Дело № 2-944/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2018 года г.о. Химки Московская область
Химкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Мироновой Ю.В.,
при секретаре Симоновой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юрченко Валерия Васильевича к Государственному учреждению-Главному управлению Пенсионного фонда РФ №5 по г. Москве и Московской области о признании права, признании решения незаконным, включении периодов, назначении досрочной страховой пенсии, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Юрченко В.В. обратился в суд к Государственному учреждению-Главному управлению Пенсионного фонда РФ №5 по г. Москве и Московской области с требованиями о признании права, признании решения незаконным, включении периодов, назначении досрочной страховой пенсии, взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указал, что обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, представив все необходимые документы, обосновав право на ее получение. Однако было вынесено решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемых условий. С вынесенным решением истец не согласился, поскольку он работает в должности спасателя (водолаза) по настоящее время общее количество его пребывания под водой более требуемых 2750 часов, а именно 3390 часов 42 минуты.
Истец Юрченко В.В. в судебное заседание явился, поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям. Сообщил суду, что работает спасателем с 2000 года.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ №5 по г. Москве и Московской области Кучер О.П. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на основания, указанные в решениях об отказе в установлении пенсии.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 15 ноября 2000 года Юрченко В.В. принят спасателем на спасательную станцию «Центральная» в Московской городскую поисково-спасательную службу Правительства Москвы, которая 17 января 2002 года была переименована в поисково-спасательную станцию «Центральная».
01 августа 2009 года Юрченко В.В. назначен спасателем поисково-спасательной станции «Центральная».
01 марта 2015 года истец переведен на должность «спасатель 1 класса» поисково-спасательной станции «Центральная», с которой он был уволен 21 февраля 2017 года в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 83 ТК РФ: истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Данные сведения подтверждены представленной копией трудовой книжки АТ-II №3409046 (л.д. 35-39).
При этом истцом также представлена копия трудовой книжки ТК №6331971 от 08 января 2000 года, согласно которой 08 января 2000 года он был принят на работу в Московскую городскую спасательную службу в качестве матроса – спасателя. 19 апреля 2000 года переведен на должность водолаза – спасателя Центральной спасательной станции и 27 мая 2005 года уволен по ст. 80 ТК РФ (по собственному желанию). После чего истец был принят в качестве спасателя в государственной учреждение Московской области Московская областная спасательная служба (Центральная водно-спасательная станция) 06 июня 2005 года.
01 января 2008 года истец переведен на должность спасателя в Мытищинское территориальное управление силами и средствами ГУ Мо «Мособложспас», в которой он работает по настоящее время.
Судом установлено, что 05 июля 2017 года Юрченко Валерий Васильевич, 05 сентября 1963 года рождения, обратился к ответчику с заявление о назначении пенсии.
Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, протокол №09/-352 от 29 сентября 2017 года (с учетом исправленного протокола от 01 февраля 2018 года №02/-10), в назначении пенсии истцу было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа, при этом в специальный стаж не включены периоды работы общей продолжительностью 21 год 07 месяцев 14 дней в качестве спасателя на спасательной станции «Центральная» ГКУ «МГПСС» и в ГКУ МО «Мособлпожспас», так как фактическая занятость на работах под водой у истца составляет менее 275 часов в год и менее 25 часов в месяц.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Юрченко В.В. полагает, что при назначении ему пенсии должна быть просуммирована вся его фактическая занятость на работах под водой.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации постановлено установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
А) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:
список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
список N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;
В данном постановлении Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в разделе общие профессии (12100000) в списке указаны Водолазы и другие работники, занятые работой под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц - 12100000-11465).
Для досрочного назначения водолазам страховой пенсии по старости по Списку N 1 основным условием является наличие не менее 10 лет стажа на соответствующих видах работ для мужчин и не менее 7 лет 6 месяцев для женщин при общем страховом стаже соответственно не менее 20 и 15 лет.
В связи с особым характером работы водолазов и других работников, занятых на работах под водой, кроме этих условий для них законодательством установлены дополнительные требования, выражающиеся в количестве времени пребывания под водой. Поэтому стаж на соответствующих видах работ водолазам исчисляется по часам подводной работы.
Стаж на соответствующих видах работ исчисляется по годам исходя из 275 часов в год. За полные учитываются те годы, в течение которых водолаз был под водой не менее 275 часов.
Годы, в течение которых водолаз находился под водой менее 275 часов, исчисляются по месяцам исходя из месячной нормы 25 часов в месяц. Месяц, в котором имеется 25 часов и более подводной работы, учитывается как один месяц, а менее 25 часов подводной работы исключается из подсчета такого стажа. Полученные месяцы суммируются и делятся на 12, в результате чего получается количество лет, в течение которых водолаз был занят под водой.
При этом исчисление стажа на соответствующих видах работ исходя из суммарного количества часов пребывания водолаза под водой не допускается.
Период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в качестве водолазов и других работников, занятых работой под водой, подтверждается водолазной книжкой, а при ее отсутствии - на основании журналов учета времени пребывания под водой, табелей учета рабочего времени, табелей для оплаты за время пребывания под водой, приказов о выплате единовременного вознаграждения за каждые 500 часов водолазной практики и других документов, в которых имеются достоверные данные о количестве часов пребывания под водой.
Отказывая в назначении истцу досрочной страховой пенсии, ответчик правомерно исходил из того, что в периоды с 08.01.2000 по 31.12.2006, с 01.01.2008 по 31.12.2011, с 01.01.2015 по 21.02.2017 работы спасателем на спасательной станции «Центральная» ГКУ «МГПСС», а также в периоды работы спасателем с 01.01.2005 по 31.12.2006, 01.01.2008 по 31.12.2011, с 01.01.2015 по 31.05.2017 в ГКУ МО «Мособлпожспас» фактическая занятость истца на работах под водой в указанные периоды составила менее 275 часов в год и менее 25 часов в месяц, при этом в период с 01.10.2013 по 31.10.2013 отсутствовали погружения под воду, что подтверждено представленными в материалы дела актами документальной проверки от 07 августа 2017 года и 06 сентября 2017 года.
Таким образом, стаж истца, который в силу положений действующего законодательства, подлежал включению в специальный стаж исходя из принципа его исчисления составил 03 года 11 месяцев 03 дня.
Таким образом, оснований для назначения пенсии истцу у ответчика не имелось.
Ссылки истца на то, что в разъяснении Министерства труда Российской Федерации от 11 мая 1993 года № 6 «О порядке применения Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 № 10, и дополнений к этим спискам, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 09 августа 1991 года № 591» указано, что по Списку № 1 пенсии следует назначать водолазам и другим работникам, занятым под водой, в том числе в условиях повышенного атмосферного давления, не менее 275 часов в год (25 часов в месяц), либо время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Указанное Разъяснение согласуется с ранее высказанной позицией Министерства социального обеспечения РСФСР, изложенной в Письме от 13 марта 1987 года № 1-33-И, о том, что не имеется оснований для отказа в назначении льготной пенсии водолазам, инструкторам по водолазному делу, водолазным специалистам, инструкторам-водолазам, старшинам водолазной станции, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 3000 часов (на тот период времени занятость под водой была установлена 300 часов в год) и более, при условии достижения ими 50-летнего возраста и стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на водолазных работах.
Вместе с тем, исходя из анализа вышеприведенных норм, содержащееся в разъяснении Министерства труда РФ от 11.05.93 г. № 6 положение о том, что по Списку № 1 пенсии следует назначать водолазам, время пребывания которых под водой с начала водолазной практики составляет 2750 часов и более, не свидетельствует о возможности суммарного исчисления специального стажа работы водолазов в тех случаях, когда установленная законом норма часов в год либо в месяц не вырабатывалась.
Кроме того, пенсионное законодательство не содержит положений, позволяющих приравнять 2750 часов погружений под воду и более в течение всей водолазной практики к 10 годам специального стажа, предусмотренного в ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ для определения права на досрочную трудовую пенсию по Списку № 1.
При таких обстоятельствах, исковые требования о признании права, признании решения незаконным, включении периодов, назначении досрочной страховой пенсии не подлежат удовлетворению.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, то оснований, предусмотренных ст. 98 ГПК РФ, для взыскания расходов на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, у суда также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Юрченко Валерия Васильевича к Государственному учреждению-Главному управлению Пенсионного фонда РФ №5 по г. Москве и Московской области о признании права, признании решения незаконным, включении периодов, назначении досрочной страховой пенсии, взыскании судебных расходов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Миронова
Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2018 года
Судья Ю.В. Миронова