Дело № 2а-706/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Карвеновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Деляевой Г.Ю.,
с участием административного истца Манжиковой Н.С., представителя административного истца Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Калмыкия Онкудаева В.А., представителя административного ответчика Народного Хурала (Парламента) РК Доржиева Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Манжиковой Натальи Сергеевны, Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Калмыкия к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности рассмотреть вопрос об избрании на должность,
установил:
Манжикова Н.С., Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Калмыкия (далее – Региональное отделение ПП «Справедливая Россия» в РК) обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. 09 сентября 2018 г. состоялись выборы депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. Список избирательного объединения Региональное отделение ПП «Справедливая Россия» в РК был допущен к распределению депутатских мандатов в Народном Хурале, в результате чего Манжикова Н.С. избрана депутатом Народного Хурала (Парламента) шестого созыва (далее – Народный Хурал) Республики Калмыкия шестого созыва. В настоящее время в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия шестого созыва зарегистрированы и работают 3 депутатские фракции. На профессиональной постоянной основе от фракции Калмыцкого регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Народном Хурале работают 2 депутата; от фракции Калмыцкого регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 1 депутат. В нарушение п.2,3 ст.11 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» №184-ФЗ депутату, избранному в составе республиканского списка кандидатов, выдвинутого Региональным отделением ПП «Справедливая Россия» в РК, возможность осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе не предоставлена. Манжикова Н.С. неоднократно обращалась в Народный Хурал с предложением своей кандидатуры на должность заместителя Председателя Народного Хурала с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе. С аналогичным заявлением о предложении кандидатуры Манжиковой Н.С. в Народный Хурал также обращался депутат Манджиев Н.В. По вопросу осуществления депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе депутаты от партии Справедливая Россия обращались в прокуратуру Республики Калмыкия, а также к Главе Республики Калмыкия. Кроме того, протоколом № 7 собрания фракции «Справедливая Россия» в Народном Хурале от 03 декабря 2019 г. решено предложить Народному Хуралу кандидатуру Манжиковой Н.С. на должность заместителя Председателя Народного Хурала в связи с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе. Согласно ответу Председателя народного Хурала от 30 декабря 2019 г., исходя из возможностей бюджета Республики Калмыкия и отсутствием лимитов бюджетных обязательств, штатным расписанием Народного Хурала вторая должность заместителя Председателя Народного Хурала не предусмотрена.
Считают, что бездействием ответчика, выразившимся в не предоставлении Манжиковой Н.С. возможности осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, нарушены права Манжиковой Н.С. и Регионального отделения ПП Справедливая Россия в РК. Нарушение своих прав Региональное отделение ПП «Справедливая Россия» в РК усматривает в том, что при равных условиях участия избирательных объединений, допущенных к распределению депутатских мандатов в Народном Хурале, в избирательной кампании по выборам депутатов Народного хурала, при наличии равных прав избирательных объединений по замещению должностей в Народном хурале, осуществляемых на постоянной основе, отдельные партии, в частности Всероссийская политическая партия «Единая Россия» и политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», представленные в Народном Хурале, оказались в более привилегированном положении. Депутатам, избранным в составе каждого из их списка кандидатов, предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, в то время как депутатам от партии «Справедливая Россия» в реализации такого права отказано. Кандидатуру Манжиковой Н.С., будучи предложенной на должность заместителя Председателя Народного Хурала с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, Народный Хурал в нарушение закона и регламента не рассматривал. Она, как и другие кандидаты, замещающие оплачиваемые должности, имеет права осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе. Осуществление Манжиковой Н.С. – депутатом Народного Хурала депутатских полномочий на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности является составной частью её правомочий по свободному распоряжению своими способностями к труду, выбору рода деятельности и профессии, исключению принудительного труда, что закреплено в Конституции Российской федерации.
Просят признать незаконным бездействие Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, выразившегося в не предоставлении Манжиковой Наталье Сергеевне возможности занимать должность заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе; обязать Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия рассмотреть вопрос об избрании заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и избрать на указанную должность с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе Манжикову Наталью Сергеевну.
В судебном заседании административный истец Манжикова Н.С., представитель административного истца Регионального отделения политическая партия «Справедливая Россия» в РК Онкудаев В.А. поддержали административные исковые требования, настаивали на удовлетворении.
Представитель административного ответчика Доржиев Э.Н. исковые требования не признал, представил отзыв на исковые требования.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что Манжикова Наталья Сергеевна является Председателем Совета Регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Республике Калмыкия.
По запросу Манжиковой Н.С. прокурором Республики Калмыкия в адрес Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия 19 декабря 2018 г. направлена информация в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» о необходимости разработки и принятия нормативно правовых актов, в котором указано об отсутствии регламентации порядка определения кандидатуры для избрания на должности первого заместителя и заместителей Председателя Народного хурала, в том числе учитывающего право депутатов, избранных в составе списков кандидатов, на замещение руководящих должностей в законодательном органе; возможности внесения таких предложений иными депутатами, кроме Председателя Народного Хурала. Информировал о необходимости правового регулирования механизма реализации депутатами соответствующего права, отвечающего конституционным требованиям определенности и справедливости и исключающего принятие по данному вопросу произвольных решений, что гарантирует всем депутатам равные юридические возможности по осуществлению депутатских полномочий.
На обращение Манжиковой Н.С. от 21 ноября 2019 г. руководителем администрации Главы Республики Калмыкия 29 ноября 2019 г. дан ответ, что действующее законодательство Республики Калмыкия, устанавливающее условия осуществления деятельности депутатами Народного хурала (Парламента) Республики Калмыкия, полностью соответствует нормам федерального законодательства.
Протоколом №7 собрания фракции «РО ПП Справедливая Россия в Республике Каолмыкия в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия шестого созыва от 03 декабря 2019 г. кандидатура Манжиковой Н.С. предложена на должность заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе.
В тот же день, 03 декабря 2019 г., Манжикова Н.С. и депутат Народного Хурала РК Манджиев Н.В. подали в Народный Хурал заявление о предложении кандидатуры Манжиковой Н.С. на должность заместителя председателя Народного Хурала с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе.
В ответе от 30 декабря 2019 г. Председатель Народного Хурала Козачко А.В. со ссылкой на ст. 6 Закона республики Калмыкия от 04 июля 2005 г. № 212-III-З «О статусе депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия», ст. 20 Закона Республики Калмыкия от 27 сентября 2001 г. № 133-II-З «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия, ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сообщил, что исходя из возможностей бюджета Республики Калмыкия и отсутствием лимитов бюджетных обязательств, штатным расписанием Народного Хурала вторая должность заместителя Председателя Народного Хурала не предусмотрена.
В силу Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти, система которых определяется субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и установленными федеральным законом общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти и общими принципами организации системы органов государственной власти (статья 11, часть 2; статья 72, пункт «н» части 1; статья 77, часть1).
Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 ст.4).
Статьей 11 указанного федерального закона предусмотрено, что условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта Российской Федерации, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе (п.2).
Депутатам, избранным в составе списков кандидатов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п.3).
Из данных законоположений вытекает право депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации исполнять свои обязанности как на профессиональной постоянной основе, так и на непостоянной основе без отрыва от основной деятельности, что означает возможность выбора депутатами формы деятельности в составе данного законодательного органа в соответствии с условиями и процедурами, которые должны быть определены законодательством субъекта Российской Федерации.
При этом, как разъяснено в Определении Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 963-О-О «По жалобе граждан Белоногова А.Н., Гамзы Г.Е. и других на нарушение их конституционных прав частью второй статьи 1 Закона Амурской области «О регулировании отдельных вопросов деятельности областного Совета народных депутатов» регламентация в конституциях (уставах) и законах субъектов Российской Федерации статуса депутата, условий осуществления им депутатской деятельности - на профессиональной постоянной основе или на профессиональной основе в определенный период либо без отрыва от основной деятельности - должна обеспечивать всем депутатам законодательного (представительного) органа равные возможности по осуществлению депутатских полномочий в полном объеме. В то же время, определяя порядок формирования действующей на профессиональной постоянной основе части парламента, законодатель субъекта Российской Федерации призван установить надлежащее правовое основание и процедуры, гарантирующие равноправие депутатов и исключающие принятие по данным вопросам произвольных, субъективных решений.
Нормы, предоставляющие возможность выбора формы деятельности в составе законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации не всем депутатам, а только тем из них, кто избран на руководящие должности в данном органе, - в отсутствие законодательно установленных специальных процедур принятия решений о формировании действующей на профессиональной постоянной основе части депутатского корпуса - не гарантируют право депутатов осуществлять депутатские полномочия на профессиональной постоянной основе, поскольку при наличии заявления депутата и соответствующих бюджетных ассигнований не обеспечивают всем депутатам равные возможности, допуская предпочтение для тех из них, кто избран на указанные в этих нормах должности. Такого рода нормы не могут служить основанием ограничения названного права.
Условия осуществления депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе регламентированы Законом РК от 27.09.2001г. №133-II-З «О народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия», Законом РК от 04.-07.2005г. №212- III-З «О статусе депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия».
В соответствии со ст.6 Закона РК «О статусе депутата Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» депутаты Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия осуществляют свою деятельность без отрыва от основной деятельности, за исключением Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, первого заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и двух заместителей Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. Председатель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, первый заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и два заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
Указанные положения закреплены и в ст.19 Закона РК «О народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия».
В силу ст.20 Закона РК «О народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» порядок избрания на должность и освобождения от должности первого заместителя и заместителей Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, их полномочия устанавливаются настоящим законом и Регламентом Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.
Кандидатуры на должности первого заместителя и заместителей Председателя Народного Хурала предлагаются Председателем Народного Хурала и депутатами Народного Хурала (ст.8 Регламента Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, принятого постановлением Народного Хурала (Парламента Республики Калмыкия от 21.12.2010г. №493-IV).
Как установлено судом, кандидатура Манжиковой Н.С. на должность заместителя Председателя Народного Хурала Председателем Народного Хурала или депутатами Народного Хурала не предлагалась.
Возможность подачи заявления об избрании на должность заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) РК самим депутатом, а равно региональным отделением партии, от списка которой депутат был избран, законодательством республики не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, суд полагает, требования административных истцов о признании незаконным бездействия административного ответчика по не предоставлению Манжиковой Н.С. возможности занимать должность заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) РК с осуществлением депутатской деятельности на постоянной профессиональной основе не основаны на законе.
Более того, согласно ч.8 ст.4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
В соответствии со ст.26 Закона РК «О народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия» Председатель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия в пределах выделенных ассигнований на содержание Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия утверждает его структуру, штатную численность и штатное расписание.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, и не оспаривается истцами, штатным расписанием Народного Хурала (Парламента) РК вторая должность заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) РК не предусмотрена.
Нельзя признать законным и требование истцов о возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос об избрании заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия и избрать на указанную должность с осуществлением депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе Манжикову Н.С.
Пунктом 3 ст.7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
По ст.8 Регламента Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Кандидат считается избранным на должность первого заместителя, заместителя Председателя Народного Хурала, если в результате голосования он получил большинство голосов от числа избранных депутатов Народного Хурала. Решение об избрании первого заместителя, заместителя Председателя Народного Хурала оформляется постановлением Народного Хурала без дополнительного голосования.
Таким образом, каждый депутат Народного Хурала (Парламента) РК наделен правом осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе лишь в случае избрания его депутатами Народного Хурала (Парламента) РК на соответствующую должность.
Следовательно, требования административных истцов в этой части противоречат конституционному принципу разделения властей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175,180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного иска Манжиковой Натальи Сергеевны, Регионального отделения Политической партии «Справедливая Россия» в Республике Калмыкия к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности рассмотреть вопрос об избрании на должность заместителя председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Карвенова