Дело №2а-2732/2019
№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2019 года г. Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Тагильцева Р.В.,
при секретаре Коробовой А.В.,
с участием прокурора Боровковой Е.П., представителя административного истца Кочина Д.Б., административного ответчика Попова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГУ МВД России по Алтайскому краю о помещении Попова А.Ю., подлежащего депортации, в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Алтайскому краю (далее – ГУ МВД) обратилось в суд с административным иском, в котором просит поместить Попова А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Барнаулу, расположенный по адресу: <данные изъяты> (далее – ЦВСИГ), на срок <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Ю. осужден по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации и приговорен к <данные изъяты> лишения свободы.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство юстиции Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вынесло в отношении Попова А.Ю. распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации № связи с чем законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации он не имеет.
В соответствии с п.п. 11, 12 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» ГУ МВД ДД.ММ.ГГГГ в отношении Попова А.Ю. вынесло решение о депортации за пределы Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Ю. подлежит освобождению из <данные изъяты> в связи с отбытием наказания.
Решением ГУ МВД от ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Ю. будет помещен в ЦВСИГ с ДД.ММ.ГГГГ на срок, не превышающий 48 часов, на основании п. 9.3 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Ввиду того, что у административного ответчика отсутствует документ, действительный для пересечения Государственной границы Российской Федерации и необходимый для исполнения решения о его депортации, законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации у Попова А.Ю. не имеется, поэтому он должен содержаться в специальном учреждении до исполнения решения о его допортации.
В судебном заседании представитель административного истца Кочин Д.Б. на удовлетворении административных исковых требований настаивал по вышеизложенным основаниям, пояснил, что в Консульство Республики Казахстан в г. Омске подготовлен запрос для установления гражданской принадлежности Попова А.Ю.
Административный ответчик Попов А.Ю. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснил, что въехал в возрасте <данные изъяты> лет в Российскую Федерацию (в <данные изъяты>) с родителями, однако не был документирован ни паспортом гражданина Республики <данные изъяты>, ни паспортом гражданина Российской Федерации.
Прокурор Боровкова Е.П. в судебном заседании дала заключение о возможном удовлетворении исковых требований, поскольку в отношении Попова А.Ю. приняты решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и о депортации, у него отсутствуют документы, позволяющие находиться на территории Российской Федерации на законных основаниях и пересечь Государственную границу.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, изучив доводы административного искового заявления, материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55, часть 3 статьи 62).
Основания и порядок временного помещения иностранного гражданина, подлежащего депортации, а также продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении предусмотрены Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и главой 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ст. 31 настоящего Федерального закона в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, решение о его реадмиссии.
Под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Согласно п.п. 9, 12 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» исполнение решения о депортации иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя (п. 9.3 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение на срок свыше сорока восьми часов может осуществляться только на основании решения суда (п. 9.4 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Попов А.Ю. является лицом без гражданства, что подтверждается заключением об установлении личности иностранного гражданина. Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Ю. осужден по <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации и приговорен к <данные изъяты> лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № пребывание (проживание) в Российской Федерации Попова А.Ю. признано нежелательным. Копия распоряжения получена административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующим уведомлением, обжаловано не было.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.03.2003 №3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации.
Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и п. 3 ст. 2 Протокола №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписан в г. Страсбурге 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Как указано в статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950), вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции, допустимо, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности либо защиты прав и свобод других лиц.
Данные положения согласуются с положениями статей 4 и 55 Конституции Российской Федерации о суверенитете и возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также статьи 62 Конституции Российской Федерации о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Таким образом, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступлений, препятствующих иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации, расценено Министерством юстиции Российской Федерации как основание для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Попова А.Ю. в Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 5 – 7 ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Алтайскому краю вынесло решение о депортации Попова А.Ю. за пределы Российской Федерации, которое им не обжаловано. Законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации административный ответчик не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Ю. освобожден из <данные изъяты> в связи с отбытием наказания, направлен для исполнения решения о депортации в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан, куда он был помещен решением инспектора ОИК УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ
Административным истцом подготовлен запрос в Консульство Республики <данные изъяты> для установления гражданской принадлежности Попова А.Ю.
В силу ч. 1 ст. 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.
Ввиду того, что у административного ответчика отсутствует документ, действительный для пересечения Государственной границы Российской Федерации и необходимый для исполнения решения о его депортации, административным истцом предпринимаются в настоящее время меры по установления гражданской принадлежности Попова А.Ю., суд удовлетворяет требования ГУ МВД России по Алтайскому краю, помещает его в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Барнаулу, расположенный по адресу: <адрес> на срок <данные изъяты> со дня вынесения настоящего решения.
Помещение административного ответчика в специальное учреждение само по себе не влечет нарушения его прав, является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого лица, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за ее пределы, а также мерой, направленной на защиту правоотношений, перечисленных в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, соразмерно цели защиты этих правоотношений.
Применение такой меры в данном случае согласуется с положениями подпункта «f» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Руководствуясь статьями 180, 269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░