УИД 75RS0013-01-2021-000929-66
Дело № 2а-493/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Карымское 14 октября 2021 года
Карымский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Осиповой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мусиной Г.Г.,
с участием:
представителя административного истца - Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Базаровой Ц.Б., действующей на основании доверенности,
представителя заинтересованного лица - ОАО «РЖД» Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению Ивановой И.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городском округе «Поселок Агинское» к Администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, выраженного в невыполнении требований санитарного законодательства и понуждении выполнения указанный требований,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю обратилось в Карымский районный суд Забайкальского края с названным заявлением, требования которого мотивированы следующим. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации ГП «Карымское», основанием которой послужили обращения жильцов жилых МКД № по <адрес> <адрес>, в ходе которой установлено, что источник централизованной системы питьевого водоснабжения - артезианская скважина <адрес>, состоит в эксплуатационной ответственности администрации ГП «Карымское». Данная скважина служит источником питания централизованной системы холодного (питьевого) водоснабжения социальных объектов <адрес> - МДОУ «Детский сад «Малыш» <адрес>», МОУ «СОШ № <адрес>», также из данной скважины питьевая вода подается в наружные сети водоснабжения, питающие жилые дома по <адрес>, <адрес> <адрес>. В рамках проверки проведена экспертиза качества питьевой воды, согласно которой качество холодной питьевой воды не соответствует требованиям СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая
вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по органолептическим показателям - мутность и цветность, по санитарно-химическому показателю - содержание железа уже изначально отмечается в месте забора воды (в источнике), а при дальнейшем транспортировании на участке наружных сетей холодного водоснабжения по <адрес> происходит ухудшение качества воды, которая далее подается жильцам жилых многоквартирных домов по <адрес>. По итогам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены внеплановые выездные проверки в целях контроля исполнения предписания, в ходе которой установлено, что качество воды в системе не приведено в соответствие установленным нормативам, кроме того, очистка русла <адрес> от несанкционированного скопления твердых бытовых отходов и мусора не произведена. Поскольку бездействие административного ответчика в указанной части нарушает право граждан на безопасную среду обитания, истец просит признать противоправным бездействие Администрации ГП «Карымское» по ненадлежащей организации в границах городского поселения «Карымское» водоснабжения населения, возложить обязанность на ответчика устранить нарушения путем надлежащей организации водоснабжения населения в границах городского поселения «Карымское» и ликвидации несанкционированного скопления твердых бытовых отходов и мусора в русле реки Шивея, пролегающего в пересечении улиц <адрес> <адрес>, а именно:
В течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить в системе централизованного питьевого водоснабжения, снабжающей жилые дома по <адрес>, <адрес>, а также социальные объекты - МДОУ «Детский сад «Малыш» <адрес>», МОУ «СОШ № <адрес>», соответствие качества подаваемой холодной питьевой воды гигиеническим нормативам, установленным СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», при невозможности обеспечения соответствия гигиеническим нормативам, обеспечить население, проживающее в указанных жилых домах а также социальные объекты доброкачественной питьевой водой посредством иных альтернативных систем централизованного холодного водоснабжения (источников и/или сетей водоснабжения), имеющих соответствующее разрешение (санитарно- эпидемиологическое заключение (СЭЗ). До момента обеспечения постоянства качества воды в системе централизованного питьевого водоснабжения, обеспечивающей объекты, указанные выше, незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу организовать подвоз абонентам доброкачественной питьевой воды в соответствии с санитарными требованиями.
В течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить соответствие качества холодной питьевой воды, подаваемой из источников нецентрализованного водоснабжения - артезианских скважин по <адрес>, гигиеническим нормативам, установленным СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», при невозможности обеспечения соответствия установленным гигиеническим нормативам, незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить снабжение населения, пользующегося данными скважинами, питьевой водой с иных источников водоснабжения, имеющих соответствующее разрешение (СЭЗ).
В течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированного скопления твердых бытовых отходов и мусора в русле реки Шивея, пролегающего в пересечении улиц <адрес> <адрес> (л.д.3-17).
Представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю Базарова Ц.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования, по изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Администрация городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края, заинтересованное лицо извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств и заявлений от данного лица не поступало. В предыдущем судебном заседании представитель Администрации ГП «Карымское» МР «Карымский район» Забайкальского края Захаркин В.В., действующий на основании доверенности, обстоятельства, заявленные в административном исковом заявлении, не отрицал.
Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению Иванова И.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании оставила разрешение данного спора на усмотрение суда.
Суд, с согласия истца, на основании статей 150 и 152 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).
В силу положений с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. В случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и
водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 9 ст. 7 исследуемого Закона N 416-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Из представленных административным истцом в материалы дела документов следует.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации ГП «Карымское», основанием для которой послужили поступившие обращения жильцов жилых многоквартирных домов №, № по <адрес> (л.д.45-47).
Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки установлено, что источник централизованной системы питьевого водоснабжения - артезианская скважина <адрес>, состоит на муниципальном балансе администрации ГП «Карымское», имеется свидетельство на право муниципальной собственности в отношении данной скважины от ДД.ММ.ГГГГ, служит источником питания централизованной системы холодного (питьевого) водоснабжения социальных объектов <адрес> - МДОУ «Детский сад «Малыш» <адрес>», МОУ «СОШ № <адрес>», также питьевая вода подается в наружные сети водоснабжения, питающие жилые дома по <адрес>, <адрес> (л.д.48-51).
В рамках проверки проведена экспертиза качества питьевой воды, согласно протоколам испытаний проб питьевой воды филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в АБО» качество холодной питьевой воды, отобранной из подземного источника (артезианская скважина по адресу: <адрес>), из смотрового колодца возле жилого <адрес>, отобранной в <адрес> жилого <адрес>, отобранной в <адрес> жилого <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по санитарно-химическому показателю по содержанию железа (превышение ПДК в 10,7 раза, в 14,1 раза, в22,3 раза, в 15,6 раза), также не соответствует по органолептическим показателям мутности и цветности (л.д.53-61).
По итогу проверки администрация ГП «Карымское» привлечена к административной ответственности ст.6.3 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей, выдано предписание об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62-63).
В целях контроля исполнения предписаний, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены внеплановые выездные проверки, в ходе которых установлено, что выявленные нарушения не устранены, ввиду чего ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении выявленных нарушений № со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64-69, 74-75, 76-79, 86, 87-90, 97).
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении администрации ГП «Карымское», в ходе которой посредством лабораторного контроля качества установлено несоответствие качества питьевой воды в источнике централизованного водоснабжения - скважине по адресу: <адрес>, <адрес> установленным гигиеническим нормативам СанПиН 1.2.3685-21 по органолептическому показателю, концентрация показателя «мутность» по результатам испытаний составила - 21,28±2,84 мг/дмЗ, что превышает критерий существенного ухудшения качества питьевой воды 2,5 мг/дмЗ; концентрация показателя «цветность» по результатам испытаний составила - 96,0±9,6 градусов, что превышает критерий существенного ухудшения качества питьевой воды 40 градусов. Кроме того, не соответствует установленным нормативам СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическим показателям, концентрация показателя «железо» по результатам испытаний составила - 5,97±1,49 мг/дмЗ, что превышает критерий существенного ухудшения качества питьевой воды 3,0 мг/дмЗ, согласно (акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ л.д.105-112).
В связи с допущенными нарушениями, Управлением Роспотребнадзора по Забайкальскому краю ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации ГП «Карымское» вынесено предписание № об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.122-123).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ вновь проведена внеплановая выездная проверка в отношении Администрации ГП «Карымское», по итогам которой составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что выявленные нарушения, указанные в предписании от ДД.ММ.ГГГГ № в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) администрацией ГП «Карымское» не устранены (л.д.128-130).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных положений действующего законодательства, в том числе ст.ст.1,13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Учитывая изложенное, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению, так как установлен факт неправомерного бездействия органа местного самоуправления, поскольку на протяжении длительного периода времени мер по надлежащей организации водоснабжения населения в границах городского поселения, кроме того, на обозначенной территории расположено несанкционированное скопление твердых бытовых отходов и мусора в русле реки Шивея, пролегающего в пересечении улиц <адрес> <адрес>.
При этом, исчерпывающие меры по устранению, недопущению (предупреждению) выявленных нарушений Администрацией поселения
«Карымское» не принимались. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих изложенные выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ответчиком не представлено.
В части второй статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Исходя из положения подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающее освобождение от уплаты государственной пошлины государственных органов, органы местного самоуправления, выступающих в качестве истцов и ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина, от оплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в городском округе «Поселок Агинское», удовлетворить в полном объеме.
Признать противоправным бездействие Администрации городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края по ненадлежащей организации в границах городского поселения «Карымское» водоснабжения населения, выразившееся в нарушении ч.1, ч.2, ч.3 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; ст.ст.11, 18, 19, ч.2 ст.21, ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», п.17, п.75, п.92 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Возложить обязанность на Администрацию городского поселения «Карымское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края:
- в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить в системе централизованного питьевого водоснабжения, снабжающей жилые дома по <адрес>, <адрес>,
<адрес>, <адрес>.<адрес>, а также социальные объекты - МДОУ «Детский сад «Малыш» <адрес>», МОУ «СОШ № <адрес>», соответствие качества подаваемой холодной питьевой воды гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» путем надлежащей организации водоснабжения населения в границах городского поселения «Карымское» и ликвидации несанкционированного скопления твердых бытовых отходов и мусора в русле реки Шивея, пролегающего в пересечении улиц <адрес> пгт.<адрес>.
При невозможности обеспечения соответствия гигиеническим нормативам, обеспечить население, проживающее в указанных жилых домах а также вышеуказанные социальные объекты доброкачественной питьевой водой посредством иных альтернативных систем централизованного холодного водоснабжения (источников и/или сетей водоснабжения), имеющих соответствующее разрешение (санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ), в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
До момента обеспечения постоянства качества воды в системе централизованного питьевого водоснабжения, обеспечивающей объекты, указанные выше, незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу организовать подвоз абонентам доброкачественной питьевой воды в соответствии с санитарными требованиями, незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу.
- В течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить соответствие качества холодной питьевой воды, подаваемой из источников нецентрализованного водоснабжения - артезианских скважин по <адрес> пгт.<адрес>, гигиеническим нормативам, установленным СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
При невозможности обеспечения соответствия установленным гигиеническим нормативам, незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить снабжение населения, пользующегося данными скважинами, питьевой водой с иных источников водоснабжения, имеющих соответствующее разрешение (СЭЗ).
- В течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное скопление твердых бытовых отходов и мусора в русле реки Шивея, пролегающего в пересечении улиц <адрес> пгт.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Карымский районный суд Забайкальского края.
Судья О.В. Осипова
Резолютивная часть решения оглашена 14.10.2021 г.
Мотивированное решение изготовлено 29.10.2021 г.