Решение по делу № 2-414/2022 от 24.01.2022

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2022 года

Дело № 2-414/2022

УИД 29RS0022-01-2021-000100-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2022 года                                                                   ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко А.А.

при секретаре Николаевой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Донсковой Анна Александровны к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу "Северный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об исключении из числа участников ведомственной целевой программы, обязании его отменить и восстановлении на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением,

установил:

Донскова А.А. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Филиалу "Северный" федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, отмене решения и восстановлении на учете нуждающихся.

Исковые требования мотивированы тем, что она проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ. В соответствии с приказом командира войсковой части 77510 от 18.08.2002 № 724 (по строевой части) уволена с военной службы с зачислением в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 07.02.2006 на войсковую часть 77510 возложена обязанность включить истца в списки на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в г. Калининград

В рамках исполнения решения суда, протоколом *** от *** заседания жилищной комиссии войсковой части 77510 истец включена в списки кандидатов на получение ГЖС.

Уведомление *** от *** ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ признан участником основного мероприятия "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - ГЖС), с датой постановки на учет ***.

Уведомлением *** от *** ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ внесены изменения в учетные данные в части даты постановки на учет с 07.04.2007 вместо 09.09.2019.

Однако уведомлением *** от ***, исключена из числа участников вышеуказанной программы, в связи с выявление факта неправомерного включения гражданина в реестр, т.к. отсутствуют сведения о признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

На основании изложенного, истец просил признать незаконным решение об исключении из числа участников ведомственной целевой программы, обязании его отменить и восстановлении на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением.

Истец Донскова А.А., будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, воспользовалась правом ведение через представителя.

Представитель ответчика Щербакова О.В. в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержала, и пояснила, что от государства истец жилым помещением обеспечен не был, поскольку в данном случае подразумеваются государственные органы, как федеральные органы исполнительной власти, а именно Министерство обороны Российской Федерации. Сведений о том, когда предоставлялось жилое помещение Донсковой А.А., количество человек проживающих изначально в данном жилом помещении не имеется, а ответ из г. Калининграда не содержит указанных сведений. Исходя из ответа администрации г. Калининграда, жилое помещение было передано истцу от органов местного самоуправления, а не Вооруженных сил Российской Федерации.

Представитель ответчика Судакова В.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Пояснила, что Донскова А.А. в период прохождения военной службы была обеспечена жилым помещением, расположенным в *** общей площадью 25,36 кв.м., с расчетом на одного человека 12,68 кв.м.

30.06.2006 указанная комната передана в порядке приватизации в собственность сына истицы. Приватизация была осуществлена после вынесения решения Приморским районным судом, который возложил обязанность на командира войсковой части включить истца в список на получение жилого помещения в г. Калининград.

Согласно рапорта от 11.02.2003 истец обязалась передать указанное жилое помещение в собственность государству, при обеспечении ее жилым помещением. В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государственное обеспечение жильем осуществляется один раз, учету подлежит и после истечения пятилетнего срока. Данное жилое помещение подлежит сдаче, однако в настоящее время жилое помещение не сдано, и находится в собственности сына истца. Обеспеченность жилым помещением составляет 12,68 кв.м., что является превышением учетной нормы обеспечением жилым помещением, установленной ст. 38 Жилищного кодекса РСФСР, учетной нормы установленной в г. Калининград, которая составляет 12 кв.м. и превышает учетную норму, установленную в г. Москва, которая составляет 10 кв.м. Отмечает, что истец в систематизированной программе системы учёта на обеспечение жилым помещением не числится, в архивах учреждения отсутствуют сведения о признании Донсковой А.А. нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

Таким образом, полагает, что оснований на обеспечение истца жилым помещением на период прохождения военной службы, а также после увольнения с военной службы не имелось. Решение жилищного органа законного и обоснованно, истец в системах автоматизированного учета не состоит, на период прохождения военной службы в                          г. Калининград был обеспечен жилым помещением.

Представитель ответчика - Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, в судебное заседание не явился, мнение по иску выразил.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 15 названного Федерального закона военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

На основании абз. 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В порядке, предусмотренном абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона № 76-ФЗ, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии.

Из положений ст. 15 и ст. 23 названного выше Федерального закона также следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации (другого федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Таким образом, предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации (другой федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Донскова А.А. проходила военную службу в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации с сентября            1982 года по август 2002 года.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 07.02.2006 на войсковую часть 77510 возложена обязанность, включить истца в списки на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в г. Калининград

В рамках исполнения решения суда, протоколом *** от *** заседания жилищной комиссии войсковой части 77510 истец включен в списки кандидатов на получение ГЖС.

Уведомление *** от *** ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ признана участником основного мероприятия "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортабельным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - ГЖС), с датой постановки на учет ***.

Уведомлением *** от *** ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ внесены изменения в учетные данные в части даты постановки на учет с *** вместо ***.

Однако уведомлением *** от ***, истец исключен из числа участников вышеуказанной программы, в связи с выявление факта неправомерного включения гражданина в реестр, т.к. отсутствуют сведения о признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением.

В ходе рассмотрения дела установлено, что основанием для исключения истца из числа участников ведомственной целевой программы явилось отсутствие сведений о признании нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями (улучшении жилищных условий).

В силу пункта 2 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 № 80 (далее - Инструкция), военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (п. 26 Инструкции).

Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей              (п. 28 Инструкции).

Учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (п. 29 Инструкции).

Пунктом 30 Инструкции определено, что ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В случаях, если на военнослужащих, включенных в указанные списки, отсутствует информация в автоматизированной системе учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), на каждого из них дополнительно жилищной комиссией воинской части прилагается карточка учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему.

Сторона ответчика в уведомлении *** от *** указывает о наличии в материалах учетного дела Донсковой А.А. протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 77510 от *** ***, в соответствии с которым истец на основании ст. 51 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006, приказа МО РФ № 80 от 2000 года, включена в списки кандидатов на получение ГЖС на 2007 год.

Таким образом, то обстоятельство, что Донскова А.А. после признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в войсковой части 77510, не была принята на учет довольствующей КЭЧ района, и информация о ней не была внесена в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), указывает на несоблюдение командованием требований п. 26 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 № 80, и не может иметь для истца правовых последствий в виде исключения из числа участников подпрограммы.

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене, а Донскова А.А. восстановлению на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В ходе рассмотрения дела также было установлено, что в период прохождения военной службы в январе 1985 года Донскова А.А. была обеспечена жилым помещением в виде комнаты в коммунальной квартире, площадью 19 кв.м., расположенной в ***. В соответствии с договором приватизации от ***, администрация Ленинградского района передала, а Донсков А.С. (сын истицы) приобрел долю в размере 34/100 в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указывает, что Донскова А.А. в период прохождения военной службы была обеспечена жилым помещением, по норме более учетной, и не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Поскольку в силу п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", государственное обеспечение жильем осуществляется один раз, учету подлежит жилое помещение и после истечения пятилетнего срока.

Вместе с тем, суд отмечает, что обеспечение жилым помещением (комнатой) Донсковой А.А. в период прохождения военной службы в январе 1985 года, основанием для ее исключения из числа участников ведомственной целевой программ не являлось, как и предметом оценки уполномоченного органа при вынесении уведомления *** от ***.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. ст. 10, 11, 71, 72, 77, 78, 80 - 90 и 114 Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом споре не вправе подменять собой уполномоченные органы, к компетенции которых отнесен вопрос признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений и принятии на жилищный учет, и принимать решения по вопросам их ведения до оценки данными органами жилищных прав Донсковой А.А.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Донсковой Анна Александровны – удовлетворить.

Решение ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации № 1/3-5/29 от 21.02.2020 об исключении Донсковой Анны Александровны из числа участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" – отменить, и восстановить ее на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня со дня вынесения мотивированного решения суда.

Председательствующий                              А.А. Ревенко

2-414/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Донскова Анна Александровна
Ответчики
ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
Филиал "Северный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ
Другие
Щербакова Ольга Васильевна
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Ревенко А.А.
Дело на сайте суда
sevrs.mrm.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.01.2022Передача материалов судье
25.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2022Судебное заседание
09.03.2022Судебное заседание
16.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.09.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.10.2022Судебное заседание
14.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
09.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее