Дело №2-4195/21
Мотивированное решение
составлено 14.12.2021
УИД 25RS0002-01-2021-008657-55
Решение
именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего Н.С. Юсуповой, при ведении протокола помощником В.В.Алексеевым, с участием помощника прокурора прокуратуры Фрунзенского района г. Владивостока В.А. Быковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каширихиной Юлии Владимировны к Владивостокской таможне о признании незаконными отказа в заключении контракта. Приказа об увольнении, возложении обязанность заключить контракт и восстановлении на работе,
установил:
в суд обратилась Каширихина Ю.В. с названным иском. В обоснование требований указала, что работала во Владивостокской таможне с дата на момент увольнения в должности старшего инспектора таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Владивосток. Приказом начальника Владивостокской таможни № от дата уволена с дата со службы в связи с истечением срока контракта. Указывает, что заблаговременно информировала начальника Владивостокской таможни о желании заключить новый контракт, в характеристике охарактеризована положительно, препятствий в заключении нового контракта не имеется. Отказ в заключении нового контракта не мотивирован, а также не учтено нахождение у истицы двух малолетних детей. Просила признать отказ начальника Владивостокской таможни в заключении с истицей нового контракт, а также приказ № от дата об увольнении незаконными, возложении обязанности заключить новый контракт и восстановить на службе в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Владивосток, обязать засчитать в выслугу лет срок со дня увольнения по день восстановления на работе с выплатой полагающегося денежного довольствия.
Определением суда от 13.12.2021 производство по делу в части требований обязать ответчика засчитать в выслугу лет срок со дня увольнения по день восстановления на работе с выплатой полагающегося денежного довольствия прекращено в связи с отказом от иска в части.
В судебном заседании истец заявленные требования в оставшейся части поддержала по доводам иска, дополнительно полагала ответчиком нарушен срок предупреждения об увольнении. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам письменных возражений и дополнений к ним, в которых указала, что увольнение истицы проведено без нарушения законодательства, в связи с истечением срока контракта. При таком обстоятельстве не установлено обязанности отказ в заключении нового контракта мотивировать, а также учитывать наличие на иждивении детей. Срок предупреждения об увольнении не нарушен. Просила в иске отказать.
Помощник прокурора Фрунзенского района г.Владивостока В.А. Быкова., давая заключение по делу, полагала, что правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Ю.В. Киширихина в период с дата по дата проходила службу во Владивостокской таможне в соответствии с Контрактом о службе в таможенных органах Российской Федерации от дата №К/20 в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни.
Письмом от дата № в соответствии предупреждена об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона № 114-ФЗ по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Приказом Владивостокской таможни от дата № ФИО1 уволена со службы в таможенных органах дата на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона № 114-ФЗ.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона № 114-ФЗ служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 10 Федерального закона № 114-ФЗ контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований Федерального закона № 114-ФЗ. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.
Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок действия контракта, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им статус.
Учитывая принцип добровольности заключения контракта, при отсутствии согласия на заключение контракта одной из сторон, эта сторона не может быть принудительно понуждена к его заключению.
В силу пункта 4 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» одним из оснований для увольнения со службы в таможенных органах является окончание срока службы, предусмотренного контрактом.
Каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, действующим законодательством не установлено.
Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством не зависящим от воли сторон, в свою очередь специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность перезаключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок.
Порядок заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и условия заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации на должностях сотрудников таможенных органов, предусмотренных штатными расписаниями таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, права и обязанности граждан Российской Федерации и сотрудников таможенных органов при заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации определяются Положением о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы России от 1 декабря 2008 г. № 1504.
В соответствии с пунктом 18 Положения контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока действующего контракта.
Пунктом 19 Положения определено, что не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона № 114-ФЗ.
Не позднее чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.
В характеристике дается объективная оценка деловых и личных качеств сотрудника, указывается уровень профессиональной подготовки, знание законодательных и иных нормативных актов, регулирующих практическую деятельность сотрудника, результаты служебной деятельности, способность качественно решать возложенные на него задачи, а также предложения о заключении (незаключении) контракта на новый срок (пункт 20 Положения).
Истица в обоснование требований сослалась на то, что отказ в заключении нового контракта не мотивирован.
Вместе с тем, Заключение с истцом контракта на новый срок является правом руководителя таможенного органа, а не его обязанностью, при этом действующее законодательство не предусматривает обязанности этого должностного лица каким-либо образом мотивировать свой отказ в заключении контракта на новый срок.
Доводы Каширихиной Ю.В. об отсутствии мотивировки причин отказа в заключении служебного контракта со ссылкой на статью 6 Федерального закона № 114-ФЗ, равно как и доводы об отсутствии оснований для отказа в заключении контракта, а также препятствий к прохождению не могут быть приняты судом, поскольку указанные положения распространяются на отношения при поступлении на службу, а не при увольнении с нее, что существенно отличает данные процедуры по своей природе.
Подготовка служебной характеристики не находится в прямой причинной связи с фактом не заключения с истцом контракта на новый срок, составление этих документов не привело к нарушению трудовых прав истца.
Составление документов (характеристика представление и др.) осуществляются с целью разрешения вопроса о возможности продления срока контракта, но данные действия сами по себе не свидетельствуют о том, что такой контракт будет продлен, поскольку, как уже указано выше, у руководителя таможенного органа не имеется обязанности по продлению срока служебного контракта.
Кроме того, к рассматриваемым правоотношениям не могут быть применены положения о расторжении трудового договора (служебного контракта) с одинокой матерью, воспитывающей малолетнего ребенка (в возрасте до 14 лет) по инициативе начальника таможенного органа, предусмотренные статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку Ю.В. Каширихина уволена со службы в таможенных органах по истечению срока действия контракта, а не по инициативе начальника таможенного органа.
Пунктом 3 статьи 48 Федерального закона № 114-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым начальник таможенного органа может уволить со службы сотрудника таможенного органа по собственной инициативе.
Такие основания остановлены подпунктами 2, 5, 8-13 пункта 2 статьи 48 Федерального закона № 114-ФЗ: достижение предельного возраста, установленного статьей 49 Федерального закона № 114-ФЗ; - проведением организационно-штатных мероприятий; состояние здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах; болезнь на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах; признание аттестационной комиссией указанного сотрудника не соответствующим занимаемой должности; однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины; осуждение за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда; прекращение гражданства Российской Федерации, наличием гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.
Увольнение со службы в таможенных органах по истечению срока действия контракта не относится к основаниям прекращения служебного контракта по инициативе начальника таможенного органа, отличается по своей правовой природе и соответственно наличие у Ю.В. Каширихиной на иждивении двух малолетних детей не препятствовало ее увольнению со службы. Аналогичная позиция отражена в определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от дата №, апелляционном определении Приморского краевого суда от дата №, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2012, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.10.2012.
Ссылка истицы на нарушение ответчиком срока предупреждения об увольнении не нашла своего подтверждения.
При решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта (пункт 21 Положения).
Ю.В. Каширихина письмом от дата № (подпись о получении дата) предупреждена об истечении срока контракта и о возможности ее увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».
Таким образом, трехмесячный срок предупреждения соблюден Владивостокской таможней.
дата на имя начальника таможни от Ю.В. Каширихиной написано заявление о заключении контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации по должности старшего инспектора ОТОиТК таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни на новый срок.
дата и.о. начальника Владивостокской таможни вышеуказанное заявление не согласовано, принято решение о незаключении контракта на новый срок. То есть в рассматриваемом случае, Владивостокской таможней соблюден месячный срок для принятия соответствующего решения.
Уведомлением от дата №, с которым ознакомлена дата, Ю.В. Каширихина предупреждена об увольнении со службы в таможенных органах.
Таким образом, Ю.В. Каширихина не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта уведомлена о незаключении контракта.
На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Каширихиной Ю.В. судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Каширихиной Юлии Владимировны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.С. Юсупова