Решение по делу № 3а-294/2018 ~ М-263/2018 от 21.09.2018

Дело № 3а-294/2018

                 РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург 2 ноября 2018 г.

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Горковской Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Проскурякова Е.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Проскуряков Е.С. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 30 503,7 кв.м, расположенный по адресу: (адрес), земельный участок .

По отношению к указанному участку рядом располагались смежные неразграниченные земли, за счет которых с учетом участка административного истца был образован новый участок с кадастровым номером , поставленный на кадастровый учет 13 августа 2018 года.

Правила определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной собственности г.Оренбурга, землями и (или) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории г.Оренбурга, утверждены постановлением администрации г.Оренбурга от 7 сентября 2015 года № 2483-п, согласно п. 3 приложения к которому размер платы определяется как 15% кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в публичной собственности, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 13 августа 2018 года и составляет 44 014 300 рублей. Рыночная стоимость, согласно представленному отчету, рассчитана на эту же дату и составляет 20 780 837 рублей.

Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 13 августа 2018 года в размере 20 780 837 рублей.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 24 сентября 2018 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Росреестра по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области.

В судебное заседание не явились административный истец, представители ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г.Оренбурга, извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 24.18 предусматривает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Проскурякову Е.С. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов.

На основании распоряжения департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга от 19 июня 2018 года № 1938-р «Об утверждении схемы расположения для образования земельного участка путем перераспределения земель по адресу: (адрес) был сформирован земельный участок площадью 40 667 кв.м, расположенного в территориальной зоне многофункциональных центров обслуживания и общественно-деловой активности –«ОД.1», на основании проекта межевания территории, путем перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 10 164 кв.м и земельного участка с кадастровым номером , площадью 30 503 кв.м, находящегося в собственности Проскурякова Е.С. Адрес: (адрес). Разрешенное использование: размещение здания автостоянки (код 4.9 приложения к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», группа 3 приложения № 9 к постановлению администрации города Оренбурга от 29 ноября 2016 года № 3698-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав территории муниципального образования «город Оренбург». Категория земель: земли населенных пунктов (пункт 1 распоряжения).

Согласно подпункту 2 пункта 2 указанного распоряжения Проскурякову Е.С. необходимо обратиться в департамент градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга для заключения соглашения о перераспределении земель, находящегося в государственной не разграниченной собственности после проведения государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в пункте 1 распоряжения.

Как следует из сведений о характеристиках объекта недвижимости, предоставленных ФГИС ЕГРН от 3 сентября 2018 года, земельный участок с кадастровым номером площадью 40 667 кв.м образован из земельного участка с кадастровым номером .

Согласно п.3 постановления администрации города Оренбурга от 7 сентября 2015 года № 2483-п "Об утверждении Порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "город Оренбург" (вместе с "Порядком определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования "город Оренбург") размер платы определяется как 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, рассчитанной пропорционально площади части такого земельного участка, подлежащей передаче в частную собственность в результате его перераспределения с земельными участками, находящимися в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящего Порядка.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 24 августа 2018 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 13 августа 2018 года и составляет 44 014 300,77 рублей.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости здания на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости здания и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием, для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет -н от (дата), выполненный оценщиком ФИО4, который является членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация ассоциации российских магистров оценки».

Указанным отчётом по состоянию на 13 августа 2018 года определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 20 780 837 рублей.

Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка.

Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете о рыночной стоимости объекта недвижимости, административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено. У суда представленные административным истцом доказательства сомнения не вызывают.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно разъяснениям, данным в абзаце 2 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Проскуряков Е.С. обратился в суд 21 сентября 2018 года, следовательно, рыночная стоимость будет применяться с 1 января 2018 года.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Доводы Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Оренбургской области о необоснованности их привлечения к участию в рассмотрении дела и о переводе Филиала в состав заинтересованных лиц являются ошибочными.

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отнесены в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (пункт 4); выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (пункт 6).

Предусмотренные частью 3 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 статьи 3 Закона, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 Закона, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений Закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. Положения Закона о регистрации недвижимости применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений (часть 4 статьи 3 Закона о регистрации недвижимости).

Пункты 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, также предусматривают, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном названным федеральным законом порядке.

Анализ вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что обязанность по исполнению решения суда возложена на ФГБУ «ФКП Росреестра». Поскольку решением суда обязанность исполнить определённые действия может быть возложена на ответчика, оснований для удовлетворения ходатайства о переводе ФГБУ «ФКП Росреестра» в статус заинтересованного лица суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Проскурякова Е.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , площадью 40 667 кв.м, расположенного по адресу: (адрес), в размере рыночной стоимости 20 780 837 рублей.

Датой подачи заявления считать дату обращения в суд – 21 сентября 2018 года.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2018 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен: (дата).

3а-294/2018 ~ М-263/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Проскуряков Евгений Сергеевич
Ответчики
Администрация г.Оренбурга
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Хакимова Ольга Владимировна
21.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
16.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2018[Адм.] Судебное заседание
07.11.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее