Решение по делу № 2-777/2023 от 10.05.2023

    Дело №...

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2023 года                                       ...

<...> городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Савицкой А.В.,

при секретаре Галашовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Запасник Г.В. к администрации <...> муниципального района, ООО «Управляющая компания Дом» об обязании совершить определенные действия, о взыскании судебных расходов,

установил:

Запасник Г.В. обратилась с иском к ответчикам по тем основаниям, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: .... Дом 1938 года постройки, капитальный ремонт ни разу не проводился. 27.02.2020 дом признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с постановлением администрации <...> муниципального района от 27.02.2020 № 253 дом подлежит расселению и сносу до 31.12.2025. В настоящее время дом остается жилым, в нем проживают люди. Управление домом осуществляет ООО «УК Дом». Вместе с тем, проживание в доме не является безопасным, поскольку, как следует из акта от 20.12.2022, деревянные полы в тамбуре, при входе на площадку 1 этажа прогнили, имеют значительный уклон (до 45 %), местами провалились, деревянные ступеньки входа на площадку 1 этажа полуразрушены, лестничный марш от площадки 1 этажа до междуэтажной лестничной площадки имеет уклон в сторону от стены 10-15 %, выявленные разрушения полов и лестничных маршей свидетельствуют о значительных повреждениях несущих элементов цокольного перекрытия (балки, деревянные стулья). Управляющей компанией был установлен деревянный настил для прохода к ступеням, что является временным решением проблемы. Выполнение работ по текущему ремонту обязана проводить управляющая компания, при этом, если возникает аварийная ситуация, угрожающая жизни или здоровью жильцов, то управляющая компания обязана устранить аварийную ситуацию, а затем обратиться к собственникам за получением согласия на финансирование данного вида работ. Отказ собственников от финансирования работ по устранению аварийной ситуации является коммерческим риском управляющей компании. В связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, средств фонда капитального ремонта у дома нет, проведение капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта невозможно, следовательно, капитальный ремонт обязана провести администрация Сегежского муниципального района или управляющая компания за счет средств текущего ремонта. На основании изложенного, истец просит: обязать надлежащего ответчика в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью жителей многоквартирного дома провести работы по разборке и устройству деревянных полов перед площадкой 1 этажа, замене опорный конструкций цокольного перекрытия (балки и фундаменты под балки), ремонту опорных конструкций и частичной замене ступеней лестничного марша, замене негодных досок площадки крыльца; взыскать с надлежащего ответчика судебные расходы в размере 10 300 рублей.

Определением суда от 06.06.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Управляющая организация «<...> Дом», ООО «РемСервис», Фонд капитального ремонта РК.

В судебном заседании истец Запасник Г.В. и ее представитель Зеленский В.Н. исковые требования поддержали по доводам искового заявления.

Представитель ответчика ООО «УК Дом» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела Общество извещено. В предыдущем заседании представитель ответчика Митянина В.Е. требования не признала. Пояснила, что управляющая компания не оспаривает факт разрушения полов в тамбуре, а также лестничного марша. 22.04.2021 ООО «УК Дом» направляло в адрес администрации <...> муниципального района письмо с просьбой о проведении ремонтных работ, так как объем работ является значительным, носит капитальный характер. Дом признан аварийным. Управляющая компания вправе осуществлять работы текущего характера, поскольку выполняет их за счет средств собственников помещений. Ранее, по собственной инициативе управляющая компания установила настил в подъезде, однако, данный настил уже приходит в негодность. Проводить работы капитального характера управляющая компания не вправе.

Представитель ответчика администрации <...> муниципального района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела Администрация извещена. В письменном отзыве на иск Администрация указала на несогласие с исковыми требованиями, поскольку дом признан аварийным и подлежащим сносу, дом находится под управлением ООО «УК Дом». Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения. Пунктом 8 данного Перечня определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов: выявление деформации и повреждений в несущих конструкциях, надежности крепления ограждений, выбоин и сколов в ступенях; выявление прогибов несущих конструкций, нарушений крепления тетив к балкам, поддерживающим лестничные площадки, врубок в конструкции лестницы, а также наличие гнили и жучков-точильщиков в домах с деревянными лестницами; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; проверка состояния и при необходимости обработка деревянных поверхностей антисептическими и антипереновыми составами в домах с деревянными лестницами. В данном случае управляющей домом компанией - ООО «УК Дом» не проводились работы и услуги, которые установлены Минимальным перечнем, необходимые для обеспечения надлежащего состояния общего имущества в спорном доме. Именно на управляющую организацию возложена обязанность по надлежащему содержанию и текущему ремонту спорного дома. Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель третьего лица Фонда капитального ремонта РК в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела Фонд извещен. В письменном отзыве на иск Фонд указал, что собственники спорного дома с 08.05.2015 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Указанный дом не включен в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории РК, в 2015-2047 г.г., следовательно, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества, предусмотренная ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, у собственников дома отсутствует. Постановлением от 27.02.2020 дом признан аварийным и подлежащим сносу. Фонд исполняет обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

Представители третьих лиц ООО «Управляющая организация «<...> Дом», ООО «РемСервис» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый человек имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство, создавать условия для осуществления права на жилище.

В свою очередь в соответствии с данным положением Конституции гражданин РФ имеет право улучшать свои жилищные условия, а всем гражданам должно предоставляться жилище, отвечающее благоустройству и санитарно-техническим требованиям.

В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В силу п. п. 10 - 11 указанного Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находится в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан. Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Жилое помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них.

Согласно п. 33 Положения № 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований

В соответствии с п. 47 Положения № 47 по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п. 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: ..., состоящий из 8 квартир (1 подъезд), находится на территории Сегежского городского поселения, полномочия администрации Сегежского городского поселения переданы администрации <...> муниципального района.

Из технического паспорта на дом следует, что дом построен в 1938 году.

Запасник Г.В. является собственником квартиры № 4, расположенной в указанном доме.

Дом находится под управлением управляющей организации – ООО «Управляющая компания Дом».

В 2019 году ООО «САПР» по заказу Фонда капитального ремонта РК проведено обследование состояние конструктивных элементов здания и внутренних инженерных систем, относящихся к общему имуществу МКД, по адресу: .... По результатам обследования составлено заключение, в соответствии с которым фундамент, фасад и стены, перекрытия, крыша, кровля, окна в подъездах, слуховые окна, дверные блоки, система электрооборудования имеют значительные дефекты, повреждения составляют 60-75 % от объема конструкции.

На основании заключения межведомственной комиссии постановлением администрации <...> муниципального района от 27.02.2020 № 253 дом признан авариным и подлежащим сносу. Определен срок отселения граждан до 31.12.2025.

На настоящее время дом не расселен.

Из актов общих весенних/осенних осмотров жилого дома за 2020-2022 г.г. следует, что деревянные полы в тамбуре и при входе на площадку 1 этажа имеют уклон 10-15 %, изношены, сгнили, местами провалились, отсутствует черновой пол; лестницы деревянные, лестничный марш от площадки 1 этажа до междуэтажной лестничной площадки имеет уклон 10-15 % в сторону от стены, деревянные ступеньки полуразрушены.

В 2021-2022 г.г. истец обращалась в адрес управляющей компании с заявлениями о проведении ремонта полов, лестницы в подъезде дома, на которые ООО «УК Дом» были даны ответы о невозможности проведения данного вида работ за счет средств, собранных по статье «содержание, текущий ремонт», так как они относятся к работами капитального характера.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ).

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

Пунктом 4.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 18 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491), текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).

В силу с части 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее – Перечень № 290), установлено, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, относятся работы по проверке состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.

Согласно пункту 2 Перечня № 290 перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный Перечень, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом. В случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией - в договоре управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 10 приложения № 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила № 170) к текущему ремонту относится восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах, периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пп. 3.2.9 п. 3.2. ч. 3).

Согласно Минимальным перечням услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД №... по ... в ... (Приложение к договору управления от 01.05.2018), работы по текущему ремонту в указанный Перечень собственниками помещений в МКД не включены, равно как и работы по обслуживанию конструктивных элементов здания.

В соответствии с представленными актами выполненных работ, информации-расшифровки по выполнению минимального перечня работ и услуг ООО «УК Дом» в рамках договора управления были произведены работы по обслуживанию и текущему ремонту общего имущества дома, включенные собственниками в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД (приложение к договору управления).

Согласно представленным Отчетам о расходовании денежных средств на содержание и текущий ремонт за 2020-2022 г.г., информации-расшифровки по выполнению минимального перечня работ и услуг финансовый результат по дому – перерасход. При этом процент собираемости платы – 40-70 %.

Таким образом, из документов, представленных ООО «УК Дом» следует, что денежных средств на счете МКД, предназначенных для текущего ремонта общего имущества, нет. При этом, ответчиком представлены доказательства о проведении работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД в соответствии с договором управления.

Таким образом, на настоящее время собственники помещений спорного многоквартирного дома не согласовали между собой перечень ремонтных работ подъезда, сроки проведения ремонта и объем его финансирования.

Таким образом, правовых оснований для возложения на ООО «УК Дом» обязанности по проведению работ по ремонту полов и лестниц в подъезде не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требований к ООО «УК Дом».

В ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт того, что работы, проведение которых истребуется истцом, носят характер капитальных.

В соответствии с 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении N 8.

В перечень работ, проводимых при капитальном ремонте входят: ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) (п. 2 Приложения № 8 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170).

Согласно п. 2.4.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок

Проанализировав вышеприведенные нормы закона, представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца к администрации <...> муниципального района о проведении ремонтных работ капитального характера в многоквартирном жилом доме в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в нем на оставшийся срок до расселения жильцов обоснованы, так как жилой дом, занимаемый истцом и иными жильцами, находится в состоянии, которое не обеспечивает безопасность их жизни и здоровья и без проведения капитального ремонта дома его дальнейшая эксплуатация в качестве жилого помещения невозможна.

При этом, суд учитывает, что на момент рассмотрения спора в многоквартирном доме проживают граждане, их отселение не произведено, при этом срок отселения установлен до декабря 2025 года, т.е. истец и другие жители длительное время будут вынуждены проживать в условиях, не обеспечивающих из безопасность.

Все установленные виды повреждений, могут быть устранены только в результате проведения работ, которые входят в перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, содержащийся в Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». В силу п. 3 ч. 2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ обязанность по проведению данных видов работ возлагается на собственника многоквартирного жилого дома, которым является ответчик. Путем проведения текущего ремонта, устранить выявленные нарушения не возможно.

Определяя объем работ, которые необходимо провести, суд, учитывая отсутствие иных доказательств, руководствуется актом от 01.06.2023, составленном ООО «УК Дом», в соответствии с которым в целях предотвращения угрозы жизни и здоровью жителей МКД необходимо произвести капитальный ремонт цокольного перекрытия в лестничной клетке, крыльца, для чего необходимо выполнить следующие работы: разборка и устройство деревянных полов в тамбуре, перед площадкой 1 этажа, на площадке 1 этажа; замена опорных конструкций цокольного перекрытия балки, подшивка цокольного перекрытия и фундаменты под балки); ремонт опорных конструкций и частичная замена ступеней лестничного марша; разборка элементов площадки крыльца и возведение нового крыльца. Суд также учитывает положения ч. 3 ст. 196 ГРК РФ, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика администрации <...> муниципального района в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 300 руб..

Рассматривая требование о взыскании расходов на представителя, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 88 Гражданского процессуального кодекса РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При этом, положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда) (п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Пленум № 1)).

Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ и п. 10 постановления Пленума от 21 января 2016 г. № 1).

Таким образом, при разрешении вопроса о взыскании судебных расходов юридически значимым является установление связи указанных расходов с рассмотрением дела, их необходимости, оправданности и разумности исходя из цен, которые обычно устанавливаются за данные услуги.

Согласно ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

В силу положений ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 №382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст.17 (ч.3).

Из разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1, следует, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1).

Из представленного в суд договора на оказание юридических услуг от 20.04.2023 следует, что ООО «Велес» в лице директора Кабонен Р.С. обязалось оказать Запасник Г.В. юридические услуги в рамках требований об обязании провести ремонт полов в подъезде, в частности: изучить представленные заказчиком документы и проинформировать заказчика о возможных вариантах решения проблемы; подготовить необходимые документы в суд и осуществить представительство интересов заказчика в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Стоимость услуг по договору 10 000 руб..

Оплата услуг произведена квитанцией от 20.04.2023.

В рамках дела интересы истца представлял сотрудник ООО «Велес» Зеленский В.Н., действующий по доверенности.

По делу состоялось 2 судебных заседаний суда первой инстанции: 06.06.2023 – рассмотрение дела отложено в связи с привлечением к участию в деле третьих лиц, представитель Зеленский В.Н. принимал участие в заседании; 29.06.2023 – вынесено решение по делу, участие в деле принимал представитель истца.

В рамках дела представителем истца были подготовлены следующие процессуальные документы: исковое заявление.

Истцом Запасник Г.В. заявлено требование о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

Требования истца о взыскании судебных расходов являются обоснованными, относимыми.

При определении размера судебных расходов, подлежащих взысканию, суд учитывает объем проведенной представителем работы, связанной с рассмотрением дела – участие в 2-х судебных заседаниях, количество подготовленных процессуальных документов, категорию спора, количество и длительность судебных заседаний, в которых принимал участие представитель, причины отложения рассмотрения дела, соотносимость размера возмещения расходов с объемом защищаемого права, сложность дела, принципы разумности и справедливости, пропорциональности, объем удовлетворенных требований, необходимость обеспечения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, в связи с чем, приходит к выводу о наличии основании для взыскания расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

    Обязать Администрацию <...> муниципального района (ИНН 1006002126) провести капитальный ремонт в подъезде дома № 3 по ул. ... в ... ... путем выполнения следующих работ: разборка и устройство деревянных полов в тамбуре, перед площадкой 1 этажа; замена опорных конструкций цокольного перекрытия (балки и фундаменты под балки); ремонт опорных конструкций и частичная замена ступеней лестничного марша; замены негодных досок площадки крыльца.

    Взыскать с Администрации <...> муниципального района (ИНН 1006002123) в пользу Запасник Г.В. (паспортные данные: №...) судебные расходы в размере 10 300 руб. 00 коп..

В удовлетворении исковых требований к ООО «Управляющая компания Дом» отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через <...> городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                          А.В. Савицкая

Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ..

2-777/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Запасник Галина Владиславовна
Ответчики
администрация Сегежского муниципального района
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом"
Другие
ООО "Рем Сервис"
Фонд капитального ремонта Республики Карелия
ООО Управляющая организация "Сегежский Дом"
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Дело на сайте суда
segezhsky.kar.sudrf.ru
10.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.05.2023Передача материалов судье
12.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее