№ 2а-1-605/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 года г. Красноуфимск
Красноуфимский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Хомутинниковой Е.Ю., с участием административного истца – Баженова А.В., представителя административного истца – адвоката Резанова И.А., представителей административных ответчиков: Швалева В.И., Полежаева В.В., при секретаре Мальцевой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Баженова А. В. к Главе МО Красноуфимский округ о признании недействующим постановления Главы МО Красноуфимский округ № №1-109/2014 от <дата> года «О назначении на территории муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе»., обязать администрацию МО Красноуфимский округ признать недействительными итоги (протоколы) общественных обсуждений «о строительстве и эксплуатации полигона ТКО», проведенных в период с <дата> по <дата> года,
УСТАНОВИЛ:
Баженов А.В. обратился в суд с иском к Главе МО Красноуфимский округ о признании недействующим постановления Главы МО Красноуфимский округ №1-109/2014 от <дата> «О назначении на территории муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе»., обязать администрацию МО Красноуфимский округ признать недействительными итоги (протоколы) общественных обсуждений «о строительстве и эксплуатации полигона ТКО», проведенных в период с <дата> г., указав, что Постановление главы МО Красноуфимский округ от <дата> № №1-109/2014 «О назначении на территории муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» и порядок осуществления процедуры общественных обсуждений в форме опроса на территории МО Красноуфимский округ в период с <дата>. по вопросам планируемого размещения конкретных объектов обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) существенным образом дискриминировали его конституционное право на благоприятную окружающую среду.
Постановление и порядок проведения общественных обсуждений разработаны и проведены с явными нарушениями законов Российской Федерации, действующих на момент разработки, принятия Постановления и проведения общественных обсуждений.
Проведение общественных обсуждений (общественных слушаний) с иной формулировкой предмета обсуждений вступает в прямое противоречие с положениями Градостроительного кодекса.
Истец, житель муниципального образования ГО Красноуфимск, является владельцем 1/2 домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, и прямым свидетельством нарушения его прав, является факт того, что неизвестные ему, но фактически существующие правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, относящихся к территориальным отделам МО Красноуфимский округ, расположенных на равном и более удаленном расстоянии от планируемого места строительства по обращению с твердыми коммунальными отходами, чем принадлежащий ему объект капитального строительства, имели возможность реализовать предусмотренное законодательством РФ право на участие в определенной постановлением процедуре общественных обсуждений по вопросам размещения объектов обращения с твердыми коммунальными отходами. Он, как гражданин РФ, являющийся правообладателем объекта капитального строительства на территории ГО Красноуфимск, расположенного в 6000 м от места, предполагаемой реализации проекта, данного права был лишен по основанию, не предусмотренному Градостроительным кодексом.
В соответствии с постановлением, определяющем проведение общественных обсуждений в форме опроса исключительно в населенных пунктах муниципального образования Красноуфимский округ, право на участие в указанной процедуре других категорий граждан не предусмотрено.
Проведение общественного обсуждения в форме опроса, является неправомерным, так как противоречит положениям ст. 16 «Вопросы местного значения муниципального, городского округа» и ст. 31 «Опрос граждан» Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», так как вопрос размещения межмуниципального объекта по обращению с отходами производства и потребления, в соответствии с территориальной схемой и предложением Общества с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» от <дата>, имеющего статус регионального оператора, в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не относится к полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а рассматривается исходя из положений ст. 5 указанного закона «Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами».
Постановлением нарушено право истца на участие в общественных (публичных) слушаниях по проекту решения о предоставлении разрешения на строительство мусоросортирующего комплекса на соответствующих земельных участках.
Разработка и принятие обжалуемого постановления, и проведение на его основе процедуры общественных обсуждений является прямым свидетельством неисполнения соответствующими должностными лицами муниципального образования Красноуфимский округ, требования ст.19 Федерального закона от 29.12.2017 №455-ФЗ о внесении изменений в нормативные акты муниципальных образований в срок не позднее 01.07.2018г.
На основании вышеизложенного в связи с нарушениями его конституционного права на благоприятную окружающую среду, права на участие в процедуре общественных обсуждений (публичных слушаний), прав и законных интересов правообладателя объекта капитального строительства, подверженного риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации проекта, способного нанести вред окружающей среде, просит признать не действующим Постановление главы МО Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014 «О назначении на территории муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе». Обязать администрацию МО Красноуфимский округ признать недействительными итоги (протоколы) комиссии по проведению общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» от <дата>.
Определением от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО Красноуфимский округ.
В судебном заседании административный истец Баженов А.В., его представитель адвокат Резанов И.А., действующий на основании ордера, настаивали на удовлетворении заявленных требований, обосновав свои требования доводами, подробно изложенными в пояснении к исковому заявлению.
Представители административных ответчиков Швалев В.И., Полежаев В.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями не согласились в полном объёме, пояснили, что права и свободы истца Баженова А.В. постановлением №1-109/2014 не нарушаются, т.к. истец не является субъектом правоотношений по проведению опроса, назначенного постановлением №1-109/2014, нормы постановления не применялись к административному истцу. Права и законные интересы административного истца не нарушены. Просят отказать в полном объёме.
Суд выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Баженов А.В., проживающий на территории муниципального образования – ГО Красноуфимск, обратился в суд с административным исковым заявлением.
Определением Красноуфимского районного суда Свердловской области выделено в отдельное производство требование Баженова А.В. о признании нормативного правового акта недействующим.
Определением от <дата> Красноуфимский районный суд передал по подсудности в Свердловский областной суд административное дело по административному иску Баженова А.В. о признании недействующим нормативного правового акта представительного органа муниципального образования.
Решением Свердловского областного суда от <дата> административное исковое заявление Баженова А.В. о признании недействующим решения Думы муниципального образования Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014 «Об утверждении Положения о порядке проведения на территории муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции, решение Свердловского областного суда от <дата> отменено. По делу принято новое решение, которым признаны недействующими с момента вынесения апелляционного определения пункты 7 и 27 Положения о порядке проведения на территории муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственности и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе (утверждённого решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014) в той части, в которой участниками общественных обсуждений могут являться только физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории муниципального образования Красноуфимский округ.
Производство по делу в остальной части прекращено.
Как установлено в судебном заседании, Постановление Администрации МО Красноуфимский округ от <дата>. №1-109/2014 «О назначении на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» вынесено на основании Решения Думы Муниципального образования Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014 «Об утверждении Положения о порядке проведения на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе».
Постановление Администрации МО Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014 «О назначении на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» было подготовлено и в отношении него проведена процедура согласования, что подтверждается наличием листа согласования, имеющим подписи должностных лиц органов местного самоуправления и подписано Главой МО Красноуфимский округ.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Устава МО Красноуфимский округ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Частью 2 статьи 49 Устава МО Красноуфимский округ предусмотрено, что официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов является публикация их полного текста в Красноуфимской газете "Вперед".
Указанное Постановление Администрации МО Красноуфимский округ от <дата>. №1-109/2014 было опубликовано в общественно-политической газете «Вперед» №1-109/2014 от <дата>.
Постановление Администрации МО Красноуфимский округ от <дата>. №1-109/2014 «О назначении на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» принято в полном соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации", Уставом МО Красноуфимский округ и Положением о порядке проведения на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, утвержденного решением Думы МО Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014.
В судебном заседании не установлено, каким пунктом Постановления Администрации МО Красноуфимский округ от <дата>. №1-109/2014 «О назначении на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» нарушены права административного истца Баженова А.В.
Постановление Администрации носит информационный для населения характер, по возможному участию в общественных обсуждениях по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Постановление Администрации МО Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014 «О назначении на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе» вынесено на основании Решения Думы Муниципального образования Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014 «Об утверждении Положения о порядке проведения на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе».
Решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от <дата> Утверждено Положение №1-109/2014 в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Согласно п. 33 Положения о порядке проведения на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной п иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, утвержденного решением Думы МО Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014, итоговым документом общественных обсуждений в форме опроса является протокол общественных обсуждений.
Итоговый протокол формируется комиссией по проведению общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений.
Учитывая, что признаны недействующими с момента вынесения апелляционного определения пункты 7 и 27 Положения о порядке проведения на территории муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственности и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе (утверждённого решением Думы муниципального образования Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014) в той части, в которой участниками общественных обсуждений могут являться только физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке на территории муниципального образования Красноуфимский округ, суд приходит к выводу о том, что итоги (протоколы) общественных обсуждений не могут быть признаны действительными.
Суд, не соглашается с доводами представителя ответчика в той части, что Администрация МО Красноуфимский округ не уполномочена признавать недействительными итоги (протоколы) общественных обсуждений, т.к. уполномоченным органом на организацию общественных обсуждений и принятие правового акта является Администрация МО Красноуфимский округ на основании п. 9-1, п. 15 Положения о порядке проведения на территории Муниципального образования Красноуфимский округ общественных обсуждений по вопросам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, утвержденного решением Думы МО Красноуфимский округ от <дата> №1-109/2014.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об обязании Администрации МО Красноуфимский округ устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Баженова А.В., путем признания недействительными итогов общественных обсуждений «О строительстве и эксплуатации полигона ТКО», проведенных в период с <дата> по <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №1-109/2014 ░░ <░░░░> «░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░»., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░