Дело № 2а-1295/2022
УИД: 74RS0007-01-2021-010565-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2022 года город Челябинск
Курчатовский районный суд г.Челябинска в составе:
председательствующего судьи Шовкун Н.А.,
при секретаре Шагавалеевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морева Александра Алексеевича к Призывной комиссии Курчатовского района г. Челябинска о признании незаконным решение призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Морев А.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Курчатовского района г. Челябинска о признании незаконным решение призывной комиссии от 06 декабря 2021 года.
В обоснование требования административный истец указывает, что оспариваемым решением утверждено решение районной призывной комиссии о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями и о призыве административного истца на военную службу, тогда как административный истец имеет заболевание, препятствующее прохождению военной службы.
В судебном заседании административный истец Морев А.А., административный ответчик призывная комиссия Курчатовского района г. Челябинска, заинтересованные лица Военный комиссариат Курчатовского и Калининского района г.Челябинска, Призывная комиссия по Челябинской области, ФКУ Военный комиссариат по Челябинской области участия в судебном заседании не принимали, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Курчатовского района г. Челябинска представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении требований, указывая, что категория годности призывника определена в соответствии с медицинскими документами о состоянии здоровья Морева А.А.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Как следует из материалов дела, Морев А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате Курчатовского и Калининского районов города Челябинск Челябинской области.
В ходе призывной компании осень-зима 2021 года, а именно 06 декабря 2021 года Морев А.А. был освидетельствован врачами - специалистами медицинской комиссии военного комиссариата Курчатовского и Калининского районов города Челябинск Челябинской области.
В соответствии с итоговым заключением врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию (результаты содержатся в параграфе «Б» годен к военной службе с незначительными ограничениями, на основании п. «д» ст. 66 графы I Расписания болезней – сколиоз первой степени, Морев А.А. был признан годным к военной службе. В связи с этим решением призывной комиссии Курчатовского района Челябинского городского округа от 06 декабря 2021 г. года Морев А.А. был призван на военную службу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком доказано соответствие оспариваемого решения призывной комиссии требованиям Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает, в том числе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе.
В силу ст. 22 указанного закона призыву на военную службу подлежат также граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
При этом в силу положений ст. 8 Федерального закона от № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением лиц, указанных в п. 1 ст. 8 указанного закона. Обязанность же осуществлять мероприятия, связанные с воинским учетом граждан, возложена на военные комиссариаты по месту жительства гражданина.
В ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закона о воинской обязанности) определено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии.
Положениями п. 1 ст. 28 Закона о воинской обязанности установлено,
что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.
В соответствии с подпунктом «а» п. 1 ст. 23 Закона о воинской обязанности от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с п. 1 ст. 5.1. Закона о воинской обязанности граждане
при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В силу п. 2 ст. 5.1. указанного закона врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования
граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 3 ст. 5.1.).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5.1.).
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565 установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
В силу п. 5 данного Положения о призыве на военную службу призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных
призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации своим постановлением № 04.07.2013 г. № 565 утвердило Положение о военно-врачебной экспертизе, которая проводится, в том числе, в мирное время, в целях определения годности к военной службе.
Согласно п. 6 данного Положения годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
В соответствии с п. 1 Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации (далее Требования к состоянию здоровья призывников), являющимися приложением к Положению о военно- врачебной экспертизе, настоящий документ включает в себя Расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе категорий граждан.
В силу п. 2 указанных Требований в расписании болезней также предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Как следует из копии личного дела призывника Морева А.А. в ходе
проведения осеннего призыва на военную службу 2021 года врачами – специалистами медицинской комиссии отдела военного комиссариата по Курчатовскому и Калининскому районов Челябинского городского округа у истца не выявлено заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. Итоговое заключение врача, руководящего работой врачей-специалистов – Б «годен к военной службе незначительными ограничениями, графа I Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утверждённому Постановлением Правительства РФ № 565 от 04.07.2013 года (далее Расписания болезней).
Указанной комиссией истцу установлен диагноз: сколиоз 1 степени.
В соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Из административного искового заявления следует, что Морева А.А. не согласен с решением призывной комиссии, просил направить его на дополнительное обследование и принять в отношении него категорию годности к военной службе «Б».
Однако в ходе рассмотрения дела административным истцом не представлено доказательств необоснованности вышеуказанного заключения Военно-врачебной комиссии.
Сами по себе доводы административного истца о наличии у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, при наличии которых административному истцу должна быть определена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе, не опровергают выводов военно-врачебной комиссии, результаты которой могут быть опровергнуты лишь посредством проведения независимой военно-врачебной экспертизы.
Суд отмечает, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (часть 1 статьи 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Как следует из оспариваемого решение призывной комиссии, Морев А.А. должен был поступить на службу до 31 декабря 2021 года, однако, в связи с обжалованием решения призывной комиссии на службу не поступил, соответственно оспариваемое решение призывной комиссии Челябинской области в настоящее время юридического значения не имеет в связи с окончанием призывной компании 2021 года, в отношении Морева А.А. в период нового призыва на военную службу будет вновь принято решение, то есть права Морева А.А. не нарушены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что по результатам медицинского освидетельствования административного истца была правильно определена его категория годности к военной службе. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Следовательно, правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Морева Александра Алексеевича к Призывной комиссии Курчатовского района г. Челябинска о признании незаконным решение призывной комиссии от 06 декабря 2021 года отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Курчатовский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Шовкун Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2022 года
Курчатовский районный суд г. Челябинска
Копия верна
Решение не вступило в законную силу 24.02.2022 г.
Судья
Секретарь
Подлинник решения находится в деле № 2а-1295/2022