Дело № 2-513/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 мая 2018 год г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре Камалетдиновой А.Г.,
с участием прокурора Летюк И.А.,
представителя ответчика Вьюжанина А.Н.,
представителя третьего лица ГКУ «Чайковское лесничество» Степанкова К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Фокинского сельского поселения о возложении обязанности по формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет и регистрации в ЕГРП земельных участков, на которых расположены кладбища,
УСТАНОВИЛ:
Чайковский городской прокурор в интересах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
В обосновании заявленных требований указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле установлено, что на территории Фокинского сельского поселения имеется 9 общественных кладбищ, при этом земельные участки в д. Гаревая, д. Русалевка, д. Каменный Ключ, д. Лукинцы, д. Карша, д. Жигалки, д. Чумна, д. Малая Соснова, с. Завод Михайловский не поставлены на кадастровый учет, их межевание не проведено, право собственности на данные объекты органом местного самоуправления не зарегистрировано. Аналогичные нарушения выявлены в результате проверки, проведенной прокуратурой в феврале 2015 года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ. в адрес главы сельского поселения – главы администрации Фокинского сельского поселения внесено представление, которое не исполнено. Осуществление захоронений умерших на обезличенной территории влечет нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие санитарного и экологического контроля над местами погребения создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды и причинения вреда здоровью жителей Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района. Просит возложить на ответчика обязанность по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища в д. Гаревая, д. Русалевка, д. Каменный Ключ, д. Лукинцы, д. Карша, д. Жигалки, д. Чумна, д. Малая Соснова, с. Завод Михайловский.
Прокурор Летюк И.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить, обязать администрацию Фокинского сельского поселения устранить нарушения. Уточнил требования в части предоставления срока для выполнения работ, представляющих большой объем. С учетом установленных обстоятельств разумным сроком исполнения возложенной к исполнению силой судебного решения обязанности будет 2 года.
Представитель ответчика Вьюжанин А.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласен. Указал, что на территории Фокинского сельского поселения расположены 9 кладбищ, фактически захоронение умерших там не ведется, но захоронения имеются и используется населением для поминания усопших и принимаются меры к содержанию. Земельные участки на кадастровый учет не поставлены, право собственности за органом местного самоуправления не зарегистрировано, поскольку располагаются частично или полностью на землях лесного фонда, являются федеральной собственностью. Полагал, что изменение категории земель, где это необходимо, займет больший временной период, нежели испрашивает истец.
Представитель третьего лица ГКУ «Чайковское лесничество» Степанков К.С. полагал иск подлежащим удовлетворению В представленном суду отзыве указал, что в ходе сопоставления приложенных к запросу главы Большебукорского сельского поселения выкопировок из публичной кадастровой карты, на которых отмечено приблизительное расположение кладбищ, с данными лесоустроительных планшетов, предположительно установлено, что указанные земельные участки частично или полностью расположены на землях лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация. Утверждать о нахождении земельных участков на землях лесного фонда можно только после уточнения их фактического расположения на местности с определением границ и их сопоставления с материалами лесоустройства. Лесные участки, на которых имеются захоронения для других целей использоваться не могут.
Третье лицо – Управление Росреестра по Пермскому краю направило письменный отзыв, в котором указало, что в собственность ответчика из муниципальной собственности Чайковского муниципального района переданы места захоронения в с. Фоки, д. Гаревая, д. Русалевка, д. Каменный Ключ, д. Лукинцы, д. Карша, д. Жигалки, д. Чумна, д. Малая Соснова, с. Завод Михайловский. За МО «Фокинское сельское поселение» право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, не зарегистрировано, ответчик с заявлением о постановке его на кадастровый учет и регистрации не обращался (л.д. 52-53).
Представитель третьего лица - администрации Чайковского муниципального района Зайцев А.Н., в судебное заседание не явился. В представленном отзыве выразил несогласие с иском, указал, что в соответствии с действующим законодательством имущество – кладбища в с. Фоки, д. Гаревая, д. Русалевка, д. Каменный Ключ, д. Лукинцы, д. Карша, д. Жигалки, д. Чумна, д. Малая Соснова, с. Завод Михайловский передано в муниципальную собственность Фокинского сельского поселения. Удовлетворение иска прокурора в отсутствие объективных сведений о возможности размещения кладбищ с соблюдений требований градостроительного, земельного и экологического законодательства в пределах тех территорий, где они фактически существуют, будет преждевременным. Организация мероприятий по постановке на учет и регистрации земельных участков, на которых расположены кладбища, подлежит проведению в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, что потребует реальных сроков исполнения (л.д. 46-49).
Представитель третьего лица - Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Ложкина Е.Н. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отзыве указала, что Министерство не располагает информацией о расположении кладбищ на землях лесного фонда, либо на землях, отнесенных к особо охраняемых природным территориям. Постановка таких земельных участков, в случае их расположения и отнесения к землям лесного фонда, противоречит действующему законодательству (л.д. 67).
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (пункт 1). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2). Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности воинскими и гражданскими захоронениями (подпункт 9 пункта 4).
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (часть 1 статьи 18). Места погребения могут быть по принадлежности - государственные, муниципальные (часть 2 статьи 15).
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 13 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплен вопрос местного значения по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»:
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение (часть 1 статьи 4).
Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения (часть 1 статьи 16). Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 16). Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (часть 1 статьи 17). При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения (часть 4 статьи 17).
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5). Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (часть 6). Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7).
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В ходе судебного разбирательства из пояснений сторон установлено, что на территории Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края расположены кладбища - в д. Гаревая, д. Русалевка, д. Каменный Ключ, д. Лукинцы, д. Карша, д. Жигалки, д. Чумна, д. Малая Соснова, с. Завод Михайловский.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в ЕГРП сведения об указанных объектах недвижимости, отсутствуют.
При проведении Чайковской городской прокуратурой проверки в феврале 2015г. установлено, что земельные участки, на которых расположены вышеуказанные кладбища, на кадастровый учет не поставлены, их границы не определены, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Предписание от 27.02.2015г. об устранении имеющихся нарушений не исполнено.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Отсутствие решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ на территории Фокинского сельского поселения, а также отсутствие государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на данные земельные участки приводит к нарушению прав жителей Фокинского сельского поселения на организацию и благоустройство территории кладбищ, расположенных в д. Гаревая, д. Русалевка, д. Каменный Ключ, д. Лукинцы, д. Карша, д. Жигалки, д. Чумна, д. Малая Соснова, с. Завод Михайловский Чайковского района.
Осуществление захоронений умерших на обезличенной территории, объективно создает угрозу нарушения санитарных правил, а равно прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду и защиту жизни и здоровья от негативных факторов среды обитания, поскольку возможность осуществления полноценного санитарного и экологического контроля над местами погребения в отсутствие сведений об их территориальных границах, отсутствует.
Установленный факт предположительного нахождения территории, занятой недействующими кладбищами, в границах земель лесного фонда потребует от ответчика совершения дополнительных действий, направленных на формирование соответствующих земельных участков и государственной регистрации на них права муниципальной собственности.
Суд полагает, что заявленный истцом срок - два года - является разумным и достаточным для надлежащего исполнения возложенной судом обязанности по формированию, определению границ и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища в д. Гаревая, д. Русалевка, д. Каменный Ключ, д. Лукинцы, д. Карша, д. Жигалки, д. Чумна, д. Малая Соснова, с. Завод Михайловский.
Установление более продолжительного срока исполнения возлагаемой обязанности не будет отвечать тем целям, для которых в порядке принятия настоящего судебного акта реализуются меры судебной защиты прав неопределенного круга лиц.
Следует отметить, что ответчик не лишен права, при наличии к тому объективных оснований, обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки в исполнении судебного решения.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Чайковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию Фокинского сельского поселения в течение двух лет со дня вступления в законную силу настоящего решения суда принять меры по:
формированию, определению границ, постановке на кадастровый учет,
совершению всех необходимых действий по регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним прав муниципальной собственности на земельные участки в д. Гаревая, д. Русалевка, д. Каменный Ключ, д. Лукинцы, д. Карша, д. Жигалки, д. Чумна, д. Малая Соснова, с. Завод Михайловский Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района, на которых расположены кладбища.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: А.А.Грибанова