обязанностей при временной нетрудоспособности, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Кокшаровой Е. В. (паспорт №) к Межмуниципальному отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Провиденское» (ИНН №) о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд через Исакогорский районный суд г.Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) Т.С. Шкарубская