УИД 38RS0031-01-2020-005717-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Столповской Д.И., при помощнике ФИО4,
с участием административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-603/2021 по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения о признании незаконным отказа в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта, обязании рассмотреть уведомление об окончании строительства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с требованиями, которыми просит суд признать незаконным отказ ответчика Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта № от 08.12.2020 ФИО2; обязать ответчика Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения рассмотреть уведомление об окончании строительства жилого дома, расположенного по адресу: ...., р......
В обоснование заявленных требований истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ...., р....., что подтверждается выпиской из ЕГРН от **/**/****.
На основании разрешения на строительство № от 08.09.2016 года выданного администрацией Листвянского муниципального образования, на земельном участке по вышеуказанному адресу, мной был возведен двухэтажный индивидуальный жилой дом, общей площадью 153,4 кв.м., что подтверждается техническим планом здания от 23.07.2020 года.
04.12.2020 года в порядке ч.15 ст.55 ГрК РФ Истец обратился в администрацию Листвянского муниципального образования (в дальнейшем именуемая «Ответчик») с уведомлением об окончании строительства.
09.12.2020 года в ответ на уведомление Истцу был предоставлен отказ в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта № от 08.12.2020 года, в обосновании которого Ответчиком указано, что земельный участок находится в границах особо охраняемых природных территорий (Прибайкальский национальный парк), соответственно, уполномоченным органом на выдачу разрешения на ввод в эксплуатацию является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Ответчик такими полномочиями не наделен.
Истец считает, что данный отказ основан на неверном толковании норм действующего законодательства по следующим основаниям:
В соответствии с ч.2 ст.55 ГрК РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство.
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что орган уполномоченный на выдачу уведомления о является ответчик.
Действиями Ответчика выраженные отказом в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта, нарушают права истца, как собственника вновь возведенного строения на земельном участке, принадлежащем на праве собственности.
Кроме того, разрешение на строительство не оспорено и не отменено.
В судебном заседании административный истец ФИО2 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения ФИО5, действующий в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признал, указал, что отказ администрации законен. По существу заявленных требований представил отзыв, который приобщен к материалам дела.
Представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статьи 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц.
Заслушав административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО5, исследовав материалы административного дела, письменные доказательства по делу и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец ФИО2 обратился с настоящим административным иском 12 декабря 2020 года после получения оспариваемого отказа административного ответчика от 8 декабря 2020 года, то есть в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган, организацию и должностное лицо.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.
Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: ...., р....., что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН.
8 сентября 2016 года Администрацией Листвянского муниципального образования – Администрацией городского поселения выдано разрешение на строительство индивидуального двухэтажного жилого дома на земельном участке, расположенного по адресу: ...., р......
Как следует из доводов истца, на принадлежащем ему земельном участке им был возведен индивидуальный жилой дом общей площадью 153,4 кв.м., после чего, 4 декабря 2020 года, он обратился в администрацию Листвянского муниципального образования с уведомлением об окончании строительства.
8 декабря 2020 года Администрацией Листвянского муниципального образования – Администрацией городского поселения принято решение об отказе в выдаче уведомления о соответствии уведомления о соответствии построенного объекта. Основанием к отказу явилось нахождение земельного участка, расположенного по адресу: ...., р..... в границах особо охраняемой природной территории. В связи с чем, административным ответчиком было указано на отсутствие полномочий на выдачу разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии со статьей 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1).
На основании части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, выдают указанные разрешения в отношении этапов строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 51 и частью 3.3 статьи 52 настоящего Кодекса (часть 2.1 статьи 55 ГрКРФ).
Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного наследия.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (пункт 2 статьи 2 указанного Федерального закона).
Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» дано определение центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также указано, что ее границы определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. № 368-р «Об установлении границы водоохранной зоны озера Байкал» такие границы были установлены.
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р закреплено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Территория р.п. Листвянки Иркутского района относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 г. № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустненского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк. Границы Прибайкальского национального парка были установлены при его создании, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.
В силу пункта 2 статьи 94, пунктов 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 2 Приложения № 1 к названному постановлению земли национальных парков относятся к категории земель особо охраняемых природных территорий и объектов и являются федеральной собственностью.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1, пунктов 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон № 33-ФЗ) с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются категории указанных территорий, в том числе национальные парки.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении, соответственно, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено, что национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №2055-р Прибайкальский национальный парк отнесен к ведению Минприроды России.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №224-ФЗ "О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 22 июля 2011 года выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности оспариваемого решения административного органа, которым административному истцу предложено обратиться в уполномоченный орган, поскольку Администрация Листвянского муниципального образования такими полномочиями не наделена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к Администрации Листвянского муниципального образования – Администрации городского поселения о признании незаконным отказа в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта, обязании рассмотреть уведомление об окончании строительства - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Столповская
В окончательной форме решение суда изготовлено **/**/****.