Дело (номер)а-21/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 января 2019 г. г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
при секретаре Абдуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Когалымское управление технологического транспорта» к Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
ООО «Когалымское управление технологического транспорта» обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований ссылается на то, что является собственником объектов недвижимости:
- объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес)., в отношении которого кадастровая стоимость определена по состоянию на 07.07.2012г. в размере 13807767.68 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес) отношении которого кадастровая стоимость определена по состоянию на 07.07.2012г. в размере 21809229.78 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес) в отношении которого кадастровая стоимость определена по состоянию на 07.07.2012г. в размере 36968208.2 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес), площадь 210.7 кв.м., в отношении которого кадастровая стоимость определена по состоянию на 07.07.2012г. в размере 5535915.24 руб.;
- объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес), площадь 843.5 кв.м., в отношении которого кадастровая стоимость определена по состоянию на 07.07.2012г. в размере 18396191.34 руб.;
В целях реализации права на установление кадастровой стоимости объектов равной их рыночной и снижения налоговых платежей, рассчитываемых исходя из кадастровой стоимости, просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером:
- (номер) в размере, равной его рыночной 7285000 руб.
- (номер) в размере его рыночной равной 6957000 руб.
- (номер) в размере его рыночной равной 19126000 руб.
- (номер) в размере его рыночной равной 1707000 руб.
- (номер) в размере его рыночной равной 8772000 руб. на основании отчета № 1091-06-2018-М/86 от 27.08.2018г., подготовленного оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» по состоянию на 07.07.2012 г.
В судебном заседании истец, представитель административного истца участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Представители Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрации г. Когалыма в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом, против заявленных требований возражений не представили.
Представитель Управления Росреестра по ХМАО-Югре в судебном заседании участия не принимал, представил письменные пояснения, в которых просит рассмотреть административное исковое заявление в свое отсутствие, против заявленных требований не возражает.
Представитель Администрации Сургутского района в судебном заседании участия не принимал, представил письменное ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в отношении двух объектов недвижимости, расположенных на территории Сургутского района.
Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ООО «Когалымское управление технологического транспорта» на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства с кадастровыми номерами (номер) (адрес); (номер) (адрес); (номер) (адрес); (номер) (адрес); (номер) (адрес), что подтверждается выписками из ЕГРН, копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 22-24, 26-29).
В силу требований главы 31, 30 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона ХМАО - Югры от 29.11.2010 N 190-оз "О налоге на имущество организаций" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 25.11.2010г.) ООО «Когалымское управление технологического транспорта» является плательщиком налога на имущество организаций и обязан уплачивать налог, налоговая база по которому определяется как кадастровая стоимость объекта с 01.01.2015г.,
Спорные объекты недвижимости включены в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (утв. приказом Департамента финансов ХМАО - Югры от 10.11.2017 № 27-нп).
Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 24.12.2012г. № 549-П кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером 86:17:0010605:254 определена по состоянию на 07.07.2012 г. в размере 13807767.68 руб.; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (номер) по состоянию на 07.07.2012 г. в размере 21809229.78 руб.; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (номер) по состоянию на 07.07.2012 г. - 21809229.78 руб.; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (номер) по состоянию на 07.07.2012 г. - 5535915.24 руб.; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером (номер) по состоянию на 07.07.2012 г. в размере 18396191.34 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН.
Посчитав кадастровую стоимость завышенной, 24.09.2018 г. Общество обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по ХМАО – Югре.
Уведомлением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 27.09.2018 г. № 937 обществу возвращено заявление и приложенные к нему документы, по мотивам пропуска срока (л.д. 252-253).
В силу положений ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 245 КАС РФ заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения с заявлением, в ЕГРН не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
При указанных выше обстоятельствах пятилетний срок обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости истек 21.03.2018г.
Согласно п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 пропуск 5 летнего срока не является основанием для отказа в принятии заявления, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку до настоящего времени очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в автономном округе не проведена, оспариваемая кадастровая стоимость применяется в отношении административного истца, суд считает возможным восстановить ООО «Когалымское управление технологического транспорта» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62, 247 КАС РФ в обоснование своих требований истец представил отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости № 1091-06-2018-М/86 от 27.08.2018г., подготовленный оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта»» по состоянию на 07.07.2012 г. (л.д. 55-251).
В силу ст. 62, 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отчет об оценке относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Оценив представленные доказательства, суд считает, что оценка объектов недвижимости проведена оценщиком с соблюдением норм действующего законодательства об оценочной деятельности, существенных нарушений требований Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которые позволяли ли бы суду сделать вывод о недостоверности и неправильности результатов отчета, оценщиком не допущено.
Отчет об оценке соответствует пункту 8 Федеральных стандартов оценки "Требования к отчету оценке (ФСО N 3)", утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254 (далее ФСО N 3), согласно которому вне зависимости от вида объекта оценки, в отчете об оценке должна содержаться следующая информация: а) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; б) применяемые стандарты оценки; в) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; г) сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор; д) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки; е) основные факты и выводы.
Представленный отчет содержит сведения, включающие необходимую информацию, которая использовалась оценщиком при определении рыночной стоимости объектов недвижимости.
Приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; суждение относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием предусмотренных законом подходов и методов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, отчет мотивирован и не содержат противоречий, оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующую квалификацию.
Оснований не доверять представленному отчету у суда не имеется.
Иными лицами, участвующими в деле каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности отчета об оценке, суду не представлено, оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов оценщика не имеется.
При таком положении, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Оснований для назначения по делу судебной оценочной экспертизы суд не усматривает.
Принимая во внимание, что доказательств иной рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено, выводы оценщика, изложенные в отчете об оценке, не опровергнуты, суд считает возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, соответствующей их рыночной стоимости по состоянию на 07.07.2012г., на основании представленного административным истцом отчета об оценке.
Установленная настоящим решением кадастровая стоимость объектов в соответствии со ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом датой обращения общества с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать дату обращения в Комиссию - 24.09.2018 г.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в единый государственный реестр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес), площадь 715,8 кв.м. равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.07.2012г. в размере 7285000.00 руб.
Установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес), площадь 684,2 кв.м. равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.07.2012г. в размере 6957000.00 руб.
Установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес) площадь 1415,2 кв.м. равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.07.2012г. в размере 19126000.00 руб.
Установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес) площадь 210.7 кв.м. равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.07.2012г. в размере 1707000.00 руб.
Установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес) площадь 843.5 кв.м. равной его рыночной стоимости по состоянию на 07.07.2012г. в размере 8772000.00 руб.
Датой подачи заявления считать 24.09.2018г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия.
Судья суда ХМАО – Югры подпись Л.С. Черникова
Копия верна
Судья суда ХМАО – Югры Л.С. Черникова