Решение по делу № 3а-172/2020 от 27.05.2020

Дело № 3а- 172/2020

УИД 21 OS 0000-01-2020-000073-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2020 года                                                            г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Ленковского С.В.,

с участием представителей:

истца Акционерного Общества «Чувашагрокомплект» Миндрюковой Т.С.,

административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,

административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Львовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Чувашагрокомплект» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и установлении его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости,

установил:

Представитель административного истца АО «Чувашагрокомплект» ( далее Общество) Миндрюкова Т.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером общей площадью 1482 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости.

В обоснование заявленного требования административный истец указал на то, что Общество является собственником указанного земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной Филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике - Чувашии кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2019 г. составляет 7511754,12 рублей. Общество, посчитав установленную кадастровую стоимость завышенной и необоснованной, обратилось в оценочную организацию в целях определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету №1600/2020 от 06.04.2020, составленного индивидуальным предпринимателем ФИО1., рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 г. составляет 2 264 000 рублей. Считает, что указанные диапазоны расхождения кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью не могут являться приемлемыми и допустимыми и свидетельствуют о нарушении прав Общества. Установленная кадастровая стоимость нарушает права Общества как плательщика платы налога за землю в справедливом размере. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости, в размере 2 264 000 рублей по состоянию на 01. 01.2020 г.

В уточнении к административному иску представитель административного истца просит установить кадастровую стоимость указанного участка по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 1687000 рублей, в соответствии с заключением экспертизы.

Представитель административного истца Миндрюкова Т.С. административный иск поддержала.

Представитель Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. не возражала против удовлетворения иска в размере, указанном в заключение экспертизы. С выводами заключения экспертизы согласилась.

Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Из представленного отзыва Кабинета Министров Чувашской Республики следует, что Кабинет Министров не возражает против административного иска и разрешение данного вопроса оставляют на усмотрение суда.

Представитель Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики в судебное заседание не явился. В письменном сообщении указано о рассмотрении дела без участия представителя.

Согласно представленного отзыва филиала Федерального государственного бюджетного учреждения ФКП Росреестра по Чувашской Республике, учреждение не возражает против удовлетворения иска, просил дело рассмотреть без участия представителя.

Заинтересованное лицо - представитель администрации г. Чебоксары Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и сведения, изложенные в отзывах, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1482 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилых зданий для производственной деятельности.

Согласно ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В пункте 2 ст.66 ЗК РФ указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития РФ от 22.06.2015 № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2019 № 485 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Чувашской Республики, кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2019 годасоставляет 7511754, 12 рублей, что подтверждается представленной административным истцом выпиской из ЕГРН от 22.05.2020.

Административный истец не обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Административный истец 26.11.2019 г. направил заявление в Министерство экономического развития промышленности и торговли Чувашской Республики и Бюджетное учреждение Чувашской Республиким «Чувааштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в котором выразил несогласие с кадастровой оценкой трех земельных участков. Указанное заявление было рассмотрено заместителем директора Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чувааштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики и дан письменный ответ, согласно которого оснований для пересмотра оценки не установлено.

Частью 1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации ( далее НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Пунктом 1 ст.390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п.2).

В соответствии с п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1.1 ст.391 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В Письме ФНС России от 27.11.2018 № БС-4-21/22899@ "О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019" разъяснено, что кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

С учетом того, что Общество является собственником указанного выше земельного участка, размер кадастровой стоимости спорного объекта затрагивает права и обязанности административного истца, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с заявленным требованием.

В соответствии с ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона Российской Федерации от 22 июня 2016 года № 237 –ФЗ « О государственной кадастровой оценке» ( в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №274-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в ЕГРН внесены 17 января 2020 года. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость 01.01.2019 года. Данных о том, что на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной кадастровой оценки, не имеется. В комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка истец не обращался. Таким образом, установленный ч.3 ст.245 КАС РФ пятилетний срок для оспаривания в судебном порядке результатов определения кадастровой стоимости земельных участков административным истцом не пропущен, и его восстановление не требуется.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в п.19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ). Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Разрешая заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равного его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно ст.3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон) для целей оценки под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

В силу ст.24.15 Закона датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января 2019 года. При этом в соответствии с ч.1 ст.62, ч.5 ст.247 и ст.248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на сторону административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

В обоснование исковых требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка истцом представлен отчет №1600- 2020- НР от 06.04.2020 г., выполненный Индивидуальным предпринимателем ФИО1 в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года составляет 2 264000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца заявила ходатайство о назначении экспертизы, которое судом было удовлетворено. Оплата экспертизы возложена на истца и им произведена в размере 20000 рублей.

Согласно заключению экспертизы от 17 сентября № 282 стоимость указанного участка составляет 1687000 рублей. С данными выводами стороны согласны и её не оспаривают.

Суд в соответствии с положениями ст.82 и 84 КАС РФ, оценив представленные доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании приходит к выводу, что указанное заключение экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Приведенные в экспертизе выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемого земельного участка основано на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Суд, проанализировав названное заключение экспертизы в совокупности с другими представленными по делу доказательствами и, руководствуясь законодательством об оценочной деятельности, считает необходимым определить кадастровую стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2019 года на основании результата, указанного в экспертизе.

Кроме того, в административном иске истец просит взыскать с ответчиков 18333 рублей за составление отчета. В судебном заседании представитель истца Миндрюкова Т.С. заявила также о взыскании денежных средств в размере 20 000 рублей, оплаченных за судебную экспертизу и 2000 рублей - госпошлину.

Указанные требования подлежат удовлетворению частично.

Как следует из содержания норм закона, регулирующих порядок распределения судебных расходов между сторонами, согласно статьи 111 КАС РФ распределение судебных расходов возмещается лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу. Указанные положения нашли отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".

Как следует из материалов административного дела, расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка (7511754,12 рублей) и его рыночной стоимостью ( 1 687 000 рублей) составляет более 100 %, что не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, и может свидетельствовать об ошибке, допущенной при проведении массовой кадастровой оценки, повлекшей нарушение конституционных прав и свобод административного истца.

Данный вывод согласуется с правовой позицией изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г. N 20-П по делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждански Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр".

Исходя из содержания пункта 31 Постановления N 28, при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, в рассматриваемом случае является Кабинет Министров Чувашской Республики.

При таких обстоятельствах, расходы по оплате судебной экспертизы и оплаты госпошлины подлежат взысканию с этого органа.

При этом суд исключает из судебных расходов денежные средства, понесенные истцом в размере 18333 рублей за составление отчета, поскольку отчет был составлен с учетом стоимости объекта на 01.01.2020 года, в то время как кадастровая стоимость установлена и оспаривается на 01.01.2019 года. Именно это обстоятельство послужило основанием для назначения экспертизы в ходе судебного заседания.

Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 1 687 000 ( один миллион шестьсот восемьдесят семь тысяч) рублей.

Датой подачи заявления считать 27 мая 2020 года.

Взыскать с Кабинета Министров Чувашской Республики за счет средств Республиканского бюджета Чувашской Республики через расчетный счет Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в пользу АО « Чувашагрокомплект» 22000 ( двадцать две тысячи) рублей.

Отказать в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика 18333 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2020 года.

Судья

3а-172/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Чувашагрокомплект"
Ответчики
Управление Росреестра по ЧР
Министерство экономического развитияи имущественных отношений ЧР
Другие
Миндрюкова Т.С.
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Ленковский С.В.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
27.05.2020Регистрация административного искового заявления
27.05.2020Передача материалов судье
29.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2020Судебное заседание
17.07.2020Судебное заседание
19.10.2020Производство по делу возобновлено
20.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее